КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы дискурсивной эвристики
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕТОДОЛОГИИ Что же обеспечивает движение исследования от рассудочного, чаще всего ограниченного предположения к разумному подходу и рациональному решению на всех этапах исследования? В общем виде это часто называют эвристикой (греч. heurisko — отыскиваю, открываю). Всем памятно восклицание Архимеда «эврика!», которым у него сопровождалась радость открытия. Эвристикой в исследовательской деятельности называют два процесса. В узком смысле эвристика — это метод решения творческих задач при недостатке данных или при невозможности проделать огромное множество операций (например, перебора всех возможных вариантов), который опирается на догадке, интуитивном поиске решения, которое кажется наиболее верным. При этом решение оказывается одним из многих возможных и в большей или меньшей степени носит вероятностный характер. В широком смысле эвристика — метатеория организации исследовательского процесса, включающая знание и умение использовать всю совокупность накопленных в методологии и освоенных исследователем методологических сведений. Использование их проходит при строгом отборе тех средств исследования, которые при изучении данной проблемной ситуа'ции релевантны — «необходимы и достаточны», чтобы решить обозначенные исследователем задачи по изучению своего предмета. Эвристическая деятельность исследователя — это своего рода коллоквиум, собеседование с предметом своего исследования в целях решения проблемы и вместе с тем солилоквиум — внутренний диалог, размышление над полученными данными. Коллоквиум и солилоквиум проходят на «языке» принятой научной парадигмы с включением логико- методологических «инструментов» при активном участии интуиции. Логико-методологические «инструменты» эвристики в их системе можно назвать дискурсивной эвристикой.
В привычном, устоявшемся значении дискурс (лат. discursus — рассуждение, довод, аргумент) — совокупность логико-методологических средств, используемых в исследовании в ходе осмысления проблемы и разработки характеристики предмета. (Другое дополняющее на основе современных разработок использование понятия «дискурс» используется в разделах о процессе исследования, объяснении и обосновании). Дискурсивная эвристика многокомпонентна.
Первое. Прежде всего — это владение системой общеметодологических научных принципов и последовательное применение их. Конечно, нередко принципы формулируются на произвольных началах. Субъективистских, вне связи с объективными закономерностями функционирования и развития журналистики при игнорировании накопленного объективного знания. И объективистских, когда даже все обнаруженные стороны явления рассматриваются тщательно, но вне внутренних закономерных связей и без обращения к его месту и значению в системе «рядоположенных» журналистских и общественных явлений. Роль научных принципов методологии — общая ориентация исследователя, проявляющаяся в формировании подходов к исследованию, его архитектонике, а затем получению, систематизации, интерпретации полученных данных. Поэтому так важно их возможно полное перечисление. Причем верность принципов требует от исследователя верности принципам. Но относиться к ним следует не догматически, а творчески: и принципы находятся в становлении и развитии, и применение их требует креативного своеобразия в конкретных исследовательских ситуациях. Принцип объективности, независимости истины от исследователя, требующий от субъекта познания стремления к максимально возможному в данных условиях разумному проникновению в сущность изучаемого при использовании разнообразных познавательных механизмов. Понимание неизбежности разного рода неадекватных характеристик (их неполноты, частичности, моментов заблуждений, ошибок и т.д.) не может служить основанием для релятивизма, признания «множественности» истин (хотя пойманная жар-птица истины всегда относительна), а тем более субъективизма. Разумеется, характеристика журналистики как «четвертой власти» может иметь множество интерпретаций (и даже отрицательных), но движение к адекватному пониманию роли СМИ в демократическом обществе не может не вести ко все более объективным представлениям о журналистике как инструмента непосредственной демократии и, затем, к выработке путей адекватной реализации ее потенциальных «властных полномочий».
Принцип свободы мышления, предполагающий способность сомневаться, критичность (творчески ориентированную, а не «всеотрицающую») к утвердившимся идеям и признанным авторитетам, уход от догматизированных, кажущихся незыблемыми представлений, от привычных рамок суждений о предмете исследования. Разумеется, свобода мышления — вовсе не субъективистский волюнтаризм. Принцип системности, взаимосвязи, внутреннего и внешнего детерминизма, единства, притом часто противоречивого, структурных частей изучаемого явления и его «среды», что порождает состояние «единства и борьбы» "" противоположностей, часто называемого принципом дополнительности. II Противоречия (речь не о логической противоречивости утверждений!) внутренне присущи явлениям, притом они могут быть «простыми», взаимодополняющими, а могут быть антиномичными (даже антагонистическими), предполагающими борьбу и «снятие» в ее результате, что ведет к новой характеристичности явления. Принцип причинности, динамических и статистических причинно-следственных отношений, детерминизма эволюционных и революционных изменений. Поиск причин — внешних и внутренних факторов возникновения, формирования, развития, перехода в новое состояние, различных количественных и качественных изменений — требует творческих усилий исследователя, заботящегося не только о фактуальной характеристике явления.
Принцип развития, историзма, изменчивости, определяющий необходимость подхода к изучению журналистики под углом зрения качественно-количественных трансформаций (генезиса, возникновения, становления, изменения, цикличности движения, закономерностей переходов и превращений, исчезновения). Развитие часто идет как борьба противоположностей и/или проявляется как «отрицания отрицания». Например, плюрализм отрицает монизм, а плюрализм «снимается» при нормальном развитии моноплюрализмом. Принцип развития предполагает, что теоретическое «берется» в исторической форме. Принцип относительности, неполной адекватности эмпирических данных, гипотез и основ их систематизации и интерпретации, т.е. решения задач исследования, поскольку познание бесконечно, а сам исследователь всегда в чем-то ограничен (знаниях, эвристических способностях, материале и т.д.). Кроме того, множественность причин и следствий, сложные взаимоотношения их приводят к вариантности состояний родственных явлений, находящихся в разных условиях как объективных, так и субъективных. Принцип соответствия предполагает необходимость соотносить новые факты, идеи и концепции с наличным знанием, вводить его в единую систему. Если же результаты новых исследований опровергают имеющиеся знания (полностью или частично, утверждают их как частный случай и т.д.), то необходимо точно характеризовать их связи, по достоинству оценивая результаты, полученные предшественниками. Принцип дополнительности требует различать противоречия формально-логические (требующие преодоления) и органические, составляющие сторону и проявление сущности изучаемого предмета в его целостности. От исследователя требуется видеть комплементарность органических противоречий (в частности, непрерывности и дискретности, общего и частного) как природное свойство предмета и понимать роль и значение их в явлении. Принцип конкретности истины ведет исследователя к пониманию неразрывной целостности знания в единстве общего-особенного-единичного в явлении, притом в его временном и личностном своеобразии. Отсюда требование поиска гармоничности знания.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |