КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура научной парадигмы
Оо m Л Со CM и связи между ними (на первом этапе ассоциативные — по сходству, противоположности, смежности — чтобы постепенно формировалась «в голове» связная концептуальная картина изучаемого). Когнитивная психология указывает также на то, что все эти качества «ложатся» на развитую и развивающуюся компетентность, способность репрезентировать знания, решать проблемы, принимать решения. Затем важны социопсихологические свойства личности, вытекающие из осознания потребностей общества в новом знании и его применении в интересах общества. Неизбежно взаимодополнение качеств интраверта (ведь неизбежно обращение к своему внутреннему миру) и экстраверта (внимательного к тому, что вне него). И тут необходима прежде всего толерантность — внимание и понимание к думающих иначе, признание возможности других подходов и взглядов на проблему и решений ее, стремление понять гносеологические и социальные причины их. Но толерантность, настоянная на критицизме («сомневайся во всем») как к другим, так и к себе (интроспекция), умении ставить вопросы, способности к анализу, настроенности на конструктивную дискуссию, готовности и умении отстаивать свою позицию и вместе с тем к ее трансформации, если в споре «сторон» доказаны неточности того или иного характера. Принципиальность исследователя, база его мужества в борьбе за истину, несовместима как с догматическим упрямством, так и с мягкотелой уступчивостью настойчивому оппоненту (даже если это руководитель), конформистским пиететом к авторитетам. Важен «пафос дистанции». Но при этом «чистый» нонконформизм неконструктивен и часто ведет в тупик. Позитивно недовольство собой, смелость признания недостаточности теоретических, методологических, эмпирических знаний, что способствует освобождению от стереотипов, предубежденности и порождает инициативность в научном поиске, «открытость» к новым решениям. И сохранение «детского» любопытства и склонности к «игре». Но теперь к конструктивной «игре ума», хотя и с «детским» вниманием к необычному и готовностью признать необычное «нормальным». Обращать внимание на не привлекшие других «детали» и «подробности» и стремление разглядеть в них то, что даст основание нового или обновленного подхода, — существенный признак творческого мышления. Мышление исследователя предполагает гибкость ума, умение менять подходы и искать нетрадиционные решения, развивать остроумие (искать скрытые связи и необычные ассоциации), переносить неудачи, преодолевать уныние, находить выход из тупиковых ситуаций. Все это — начатки творческого мышления, базирующегося на свойствах интеллекта, уровень развитости и «натренированности» которого определяет меру созидательной, креативной «мощи» исследователя и, соответственно, результатов исследования. Интеллект — это не запас знаний (важный, но недостаточный элемент творчества), а умственное развитие личности, способность решать творческие задачи дедуктивным и индуктивным путем, средствами абстрагирования и обобщения. Огрубленно — сообразительность, гибкость ума, умение «собирать» детали и видеть целое, остроумие как способность к сближению «делековатого», способность, натолкнувшись на «завалы», разбираться в них. Тут важны такие качества как свежесть подхода, комбинаторика, непредвзятость, конструктивность, умение отбирать существенное, собирать в целое, видя и анализируя различные возможности конфигурации этого целого в зависимости от выбираемых ключевых признаков. И умение сомневаться даже в том, что кажется очевидным. Так формируется «транслиминарный» (не ограниченный жесткими рамками и привычными стереотипами) ум, готовый к творческому прорыву на основе развитой фантазии, который невозможен без «crazy quality» — «сумасшедших» идей исследователя, демонстрирующих смелость поиска и умение идти «против течения». Ведь на пути творческого решения надо преодолевать барьер привычного. Обычно первые шаги исследователя связаны с созерцательно-чувственным подходом, фиксирующим внешние свойства изучаемого явления. Затем проявляется рассудочное, «полу»-творческое использование ранее «наработанных» схем, оперирование устоявшимся, кажущимся незыблемым знанием и формально-дискурсивным использованием методологического аппарата в постановке и решении задач по расширению, а не углублению знания. А от него важен переход на разумное мышление (рассудок — предпосылка разума, и разум невозможен без рассудка) — творчески активное на базе гибкого использования методологии, адекватной проблеме и предмету исследования, причем с явным привлечением фантазии, активной «работой» творческого воображения при латентном участии интуиции. Только на этом пути возможно проникновение в «неявленные» другим стороны предмета и движение к пониманию «вещи в себе», сущности изучаемого. Одаренные исследователи гибко сочетают все три эти формы, используя каждую в надлежащем случае. При этом исследователю на каждом этапе деятельности необходима рациональность — притом в разных проявлениях. Прежде всего это рациональность самого исследователя — выбор, принятие и осуществление такой исследовательской парадигмы, использование которой ведет к верным решениям проблемы. От этого, затем, зависит «предметная рациональность» — обнаружение и «вышелушивание» рациональных, существенно значимых сторон изучаемой проблемной ситуации и ее субъектов — действующих лиц, даже если они субъективно ведут себя иррационально, не осознавая смысла и значения своих поступков. Наконец, это рациональность осознания «свидетельств» как тех современников и/или участников «проблемной ситуации», кто в дневниках, записках, письмах, показаниях, других документальных свидетельствах так или иначе (в сложном переплетении объективного и субъективного) повествовал о предметной сфере исследования, так и тех, кто позднее обращался к ней (это не только исследователи, но также и общественные деятели, политики, писатели, потомки участников событий и т.д.). А для этого важно ощущать себя «внутри» рассматриваемой «проблемной ситуации». Это означает, что исследователю важно обладать способностью к «перевоплощению», чтобы осознавать себя как бы участником журналистской деятельности прошлого или настоящего. Притом в разных качествах — владельца, редактора, автора («своего» и «других» СМИ в их конкретных отношениях), социальной среды того времени (законодательства, властей и их отношения к СМИ) и т.д. При этом надо владеть «литературой вопроса» — подходами и интерпретациями других исследователей (если, разумеется, имеются соответствующие работы). И, «отстраняясь» от них, на основе конструктивной критики формировать свой подход и решение, в котором будет не «голое отрицание», а новое, более адекватное решение, вовсе не исключающее включения трансформированных «заимствований». А также, разумеется, быть готовым к дискуссии и отстаиванию своего взгляда и возможному его изменению на основе конструктивного принятия серьезных возражений и предложений. Особую сферу менталитета исследователя составляет система его этических представлений и принципов. Конечно, для исследователя важно знание, владение и следование общим этическим нормам. Специально же следует обратить внимание на две области проявления этических принципов. Первая — строгое отношение к целевым установкам исследования. Наука должна служить прогрессу журналистики как института демократии. Значит, важно ставить такие проблемы, решение которых актуально для ее развития. И это касается и теории, и социологии, и истории. Для теоретика, занимающегося, скажем, проблемами свободы и знающего, как сложна проблема и как много интерпретаций ее имеется, важна устремленность к объективному анализу, который неизбежно содержит этический «заряд» — настроенность на создание концепции, которая поможет журналистам быть максимально свободными в служении «добру, истине и справедливости». А отсюда и этическая обязанность противостояния взглядам, открыто или скрытно уравнивающим свободу и произвол. Анализ же различных подходов к взаимодействию с аудиторией («лобовому», «хвостистскому», «манипулятивно-му» и др.) не может не основываться на этическом требовании служить гуманистическому и демократическому развитию аудитории, а не подчинению ее поверхностным запросам, ложным потребностям (часто сформированным в зависимости от «частных» интересов учредителя или владельца СМИ). Соответственно изучение «грязных» технологий в рекламе и PR не может быть объективистски-констатирующим — этично только противостояние им и формирование таких представлений в журналистских кругах, которые отвратят от «грязи» (хотя «заказчики» исследований часто хотят обратного). Точно так же и в социологии: этика исследователя требует противостояния «неадекватному» заказу и объективистскому подходу, а тем более субъективистской интерпретации данных исследования. То же требование и к историкам — изучение исторического наследия должно обогащать современных журналистов, помогать им познавать, осваивать и использовать позитивный опыт прошлого и отвергать негативный. Вторая — строгая этичность в отношениях с коллегами-исследователями. Известно, что даже в самой хорошей работе объем оригинального, собранного и обработанного самим исследователем, материала в редких случаях превышает 20%. Остальное — своего рода «заимствование» из других работ. Прямые заимствования фактов и положений, с которыми автор согласен, требуют точной отсылки (цитирования с указанием источника). Особая осторожность требуется, когда в исследовательской работе автор вступает в полемику — недопустимо прибегать к вырванным из контекста цитатам, в результате этого возникает «выгодная», но произвольная интерпретация. Честная полемика предполагает максимальную точность понимания позиции оппонента и уважительное отношение к ней (если это, конечно, не грубая поделка). Указания на фактические неполноту и неточности, нарушение логики, неточности и ошибки должны быть корректными при всей прямоте суждений. Тогда же, когда очевидны софистические «ходы», различного рода сознательные извращения и умолчания, неизбежным оказывается некоторое «повышение тона» критики. Только в учебных пособиях и учебниках можно обойтись без цитирования, но изложение заимствований должно быть трансформированным, чтобы не было подозрения на плагиат. И лучше снабдить публикацию списком использованной литературы (который может быть также и в «Программе курса», по которой написано пособие или учебник). 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Для ученого, к какому бы типу исследователей он ни относился и какого бы уровня и характера исследования ни вел, важно «освоиться» в сложной системе методологического знания. Начальные уроки он (будучи студентом) получает в ходе обучения, затем (в магистратуре и аспирантуре, если ведутся соответствующие занятия) формируется общая методологическая подготовленность в конкретной сфере науки, а в процессе самостоятельных исследований на базе уже накопленных базовых знаний и, частично, опыта необходимо каждый раз проходить этап методологической подготовки к конкретному исследованию. В последние десятилетия систему методологических знаний и подходов все чаще стали называть научной парадигмой исследователя (греч. рага-deigma — образец, модель, способ подхода), которая свойственна исследователю, — это социокультурные основания, диспозиция его научного мышления, основы «стиля» (в широком смысле) работы. Научная парадигма включает по крайней мере три области методологического знания. Во-первых, это «опорная» система знаний о журналистике как сфере исследования. При формировании методологических основ своего научного исследования необходимо ясное представление о достигнутом знании сущности и основном корпусе понятий (лучше сказать — категорий) журналистики, о состоянии той конкретной сферы науки, в которой он намерен вести исследования (притом в единстве теоретического, исторического и социологического с акцентом, разумеется, на «свой» аспект). Важно освоиться в «лакунах», противоречиях, несогласованности, которые неизбежны в науке. Например, при «выходе» на типологические исследования (а работ в этой сфере и общетеоретических, и конкретно-практических множество) стоит поставить перед собой вопрос, чем отличаются и как соотносятся типология и классификации, «идеальный тип» и «реальный тип», каково «пространство» и иерархия типообразующих факторов, формы их проявления и т.д. И выработать свои концептуальные представления (возможно, отличающиеся от чуть ли не общепринятых) становящиеся базовыми для конкретного исследования, которые называют либо «теорией среднего уровня» либо «дисциплинарной матрицей». При этом, конечно, исследователю в силу широкой и глубокой вовлечен- || ности журналистики практически во все сферы жизни социума при форми- vo ровании его научной парадигмы приходится овладевать знаниями в «смеж- ГГ| ных» областях. Тому, кто изучает политическую журналистику, естественно проникновение в мир научного знания и практического действия по имени «политика». То же для тех, кто в центр внимания ставит экономические отношения или процессы в сфере культуры, права, этики или религиозно-церковные проблемы. Когда же исследование имеет социально-универсальную направленность, всем занятым в нем необходима релевантная система знаний. А то, что наука о журналистике относится к «филологическим наукам» вовсе не предполагает соответствующих ограничений в подготовке исследователя. Правда, иногда вносит в его менталитет ошибочные представления. Во-вторых, ему нужны широкие социально-философские знания, сложившиеся в систему личных мировоззренческих ценностей и установок. Гносеологически и идейно-политически они могут быть очень разными (диалек-тико-материалистическими или объективно-идеалистическими; либеральными или социалистическими, коммунистическими или консервативными и т.д.). Но поскольку социально-философские позиции исследователя определяют принципиальные ориентиры в понимании истории и современности и, будучи «переведены» в методологическую плоскость, задают подходы к избранной предметной сфере, важно серьезно отнестись к своей социально-философской базе. И лишь затем, в-третьих, следует обращаться к изучению системы знаний по общенаучной методологии (методы, методики, процедуры, техника исследования), притом в конкретных формах применения к специфически журналистским объектам исследования. Такая методологическая подготовленность впоследствии, при организации конкретного исследования послужит надежной базой дополнительной подготовки, что в итоге дает тот или иной уровень обеспеченности «методологическим вооружением» для постановки и решения реальных практических задач исследования в специфической проблемно-тематической сфере. В целом структуру научной парадигмы можно представить так: научно-журналистские знания
общенаучные методы, методика, техника Часто особенности научных парадигм, принятые в исследовании, обозначают как рабочие «теории среднего уровня». С таким подходом можно было бы согласиться, если бы они были действительно только «рабочими», | а потому и основывающимися на общей «высокой» теоретической концеп- ^ ции, а в ходе и результате исследования становящейся более продвинутой "^ и отвечающей «реалиям». Однако, к сожалению, это не так. Различные «рабочие парадигмы» бывают слишком субъективны, удаляются от «высокой» теории и имеют тенденцию к консервации. Отсюда вытекает важное требование к исследователям — не догматизировать свою в начале принятую парадигму (во всех трех сторонах: теоретико-журналистской, социально-философской, методолого-гносеологичес-кой), проводить «ревизию» всех накоплений на основе изучения новых наработок в этой сфере и «освежать», пополнять, модифицировать свою пара-дигмальную базу. Это неизбежно и плодотворно: при каждом новом повороте в жизни и науке возникают кризисы — осознаются недостатки, неточности, противоречия, в сложившейся ранее парадигме, мера ее применимости/неприменимости в данных условиях. И важно в связи с этим на основе критического анализа парадигмальной системы (своей и других исследователей) двигаться в сторону все большей объективности подходов к изучаемой предметно-проблемной сфере в журналистике. Принципиально важно, чтобы научная парадигма была целостной, сбалансированной, внутренне связанной и открытой для перемен. Это существенно как для начинающего исследователя (в том числе и студента), так и для опытного работника исследовательской сферы. Но очевидна и разница. Начинающий исследователь чаще всего находится под сильным воздействием сложившейся парадигмы (тем более исповедуемой и предлагаемой руководителем), причем, конечно, уровень владения ею обычно невысок, нося в некотором смысле «ученический» характер. Опытный, тем более талантливый исследователь, с одной стороны, хорошо «освоился» в сложившейся парадигме, а, с другой, в большей или меньшей мере склонен к критическому отношению к каким-то ее сторонам, а иногда и к самой системе. Это нормально. Иное состояние научно-исследовательского менталитета — путь к догматизму, что серьезно блокирует успешную (то есть новаторскую) работу исследователя. Особенно важно творческое, антидогматическое отношение к сложившейся парадигме в условиях кризиса в развитии науки и/или динамических изменений в самой журналистике. Кризис проявляется как осознание недостаточности, неточности, неприменимости принятой парадигмы в изменившейся ситуации (в науке или журналистике). Кризис может носить частный характер, когда назрела необходимость перемен в парадигме применительно к отдельной сфере знания о журналистике (например, при необходимости изменения отношения к идеологии либерализма и либеральной журналистике). Кризис может быть и системным, возникающим в условиях объективной необходимости кардинальных изменений в принципиальных подходах к журналистике. Не случайно же говорят, что в науке (любой) время от времени происходят «научные революции», которые протекают, впрочем, нередко эволюци-онно и которые вовсе не обязательно сметают с лица земли старые парадигмы. Что-то действительно отбрасывается, что-то модернизируется, что-то трансформируется, а что-то и сохраняется. Эта «разборка» — самое трудное. Иначе говоря, это не значит, что «старая» парадигма отбрасывается и формируется абсолютно «новая». Не случайно те исследователи, которые совершали революционные изменения в науке, утверждали, что они «стояли на плечах гигантов», имея в виду сложившиеся в прошлом знания и методы, которые признавались нередко «частным случаем», «исторически необходимым этапом» и т.д. В разные эпохи господствовали разные «стили» научного мышления. Не отвергая ни один, беря и критически перерабатывая позитивное в каждом, важно думать о релевантности отбираемого. В наше время исследователям стоит обдумать подходы постмодернизма, распространяемые в искусстве и науке. Считается при этом, что постмодерн — это общая характеристика эпохи современного хаоса, когда отдельный человек и все общество дезинтегрировано, атомизировано, потеряло чувство реальности, погребено под обломками прошлого и не видит «света в конце туннеля». Отсюда — очень сложные процессы в познании, замешанные на индетерминизме, «логике нелогичности» и др. свойствах. Но серьезно обдумывающие ситуацию специалисты обращаются к идеям синергетики (теории самоорганизации и коэволюции сложных систем), на основе которых можно говорить, что под воздействием ряда механизмов развития из хаоса будет формироваться состояние устойчивого развития. Так что при формировании научной парадигмы современности по необходимости будет что-то принято и из идей постмодернистской постнеклассической науки. Правда, психологически (особенно для негибкого ума) легче либо следовать уже сложившейся парадигме, либо вовсе отказаться от предыдущей и, сбросив ее с «рабочего стола», строить новую парадигму с «чистого листа». Но обычно в этом случае базой оказывается совокупность постулатов, произвольно принятых исследователем и плохо отвечающих потребностям развития науки. Еще хуже, если это «чистый» постмодернизм, субъективистский волюнтаризм. Поэтому важно, чтобы принятая научная парадигма была заведомо и сознательно «открытой» для перемен, изменений, дополнений. Это результат здорового самосознания исследователя, постоянно критически осмысливающего свою позицию, сравнивающего ее со взглядами других ученых, их поисками и находками, ведущего постоянный солилоквиум, диалог с сами собой, а также и коллоквиум с «товарищами по цеху». Научная парадигма претерпевает того или иного объема и характера переструктурирование при организации и проведении конкретного исследования. Результаты успешного исследования так или иначе влияют на развитие научной парадигмы ученого, причем иногда решительно, что приводит к «научным революциям». Научные революции неизбежны, хотя не всегда их результаты адекватны необходимости. И вряд ли справедливо мнение, что в результате «научной революции» исследователь входит в «иной мир». Скорее все же он «иначе видит мир» своего исследования. Следует подчеркнуть, что разные исследователи следуют разным парадигмам (притом часто, к сожалению, представляющим собой некий эклектичный, порой очень неполный, «набор» взглядов, хотя крайне важна целостная, системная их организация). И нельзя не огорчаться тому, что «методологическая критика» в науке о журналистике в явном виде практически не существует, проявляясь лишь попутно, особенно при полемических схватках. А могла бы сыграть очень важную роль в становлении современной методологии изучения журналистики. Однако часто неосознаваемым, но постоянно работающим будет при этом та научная (а может быть и ненаучная) парадигма, с которой исследователь приступил к работе. А эти парадигмы различаются даже у исследователей, работающих бок о бок. И поэтому одна за одной на полку встают книги (даже имеющие гриф учебника!), в которых разнятся представления о многих сторонах закономерностей СМИ, в том числе о «журналистском материале (тексте)» и уж тем более о наборе и специфицирующих характеристиках жанровых групп и отдельных жанров. Все это приводит к мысли и о неразвитости, даже слабости научной критики, о невнимании одних исследователей к подходам и аргументам других при продолжающихся творческих поисках и т.д. Любопытно напомнить, что исследователи публицистики (а выпущено ими в итоге десяток книг) практически не дискутировали друг с другом, а выдвигали свои концепции на основе субъективно сформулированных парадигм. То же происходит в наше время с общей теорией журналистики. Нормальный же путь — поиск «полей сходства», а «области несходства» — сфера открытой дискуссии. Например, существует несколько концептуальных подходов к частной, но очень важной проблеме сущности «манипуляции». Но одни безоговорочно считают манипуляцию нормальным средством взаимодействия с аудиторией, другие так же безапелляционно считают ма-нипулятивное воздействие средством дезинформации. А дискуссии в поисках истины нет... Каждый придерживается своей точки зрения и не обращает внимания на другую. Или — хуже того — без доказательств, с пренебрежением отвергает ее. Формирование общих основ научной парадигмы исследователя — первая стадия овладения методологическими знаниями. Овладевая базисными, исходными положениями методологии, существенно важно выработать целостное и детализированное представление о структуре научной парадигмы, понять особенности каждой структурной части, их взаимозависимости и взаимо- действие. При этом надо иметь в виду, что термином «взаимодействие» описывается в данном случае не ход исследования, не процесс научного творчества, а «лишь» статические связи, теоретическая, а не процессуальная структура. А затем уже (что не менее важно) вырабатывать развитые представления о динамике процесса на каждом из его этапов (определения темы и проблемы, формирования теоретических подходов их разработки, выдвижения гипотез, выбор методов и методик и т.д. вплоть до определения способов интерпретации и создания заключительного отчета — реферата, статьи, книги). Развернутую «статическую» структуру научной парадигмы, общей методологии журналистского исследования можно представить, обозначив необходимые связи и взаимозависимости, в такой сводной схеме:
социально-философская методология
журналистика как объект изучения методы интерпретации и формирования итоговой концепции и создания «отчетного» текста А можно и так, еще более «остро» обращая внимание на то, что ведется исследование именно явлений журналистики: журналистика как объект изучения
социально-философская методология методы интерпретации создание итогового текста
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |