КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпирическая информация. 2 страница
Теоретики с помощью концептуальных исследований с учетом социологических данных могут (и, представляется, обязаны) «работать» на только на оптимизацию педагогического процесса, но и «конструировать» те или иные журналистские объекты. Например, разрабатывать концепцию общественной (или, в другой терминологии, государственно-общественной, социально-правовой) журналистики — «третьего» типа журналистики, которая должна занять достойное, а, может быть, и первое место в системе СМИ. И существен вопрос: может ли и должна ли быть наука о журналистике основой для государственного управления (законодательство, деятельность создаваемых государством органов) системой СМИ или ее подсистемами разного характера и уровня? Или «научное обеспечение» важно лишь для использования в процессе саморегулирования в журналистском сообществе? А может быть, и то, и другое? Это не «пустые» вопросы — от ответа на них зависит, насколько «свободно» и ответственно может вести себя исследователь, выдвигая и обосновывая «сценарии», как велика его ответственность за меру оптимальности (с точки зрения соответствия потребностям развития общества) их характера. Ведь как важно знать, предлагается ли в «сценариях» абстрактно необходимые или абстрактно возможные изменения, хотя на самом деле важны «сценарии» объективно необходимых изменений. || В прямой связи с ответом на эти вопросы находится и проблема исполь- см зования системного анализа и системотехники при изучении журналистики. су> Должны ли быть исследования «констатирующими» или также «прагматиче- II скими»? Если признается необходимость научного знания для разработки управленческих «сценариев» и для государства, и для саморегулирования, то, очевидно, журналистская системотехника существенно важна и для преподавания всего цикла журналистских дисциплин (в том числе и истории журналистики). Если, конечно, исследователи способны и могут реально обеспечивать преподавание разработками необходимых и возможных «сценариев» развития, а на этом «фоне» критериями оценки реально происходящего в СМИ и определения желаемых перспектив и путей их реализации. А разработка оптимальных критериев — важная и трудна сторона подготовки системного анализа.
В частности, важна актуализация исторического знания: рассмотрение прошлого журналистики с точки зрения современной научной парадигмы позволяет добиваться, например, строгого понимания «исторического наследства» — что надо «принимать» (в определенной мере и форме) из «наследства» и от чего надо «отказываться» (в целом или частично). Оценки хода и результатов борьбы СМИ различных направлений, упущенных или, наоборот, реализованных возможностей, «боковых» или «попятных» (и т.д.) шагов того или иного издания/программы — хорошая «школа» для тех, кто в наше время входит в журналистику. Все перечисленные методы и средства исследования (которые «венчает» системный подход и анализ) рассматривались прежде всего как изучение проблемных ситуаций в журналистике «здесь и сейчас» — в статике, преимущественно как неизменные. Конечно, в той или иной связи упоминалось понятие «развитие», но главным образом «отсылочно», чтобы иметь в виду, что любая проблемная ситуация, а, следовательно, предмет исследования находится в состоянии некоей динамики, движения. Поэтому взаимодополни-тельны структурно-синхронический и генетически-исторический — диахронический подходы к изучению журналистики. Любой изучаемый предмет первоначально проходит стадию генезиса (греч. genesis — происхождение), зарождения, предыстории — возникновения, «рождающегося» складывания его структуры, «притирки» ее частей и системной их организации, формирования и становления целостности. Ведь ничто не возникает как deus ex machina. Затем, с момента сформированное™ «ставшего предмета» начинается «высшая» стадия развития — динамическое функционирование явления, «внутренняя» и «внешняя» история его развития, трансформации, формирование «семьи» родственных по типу (хотя и находящихся в сложных отношениях) явлений, их «разделения», возвышения одних, деградации и «смерти» других... Такова, например, сложная предыстория (генезис) и собственно история «толстого журнала» в России с середины 20-х гг. XIX века. Или практически вековой (с середины XVIII века практически до середины XIX века) генезис либеральной журналистики, которая за столетие так и не вышла за рамки обсуждения идей, формирование программ, малоудачных попыток издания. И только, пожалуй, с зарубежных изданий
Герцена («Колокола» и «Полярной звезды») началась полнокровная история либеральной прессы в России. Естественно поэтому формирование генетического метода в системе методов изучения собственно журналистики и научных знаний о журналистике. Конечно, формирование знания о «становящемся» предмете исследования может протекать изолированно от дальнейшего его развития. Однако такое ограничение лишает характеристики важных оценочных критериев, обрекая исследователя на констатирующий подход, «генетический фактографизм». Поэтому генетический метод требует использования «точки зрения будущего». Не случайно говорят, что ключ к пониманию развивающегося организма — в развитом организме. Объяснение начального этапа плодотворно в том случае, если используется сравнение со «ставшим» предметом как в его реальном бытии, так и в идеале. Становление, например, государственной прессы России (петровских «Ведомостей», в частности) важно видеть в свете дальнейшего развития этого социального типа СМИ на следующих этапах развития. В том числе и современной государственной журналистики. Но и этого мало: принципиально важно оценивать эти СМИ с точки зрения объективно сущей роли государственных СМИ в развитом гуманистическом демократическом обществе. Это требует «зреть через столетия» и применять современные теоретические подходы. Трудности при этом, разумеется, велики. С одной стороны, государственные СМИ «прошли» через разные социально-политические эпохи, чего нельзя не учитывать. С другой, современные теоретические представления «плывут» — одни считают их чуть ли не центрирующими по роли и характеру в системе журналистики, другие же исходят их того, что государственных СМИ вообще не должно быть. Есть и другие точки зрения. Значит, важно выработать свой теоретико-методологический подход к изучению становления и развития государственных СМИ и четко (пусть даже латентно) применять его относительно явлений далекого прошлого.
Другой пример — становление эпистолярной публицистики в России (или, допустим, в Древней Греции или Риме). Она зародилась как «личная» переписка (скажем, Ивана Грозного и кн. Курбского). А в публицистическом арсенале XVIII века возникли такие творческие формы, как «отписки». Все это чрезвычайно важные этапы становления эпистолярной публицистики. И в каком-то смысле имеющие законченный характер. Но разве не имеет смысла учитывать при оценке этих этапов дальнейшее развитие жанров открытого письма и письма без адреса в XIX и XX веках, обращаясь также к «теории вопроса»? Тогда появится возможность объективной (в меру объективности подхода) характеристики причин и особенностей становления свойств, структуры и функций изучаемого «становящегося» предмета, его места и роли в структуре СМИ своего времени, а также и значения в дальнейшем развитии предмета исследования (если видеть его широко) на «хорошей» теоретической базе. В этом смысле стоит поставить вопрос, достаточно ли было у Белинского оснований считать, что генезис журналов (пример брался в Англии) идет по линии от «spectator» («зритель») к «revue» («обозрение»)? Для Белинского было важно констатировать этот в целом верное наблюдение о генезисе характера журнальной деятельности. Но не было ли в реальной журналистике совмещения в одних изданиях качеств «наблюдателя» и «аналитика» (притом теоретически оправданной)? И не было ли необходимым развитие в журналистики и раздельное существование этих видов журналов? Тут важны и наблюдения над реальной «жизнью», и теоретический анализ.
Таким образом становится очевидным необходимость при изучении генезиса выбранного предмета широкого использования методологических средств сравнения и аналогии, индукции и дедукции, факторного и системного анализа, моделирования и идеализации. Изучение генезиса в обобщенном виде называют «имманентной дедукцией». Все это так важно, потому что на этапе генезиса явления (особенно на первых этапах) сущность его бывает «затемнена», предстает частично, а общее-особенное-единичное проявляется несбалансированно, с выходом на первый план прежде всего единичного при невыявленности особенного и слабости общего. Генетический метод — в силу того, что в журналистике ничто никогда не бывает закончено, что процесс развития не останавливается формировании даже устойчивых систем, что, при наличии неизменного «ядра» закономерностей, в «чистом» и «завершенном» виде явлений СМИ не бывает — прочными узами связан с историческим методом. Исторический метод предполагает диахронический подход к изучаемой предметной ситуации, тогда как теоретическое и чаще всего социологическое исследование предполагает синхронистический подход. В центре внимания историка — процесс развития. Но принципов подхода к пониманию и изложения исторических ситуаций в журналистике по меньшей мере два. Один — идеографический, индивидуализирующий, заключающийся в том, чтобы рассказать об изучаемом явлении прошлого, «как было на самом деле». Тут на первый план как первостепенно важные выходят подробности и детали, яркое повествование о событиях и характерах участников, интригах в салонах, частных отношениях и «тайной» жизни (прежде всего людей из правящих кругов). И, разумеется, прежде всего используются средства документального художественно-детективного повествования. К такому подходу прибегают те, кто увлечен исторической эмпирией (как уже известной, так и в значительной мере собранной самим автором). А самое главное, стремящиеся избегнуть обвинения в «историческом концептуализме», интерпретирующем объяснении с позиций, которые могут вызвать возражения сторонников иных точек зрения. Конечно, за таким историческим объективизмом
ел латентно скрывается то или иное понимание движения истории, но чаще всего поверхностное. При этом внимание к ярким историческим деталям при сюжетно-повествовательном умении и отказе от строгого исторического «разбирательства» способствует легкости чтения (притом «легкости» и в позитивном, и в негативном смысле). Второй — концептуалистский, основанный на применении к собранному эмпирическому материалу «необходимых и достаточных» средств из арсенала принятой исследователем научной парадигмы. С этой позиции характеризуются системные свойства исторического явления, моделируются его внутренние и внешние связи, факторы, порождающие свойства, определяющие его функционирование и развитие, место и роль в историческом процессе. Рассмотрению подлежат сущность процесса, его механизмы, исторический смысл развития журналистского явления. Разумеется, в зависимости от характера научной парадигмы (в первую очередь — ее социально-философской составляющей) в ходе исследования реализуется социальная позиция исследователя. И одно и то же явление (допустим, «Письмо к Гоголю» Белинского) может трактоваться по-разному, позитивно или негативно, что реально и происходило. Исторические явления, журналистские не менее других, особенно подвержены такому «плывущему» подходу у тех, кто по расчету или под влиянием страстей поддается давлению «актуализма», суть которого формулируется в максиме «история есть опрокинутая в прошлое политика». На крючок актуализма попадают даже крупные ученые, особенно в переломные периоды, поскольку «историческое знание» превращается в орудие активистских политиков, стремящихся извлечь «выгодные» уроки из прошлого. Конечно, уроки из истории извлекать надо, но не на путях грубого актуализма, а средствами научно обоснованной актуализации. Не случайно требование к диссертациям (и другим исследованиям) с самого начала показать актуальность предлагаемых разработок. Суть действительно актуального изучения прошлого в том, чтобы знание о прошлом помогало понять современность и наметить пути в будущее. Схематично, пожалуй, можно это показать так:
борьба тенденций
будущее в журналистике.
факторы перехода к будущему Главное в историческом методе — понять развитие журналистского явления в его закономерной определенности (при «отсекающем» понимании случайного как неизбежного спутника, а часто и как «затемненной» формы проявления сущности). Притом развитие вовсе не равно прогрессу. Оно может быть и регрессивным, и «боковым», и даже «тупиковым» — словом, история не асфальтированный спидвей, по которому без забот можно добраться к «храму». Первостепенное значение для историка приобретает научная «концепция будущего» как отправная точка, критерий оценки изучаемого исторического предмета. Поэтому так важно выработать и применять «концепцию будущего» (пусть всегда относительно верную). Ведь «развитое состояние» — ключ к пониманию предшествующего состояния, к оценке развития изучаемого журналистского явления. Разве рукописные «вести», первые печатные календари и газеты хотя бы имплицитно не рассматривались на фоне знания развитых форм массовой информации? Представляется, для современного историка журналистики критерием оценки явлений журналистики — это точка зрения полной демократии и истинного гуманизма в их общенаучной форме и журналистской «проявленности». Подход к историческим явлениям с точки зрения демократического гуманизма (или гуманистического демократизма) кажется применением верного критерия потому, что позволяет дать объективную оценку, прогноз и «советы» (если это применимо к прошедшему) в свете требований прогрессивно развивающейся журналистской системы. Однако на протяжении веков ни один «лагерь» в журналистике так не формулировал свою позицию. Можно говорить, что была консервативно-монархическая, либерально-монархическая, либеральная, демократическая (либерально-демократическая, радикально-демократическая, революционно-демократическая), народно-революционная, эсеровская, легально (либерально) — марксистская, революционно-марксистская журналистика. Между прочим, строгих характеристик всем «лагерям» историками журналистики пока что не дано, хотя имлицитно они представлялись исследователями именно так. И отношения между ними — прежде всего критико-полемичес-кие — были факторами развития (подъема, упадка, побед и т.д.) различных сил в журналистике, роли каждого СМИ в формировании различных секторов массового сознания и, соответственно, в определении разнонаправленных векторов идейного «движения» и форм социального развития общества (консервативного торможения, либерального реформаторства, революционного преобразования). Историку важно понять, как проявлялись всеобщие законы развития журналистики в конкретной исторической ситуации («здесь и сейчас»). А для этого каждое издание в его структуре и особенной информационной политике должно быть понято как часть всей совокупности СМИ страны во внешних и внутренних связях. Поэтому важно всю совокупность факторов, влияющих на формирование и развитие информационной политики издания, его влиятельность на экономическое, политическое, социальное, культурное развитие. При этом требуют учета как внутренние (позиции сотрудников, их способности, профессиональные качества, уровень редакторского и публицистического мастерства, характер взаимодействия внутри коллектива и т.д.), так внешние условия — как позитивные (общественное окружение, характер и объем аудитории и т.д.), так и негативные (политика властей, в том числе цензурная, давление враждебного окружения и проч.). Тем самым решается задача показать, что и как под воздействием найденных исследователем факторов изменялось, влияя на реальные общественные отношения, и по каким направлениям реалии жизни влияли на те ли иные журналистские силы. Все это предполагает использование ряда концептуальных и эмпирических методов, входящих в научную парадигму исследователя. Свое место в историческом исследовании занимает и идеографический подход, поскольку историческое знание ущербно без представлений об особенном и единичном в журналистской деятельности. Историческое крайне редко и в превратных формах совпадает с логически необходимым. Логическое в историческом — освобожденное от случайностей историческое. И важно за «зигзагами» исторического развития журналистских явлений увидеть основную тенденцию. Пример тому — развитие «альманашной литературы» XIX— XX веков, история толстых журналов или газетного дела. Причем случалось, что вошедшие в историю под одним названием журналистские явления (фельетон или пропаганда, даже журнал или пресса) имели на разных этапах различный характер. Ведь «фельетон» поначалу был листком-приложением, затем местом на газетной полосе («подвал») и наконец стал обозначением жанра. Причем жанр фельетона возник значительно раньше, чем нашлось его обозначение. Точно такова же и история публицистики. (Но это уже вторжение в особую область журналистских исследований — анализ терминологии). Таким образом, историк журналистики сталкивается с динамически функционирующей системой (от жанра до типа СМИ, от личности журналиста до структуры журналистики эпохи и т.д.). Конечно, при этом акцент может ставиться на развитии (функционирующего объекта) или на функционировании (развивающегося объекта). И всякий раз приходится сталкиваться в объекте с «остатками прошлого» и «начатками будущего». Скажем, в обозрениях Бес-тужева-Марлинского нельзя не видеть того, что идет от обозрений Греча, и «намеков» на обозрения Белинского. При таком взгляде обнаруживается движение к свободному развитию объекта исследования, «раскрепощение» его внутренних потенций (жанра, методов творчества, отношений с аудиторией, типа издания и т.д.). Если, например, исходить из необходимости государственного контроля за деятельностью СМИ, то движение от деятельности «Звездной палаты» в Англии и цензурных комитетов в России к современным формам контроля имеют явную тенденцию к демократизации. И важно показать, скажем, на цензурной истории гоголевских «Мертвых душ» чем руководствовались цензурные комитеты в Петербурге и Москве. Это в прошлом. Проблема контроля актуальна и в современных условиях — декларированная в законодательстве свобода СМИ не снимает ее. Но границы свободы заявлены недостаточно полно и явно, что порождает специальный интерес к изучению формирование идеи свободы и форм ее реализации. На каждом этапе развития журналистики эта идея явно или латентно приобретала разные формы у представителей разных лагерей в журналистике, причем одновременно в динамике были и социально-философские исследования, и теоретико-журналистские разработки. Причем они почти не «пересекались» и не «высекали» сколько-нибудь законченных представлений. Так продолжается и доселе. То же касается и идеи «народной журналистики». Частичные представления, возникшие в начале XIX века, развились в весьма неопределенной форме в демократической журналистике середины и конца XIX века, а в советское время декларированные как принцип народности всех и всяких СМИ, требуют в наше время, наконец, полной реализации при движении к «полной демократии». Но заявленная идея плюрализма (если она осознается и реализуется, что бывает чаще всего, в форме «грубой плюральное™», суть которой — отстаивание «частных» интересов какой-то группы населения), представляется, противостоит идее «обще»народности. Проблема есть, есть и возможности ее реализации на основе взаимодополнительности идей плюрализма и народности. Честный и деятельный плюрализм (не «грубая плю-ральность») — путь к подлинной народности. Но исследователи, во-первых, не обращаются к проблеме, а, во-вторых, не овладев всеми необходимыми методологическими средствами (современной научной парадигмой), вряд ли способны справиться с нею. Не хватает, впрочем, не только методологической вооруженности, но и необходимого исторического воображения (как стороны необходимой всем исследователям эвристической интуиции). Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что историк начинает там, где кончается имеющаяся достоверная информация (эмпирическая и концептуальная). И это важно чрезвычайно, поскольку историческая реконструкция, то есть воссоздание целостного облика журналистских явлений прошлого возможно лишь при использовании логического синтеза, обогащенного оправданным домысливанием недостающих звеньев на основе интуиции. Один исследователь-художник преувеличенно остро выразил этот подход так — «я начинаю там, где кончаются факты». При исторической реконструкции явлений журналистики, поскольку субъектами ее являются люди, принципиально важно обращать внимание на «человеческий фактор». Действующие лица журналистики (и не только — акторы политики, бизнеса, культуры, науки, т.е. все влияющие на общественную жизнь силы) не могут не вызывать у исследователя не меньший интерес, чем объективные факторы формирования и развития тех или иных журналистских явлений. Их положение в структуре общества, в различных общественных, культурных, научных объединениях, дружеских сообществах, литературных кружках требует эмпирически точной констатации. Равно как и отношения в них и между ними (сотрудничество, полемика разных видов, борьба) по поводу экономических, политических, юридических и иных общественных проблем. Изучению подлежат характер, уровень и источники знаний в общественной сфере, мировоззренческие устои, принятые социальные ценности, литературно-общественные позиции, жизненные цели, отношение к «верхам» и «низам». Важно представить, какое историческое наследие, традиции, обычаи питают их. Требует понимания социальная характерность и определенность их мотивов включенности в журналистику, настроений, идей, чувств, помыслов, побуждений, меры таланта и силы волевых импульсов — словом, максимально подробное внимание к социальной психологии всех тех, кто задействован в журналистской деятельности и влияет на нее. Все это помогает «вжиться» в изучаемую ситуацию и в объективной, и в субъективной ее сторонах, находящихся в явной взаимодополнительности. И чем богаче и разностороннее представления о действующих лицах, тем яснее, почему история журналистики в том или ином секторе складывалась именно так, поскольку закономерности действуют в обществе как тенденции, отражая и «проходя» сквозь социальную характерность участников журналистской деятельности. Еще лучше, если исследователь владеет художественными навыками отображения характеров и событий (но это может показаться чрезмерным, и чаще всего справедливо). Но элементы образно-эмоционального «вживания» в ситуацию кажутся важными для исследователя — историка журналистики. Сравнительно-исторический метод требует, пожалуй, еще более тщательного применения научной парадигмы и смелой исторической интуиции. В самом деле: чтобы строго и с пользой провести сравнительный анализ либеральной журналистики в Англии XVIII века и проникновения идей либерализма в русскую журналистику начала XIX (или расцвета либеральной журналистики в начале XX века), потребуется не только много усилий по сбору и систематизации эмпирического материала. Затем необходимо также строгое изучение «внутреннего» состояния сравниваемых явлений (моделирование, структурно-функциональный анализ изданий, применение сравнительного подхода в целях представления либеральных изданий страны в целом, что требует использования метода идеализации). И никак не обойтись без пристального взгляда на «внешние» условия возникновения и функционирование либеральной журналистики (социальной структуры общества, политической системы, законодательства, структуры журналистики страны, порождающих факторов развития либеральной журналистики, в том числе характера массового сознания и состояния аудитории, и т.д.). «Чистые» сравнения без учета специфических факторов ведут к антиисторизму. Сравнительно-исторический взгляд на вроде бы идентичные издания (на «Дух журналов» начала XIX века и еженедельник «Мир за неделю» 90-х гг. XX века, перепечатывавших материалы из СМИ разных направлений), требует учета множества обстоятельств, в частности, характера подцензурного «плюрализма» 1810-х гг. и «плюральности» 1990-х гг. Историческая аналогия требует поиска в разных объектах (А, Б, В...) сходных признаков (х, у, г...), причем важно удостовериться в том, что эти признаки структурно-функционально близки и существенны. Каковы, допустим, сравнительные характеристики материалов «разгребателей грязи» в США начала XX века и «расследовательская журналистика» в России нашего времени? Надо понять причины возникновения, сходства и различия, тенденции развития. Сравнительный анализ, проведенный «по полной программе» позволит построить такую историческую аналогию (лучше сказать — параллель), в которой будет в лучшем случае «пополам» сходств и различий. Но вычленение того и другого крайне важно для понимания тенденций развития европейской журналистики. Но можно поставить и более сложную задачу — скажем, применить сравнительно-исторический подход к СМИ, действующим в разных цивилизационных системах. Но даже сравнительно-историческое изучение журналистики разных десятилетий или столетий одной страны в силу изменчивости структуры и характера деятельности журналистики, формирования новых направлений в ней, социальной ситуации в стране и политики властей, общественных настроений и т.д. также требует использования широкого круга методологических средств. Если, конечно, исследователь не хочет ограничиться фактографией, сравнительной демонстрацией эмпирического материала по той или иной проблемно-тематической линии в разные эпохи (например, характера либеральных идей, «рвавшихся» в журналистику начала XIX века, и контента либеральных изданий начала XX века). Использование сравнительно-исторического анализа в идеале не может ограничиться констатацией сходства — различий. Если взгляд исследователя устремлен в будущее, он может предлагать, используя все исторически ценное, прогнозы и сценарии развития на основе выдвижения «идеальныхтипов» (характера СМИ и их социальных позиций, форм деятельности, менталитета журналистов и т.д.). На основе изучения изданий типа «Духа журналов», «Мира за неделю», разнообразных дайджест-СМИ можно строить значимое для современности представление об общественных (общественно-правовых, государственно-общественных) СМИ. Это тот «третий» тип СМИ, которые, представляя вниманию аудитории все разнообразие позиций, на основе сопоставительного анализа с точки зрения общенациональной (и вообще глобальной гуманистически-демократической), информационно обеспечивали бы конструктивный социальный диалог и продвижение к социальному согласию. о
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |