Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий взгляд на методологию исследования СМИ




Назрела необходимость разработки системного представления о ме­тодологии исследования журналистики. Именно так. Разумеется, необхо­димы работы по методологическим проблемам отдельных областей и разде­лов науки о журналистике, по отдельным применяемым в исследованиях методам. И тут что-то делается. Но, кажется, принципиально важно иметь в виду, что наука о журналистике — не конгломерат разрозненных, не свя­занных между собой учений, а единое системно организованное целое. Ее части составляют (теоретически — реально же до этого далеко...) структур­ные элементы этого целого. Поэтому неизбежно формирование системных знаний об общей методологии исследования журналистики, владение кото­рой необходимо каждому исследователю.

И исследователь, работающий в любой из сфер журналистских наук, не может не обращаться к общеметодологическим вопросам изучения жур­налистики — ведь он «должен» видеть свой «малый» участок работы в рам­ках всего «поля» журналистских исследований. Иначе автаркия. Разумеется, каждый исследователь отберет в свою «личную» методологическую «копил­ку» (а иногда и выработает новые) принципы, нормы, приемы, адекватные за­дачам исследования конкретного предмета в «своей» сфере. При этом у хо­рошо методологически подготовленного исследователя, обладающего развитой методологической культурой, ее составляющие «живут» латентно и действуют как бы «скрытно». Он не думает — «вот сейчас применю систем­ный подход», «а вот сейчас необходимо использовать приемы обобщения» и т.д. Но если исследователь действительно методологически подготовлен, он «автоматически» пользуется всей системой научной методологии. Однако перед этим надо пройти «школу» методологического «обучения», что порой кажется излишним. А это ошибка, которая неизбежно сказывается на ходе и результатах исследования.

Наука о журналистике, если брать «по-крупному», состоит из трех огром-|| ных и структурно сложных областей — теории (изучающей законы функци-оо онирования журналистики в разных социальных системах), истории (зани­мающейся закономерными процессами развития журналистики), социологии (сосредотачивающейся на современном состоянии журналистики в самых


разных ее сторонах). Конечно, такая предельно общая характеристика «со­става» науки «огрубляет» представление о науке, но зато привлекает внима­ние к главному, позволяя дать такое схематическое представление:

история

теория

социология

Надо заметить, что термин «социология» и, соответственно, понимание сущности социологической науки имеет несколько толкований: от всеобще­го «социетального» знания об обществе до учения о количественных по пре­имуществу методах изучения тех или иных сторон современного обществен­ного бытия. Научный «плюрализм» в понимании социологии очень широк, и каждый волен входить в нее со своего «входа». Здесь же термин «социоло­гия» используется только в одном значении — методы и результаты изуче­ния текущих явлений в любой общественной и гуманитарной науке, в том числе и в науке о журналистике — будь то стилистика, редактирование кни­ги или дизайн СМИ, реклама на ТВ или психология творчества. Скажем, лите­ратурно-художественная критика («третья», помимо теории и истории, сто­рона литературоведения и искусствознания) есть своего рода «социология литературы».

Разумеется, исследования и теории, и истории, и современного состояния требуют обращения (в зависимости от выбранного предмета и угла зрения на него) к самым разным областям знания — филологического и психологиче­ского, политологического и этико-юридического, экономического и управ­ленческого (менеджмент, маркетинг) etc. Иначе говоря, должно быть ясно, что «внутри» теоретического (или исторического, или социологического) ис­следования используются в зависимости от аспекта рассмотрения знания по социальной структуре общества, его политической организации, характеру и уровню его общей, в том числе политической и гражданской культуры, культурологии, политологии, общественной психологии и проч.

Кажется очевидным также, что всякое научное исследование в сфере журналистики носит системный характер и не может обойтись без обра­щения ко всем трем сторонам научно-журналистской методологии в их спе­циальной интерпретации и при тех или иных «ограничениях». Если это, на­пример, изучение стиля современной публицистики. Можно ли обойтись без теоретического знания о законах публицистики, которые сказываются и на форме, в том числе и стилевой? Или без исторического экскурса, понимания процессов, приведших к нынешнему состоянию стилевых рамок? А также к конкретно-предметному знанию (экономическому и/или политическому и/или философскому и/или религиозному и т.д. — в зависимости от пласта жизни, которому посвящены те или иные публицистические произведения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.