![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Частные методы
CM Перемежение дискурсивного (__) и интуитивного (___) в ходе иссле Пятое. «Механизм» дискурсивных и интуитивных средств осмысления [
Результат анализа — формирование абстракций (от лат. abstractio отвлечение) — таких характеристик явления, которые дифференцируются по признакам «общее» — «особенное» — «единичное». Абстрагирование в точных науках считается отвлечением от частного, случайного, временного. Но для журналистики — и не только исторического и социологического знания о ней, но и для теоретического — серьезное значение имеют и «особенное», и «единичное», поскольку эти характеристики позволяют «увидеть» явление в целом. Однако действительно реальной трудностью в ходе анализа и образования абстрактных характеристик являются ошибки в понимании того, что именно является «общим», а что «особенным» и «единичным». Поэтому абстрагирование может быть разнонаправленным. Можно — во имя постижения общего — абстрагироваться (так чаще всего поступают теоретики) от всего частного. Но можно абстрагироваться и от общего, если стоит задача осмысления особенностей явления журналистики, если общее известно. Так часто поступают историки. Бывают и случаи абстрагирования от общего и особенного, чтобы выдвинуть на первый план единичные черты явления. Исследователи прибегают и к первому, и ко второму, и к третьему подходу абстрагирования — все будет зависеть от того, какая задача будет решаться в конкретном случае. Но исследователь не может забывать о том, что при любых обстоятельствах общее, закономерное должно быть или на первом плане, или же проходить «фоном» — иначе наука в лучшем случае оказывается эмпирической фактографией, а в худшем — собранием курьезов. Абстрагирование далеко не всегда дает безусловные (категорические) результаты: исследователь не может не иметь в виду и их возможную относительность, гипотетичность. «Вечные истины» обнаруживаются редко. Обобщение — это переход в результате исследования конкретного предмета к пониманию изучаемого («отдельного») как единства общего — осо- бенного — единичного. Если эта операция проделана, то — в зависимости от ее точности — уже можно оперировать «общим» (не забывая, что оно специфически и прочно связано с особенным и единичным). Притом при необ- ходимости от менее общего идти к более общему. Как, например, выявить, что является «общим» для характеристики «журналистских текстов» и определяющим, стало быть, сущность публицистики? Одни предлагают видеть общее в «публикации» — опубликованности в СМИ (между прочим, до сих пор все публикации в СМИ считаются принадлежащими к одному роду творчества и называются «газетными/радио/телевизионными жанрами»). Другие настаивали на том, что основа публицистики — полемика. Третьи зачисляли публицистику в разряд произведений на общественно-политические темы. Все эти абстракции уязвимы: ни одна из них не дает глубинного представления о сущности публицистики, причем первая характеристика слишком «широка» и к тому же не выделяет специфического начала, другая имеет лишь частичное применение, третья не учитывает устных и др. форм, причем опять-таки слишком широка. Хотя в каждой есть своя правда — но частная, имеющая отношение к особенному и единичному в публицистике. Значит, надо было, изучая «журналистские произведения», «отсекать» такие тексты, которые публикуются в журналистике, но являются по своей природе художественными или научными (в их «приспособленных» для журналистики разновидностях) искать более точную общую характеристику, выявляющую сущность публицистики как типа творчества. Так возникла идея: «публицистика — контрагент общественного мнения». Отсюда понятно: в творчестве журналистов-публицистов на более высоком уровне «повторяются» свойства общественного мнения. Тогда и только тогда возникла критически важная для обобщения возможность с этих позиций объяснить специфику «журналистского творчества», выявить критерии его качества и эффективности. На этой базе появляются основания включить в новую концепцию все верное, достигнутое ранее, соотнести свойства этого типа творчества с другими (наука и искусство), получить базу для адекватного анализа творчества публицистов прошлого и настоящего, даже возможность «заглянуть» в будущее... Абстрагирование предполагает внимательное и бережное «вычерпывание» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь», особенно в сложно организованных объектах. К сожалению, часто стремление посредством анализа выделить главную абстракцию, своего рода «клеточку», «ядро» изучаемого предмета, игнорируя сложность предмета исследования приводит к грубой абстрактности, подрывающей доверие к самой идее абстрагирования как поиска существенного (и тогда презрительно говорят об оторванности ученого от жизни). Например, стремление найти одно-единственную характеристику функций СМИ (а их, представляется, множество, притом существенных) привело к идее, что функциональная специфика журналистики — перевод содержания специализированного сознания в сознание массовое. Тут тоже есть доля истины: журналист должен быть образованным человеком, и только тогда он сможет, избегая поверхностности и ошибок, эффективно работать в СМИ. Но это узкая, односторонняя и, более
Все неточности и заблуждения при абстрагировании зависят оттого, что исследователь плохо вглядывается в онтологические, глубинно-природные свойства предмета и останавливает свой взгляд на частном и поверхностном. К ошибкам приводит и априорное выдвижение принимаемых как реальные основания постулатов, содержание и совокупность которых субъективны и которые потому недоступны проверке. Тогда и возникает замечание: «abstrus!». Объективно проведенный анализ приводит к абстракциям разного рода. «Изолирующая абстракция» — такое вычленяющее обобщение, которое, с одной стороны, характеризует существенное в этом объекте, а с другой, выходя за рамки конкретного объекта изучения, помогает понять существенные стороны и множества других. Как определить понятие «газета»? Только через изучение множества газетного типа изданий «во времени и пространстве», отвлекаясь, естественно, от существенных свойств каждого издания. Так возникает сначала «обобщающая» абстракция, а затем и «идеализирующая», с помощью которой явления журналистики («газета», «аудитория», «массовая информация» и т.д.) характеризуется в «чистом виде». Близка к ним и «абстракция отождествления» — обнаружение общих признаков у разных явлений. Чрезвычайно важно формирование через сравнение выделенных абстракций связывающей их предельной абстракции как ядра изучаемого явления. Если признать, что термин «свобода печати» универсален, то, изучив позиции и системы взглядов разных авторов, писавших о ней на протяжении веков, важно отобрать такие характеристики, которые, будучи «сложенными», дадут возможность говорить о путях решения проблемы. А затем, проанализировав и сопоставив их существенные черты, соединить на основе предельной абстракции (свобода содержит в себе необходимость как снятую) в целостное структурно развернутое представление. Таков путь к абстрактно-всеобщим характеристикам («газеты», «публицистики», «аудитории», «толерантности» и т.д.). А прогностически направленный процесс абстрагирования приводит к формированию абстракции потенциальной осуществимости. Так в наше время разрабатывается идея общественной (государственно-общественной, общественно-правовой — название ищется многими) журналистики, представляющейся существенно важным типом СМИ рядом с государственными и частными. Выделенные в результате анализа абстракции, если они верны, — это существенные свойства, отношения, связи в изучаемом явлении. Но, будучи «отдельными», они характеризуют «части» изучаемого, даже если это абст-|| рактно-всеобщие характеристики. При этом может статься, что выделена vo «односторонне правильная» абстракция, дающая верное, но однобокое понимание, знание лишь о части сущностной природы предмета. Задача же ис-II следователя понять сущность целого. Многие годы предпринимаются попытки выявить специфику и состав «массового сознания», что чрезвычайно важно для самых разных видов деятельности, в том числе и в СМИ. Но при наличии множества верных частных характеристик дело упирается, представляется, в то, что не удается найти «ядро» проблемы. А не заключается ли основание для абстрактно-всеобщей характеристики «массового сознания» в том, какие «составляющие» необходимы, чтобы носители массового сознания могли адекватно ориентироваться во всем окружающем личность, группу, общество мире явлений действительности настоящего, прошлого и даже гипотетического будущего? И тогда массовое сознание станет возможным представить как ориентирующую систему, отдельные части которой задают подходы к различным сторонам действительности, а в совокупности позволяют полнокровно ориентироваться в окружающем. Так перед исследователем возникает проблема конкретизации, «построения» конкретного как совокупности множества выделенных абстракций. Не лучшим вариантом (но допустимым и в чем-то плодотворным при изучении новых и сложных явлений) является «агрегативное», «суммативное», «аддитивное» сведение абстракций. Можно представить такое сведение как «характеристику через запятые» (= существенно для явления черты х, у, г... п). Результат — механическое целое, ведущее порой к эклектике. Но действительным пониманием сущности оказывается не аддитивное, а системное видение объекта, когда отдельные абстракции выступают как элементы, находящиеся в связи, взаимодействии (координации, субординации). Поняв это, исследователь «видит» целое не как «кубики в коробке», а как «дом», то есть как органическое целое. При этом обнаруживаются эмерд-жентные свойства предмета, «дополнительность» которых возникает именно в результате связей и взаимодействия элементов в рамках системы. До сих пор, кажется, не удается создать системную характеристику «журналистика»; пока представления о ней носят аддитивный характер («социальный институт» + «совокупность профессий» + «область творческой деятельности» + «собрание специально подобранных текстов» + «разнообразие каналов передачи массовой информации» и т.д.). В случае же органического синтеза абстрактных обобщений получается достаточно строгая характеристика, например, требований «информационного порядка» в демократическом обществе: «информированность» достигается при ясном понимании и реализации взаимосвязанных процессуальных актов «плюрализм»-----»- «толерантность»--- >- «диалог»------ >- «монополюрализм». Таким образом, в ходе анализа и абстрагирования реально конкретного неизбежно — латентно или явно — проходит также и процесс синтеза (греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — органического соединение частей в единое целое при формировании нового, системного качества знания о предмете. При этом стоит иметь в виду, результаты оо г-* синтеза, особенно при изучении сложных явлений в переходных ситуациях могут носить вероятностный характер. Таков, например, синергетический синтез диссипативных структур. И поскольку в истории журналистики ничто никогда не закончено, борются разнонаправленные тенденции, а малые флуктуации и слабые резонансные воздействия способны дать простор для масштабной реализации одной из тенденций (не обязательно ведущей к прогрессивному развитию журналистики) и ограничению иных реальных тенденций, научная характеристика состояния журналистики получается «многомерной». Существует теоретическая позиция, согласно которой в деятельности способного исследователя анализ и синтез неразрывны: анализ идет через синтез, то есть при выделении частей и абстрагировании «в уме» постоянно держится целое (реальное и гипотетически будущее), чтобы понять место и роль «части» в «целом». В результате анализа и абстрагирования при стремлении понять целое идет формирование на этой базе конкретно-всеобщего, когда и «частные проявления» журналистики (информационная политика отдельного канала), и «крупные обобщения» (либеральная журналистика второй половины XIX века) поняты в их глубинной сущности. Но при этом, если рассматривать не только «общие», но также «особенные» и «единичные» свойства явления важно идти дальше — к конкретно — всеобщему при понимании соотношения в явлении черт общего — особенного — единичного. Так реализуется принцип конкретности истины. Ведь «общее» существует только в «отдельном». Можно, конечно, писать о публицистике вообще, но это будет «тощая» абстракция. Более конкретна характеристика публицистики определенной эпохи или творческого объединения, а абсолютно конкретной будет разработка «на фоне» общих представлений специфики публицистики одного автора или даже одного его произведения (например, «Путешествия из Петербурга в Москву»). И в последнем случае это будет не эссеистский пересказ, а именно анализ, ибо представление о произведении будет основано на понимании абстрактно — всеобщего с учетом и демонстрацией особенного и единичного. Сравнение — аналогия — ассоциация. В ходе исследования постоянно возникает необходимость сопоставления, сравнения однородных и разнородных явлений внутри предметного поля по самым разным причинам и основаниям. Сравнение «толстых» журналов или альманахов одной эпохи или разных стран. Сравнение творческого уровня публицистов одного лагеря или социальных позиций журналистов разных лагерей. Сравнение выявленное™ демократизма/антидемократизма в изданиях и программах разных направлений. И т.д., и т.д. Суть сравнение — сопоставление свойств, черт, признаков двух или многих явлений, чтобы выяснить, есть ли у них общее, насколько существенно и выявлено это общее (в связи с наличием и ролью особенных и единичных, случайных и временных проявлений и т.д.), у одних, затемнено у других, противоречиво проявляется у третьих и проч. Процедурно это выявляется как градация, выяснение «переходов» между изучаемыми явлениями. Тут значимую роль играют методы индукции. Если разрабатывается концепция «качественного издания», то сравнение по множеству параметров разных газет («Тайме» и «Гардиен», «Нью-Йорк тайме» и «Вашингтон пост», «Монд» и «Фигаро», «Известий» и «Ведомостей») необходимо и неизбежно вычленение общих свойств качественных изданий, но также и внимание к особенностям проявления «качественности» у каждого. Сравнение может носить также дифференцирующий характер, что позволяет определять различия, их меру и значение — у газет и журналистов, в характере кадрового, финансового, информационного, рекламного и др. обеспечения деятельности разных СМИ и т.д. В частности, изучение истории и современного состояния таких жанров публицистики как памфлет и фельетон может дать чрезвычайно интересные результаты и в типологическом плане (единство/различие), и в творческом (используемые средства и уровень мастерства авторов разных времен, направлений, изданий и т.д.), и в генетическом (как формировались жанры), и в историческом (как они развивались), и в структурном (внутренняя организация в разные времена и у разных авторов) и проч., и проч. Так выявляются разделительные грани (иногда кардинальные). Сравнение — это тоже своеобразный анализ явлений журналистики. Сравнение может предшествовать описанным выше аналитическим процедурам, а может и быть продолжением и развитием их уже применительно к более широкой предметной области. Очень важно, чтобы сравнение имело строгие критерии и механизмы реализации. Поэтому имеет глубокий смысл использовать аппарат построения аналогии (греч. analogos — соответствующий, соразмерный). Аналогия — метод, основанный на «строго технологичном» сравнении явлений, имеющем жесткую логику: если сопоставляемые явления имеют множество сходных черт при наличии у одного неизвестных, то, вероятно, что они есть и у другого А = Ра......... Рп, Рп + 1 Б = Ра........ Рп_______________________________________________ Вероятно, Б обладает свойством Рп + 1 Таково простейшее представление об аналогии. Всякий вывод по аналогии вероятностен (при его формировании действует индуктивная логика, применение которой таит опасность неполноты знания о совокупности сравниваемых черт). Поэтому требуется осторожность: важно выстраивать, а затем сравнивать именно характерные (существенные) свойства и отношения, что предполагает высокое качество предварительно проводимого абстрагирования. Аналогия по несущественным — внешним, случайным, нехарактерным —
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |