Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что побуждает начать исследование?




И РЕАЛИЗАЦИЯ

Познание сущности происходит в процессе исследования. Успех зави­сит, по крайней мере, от трех обстоятельств.

Первое — от осознания важности темы, необходимости «разобраться» с ней во имя развития теории и совершенствования практики, от тяги к рас­крытию сущности, неуемного стремления ответить на возникшие вопросы

Второе — от общей подготовленности исследователя, то есть от уровня освоения методологических знаний и навыков, прежде всего выработки на­учной парадигмы (принятые теоретико-журналистские представления — со­циально-философские позиции — общенаучная методология). Причем ос­воение методологии требует свободного и творческого владения и использования ее принципов, норм и средств, а значит — антидогматиче­ского и вместе с тем лишенного «актуализма» (стремления работать под же­стким контролем политической и научной конъюнктуры «сегодняшних необ-ходимостей», которые нередко заставляют исследователя изменять стремлению к истине). И следует различать «актуализм» и актуальность — работу на текущие и перспективные потребности оптимизации функциони­рования и развития журналистики.

Третье — от умения выработать программу исследования и реализовать ее на принятых основах, от умения определить предмет, работать с «литера­турой вопроса», выдвигать гипотезы, ставить и реализовать цели и т. д. вплоть до подготовки заключительного текста.

Конечно, разные исследователи работают по-разному. Студенты решают по «подсказке» руководителя одни задачи, опираясь главным образом на имеющиеся разработки; молодые исследователи неизбежно действуют ина­че, решая уже относительно самостоятельно поставленные задачи; зрелые ученые, идя непроторенными путями, ведут свои разработки по иной методе. Но кажется важным показать процесс исследования в развернутом виде как последовательную совокупность «шагов», причем представлять всю совокуп­ность «шагов» процесса важно исследователю любого типа (даже начинаю­щему, пишущему первый в жизни реферат) — ведь на следующих этапах это окажется важным. А как построить структуру своего исследования, каждый решит для себя сам (начинающий — с помощью преподавателя, зрелый — решая свои конкретные задачи с учетом накопленного опыта и личностных особенностей).


«Запускающий механизм» — факторы, побуждающие начать исследова­ние на конкретно определенном «поле» журналистики — вот с чего, разуме­ется, следует начать. Эти факторы можно разделить на две группы — внеш­ние («рекомендации» исследователю) и внутренние («инициатива» самого исследователя).

«Рекомендации» могут исходить от разных «инстанций». Для студента — это предложенная руководителем семинарской группы тема реферата или курсовой работы, на старшем же курсе — предлагаемая на кафедре тема дипломного сочинения (магистерской диссертации). А для аспиранта — те­ма кандидатской диссертации. Вступив же в исследовательский (педагогиче­ский) коллектив, молодой научный сотрудник (преподаватель) получает свое «поле» исследования в зависимости от задач, решаемых лабораторией (ка­федрой) и курируемых заведующим, в свою очередь получающим рекомен­дации от своих руководителей. Даже докторанту чаще всего приходится ра­ботать в русле проблем, решаемых коллективом, в который он включен. И даже доктора наук так или иначе действуют в русле проблемно-тематичес­ких направлений, разрабатываемых «принявшей» его научно-педагогичес­кой организацией. Заказ же «извне» (от государственного органа, рекламной фирмы, редактора СМИ и др.) часто заставляют принимать особые организа­ционно-творческие решения.

Однако простое выполнение рекомендаций-заданий в прямом смысле свойственно все же скорее научно-вспомогательному персоналу (хотя и для работников этого уровня вовсе не возбраняется инициатива). Для всех ос­тальных, даже студентов, не говоря уже о сложившихся ученых, исследова­тельская инициатива просто обязательна. Для студента — это и самостоя­тельный выбор темы из предложенного списка, и выходящий за рамки прямых указаний поиск литературы и источников сведений, и зависящая от способностей и мотивации оригинальность разработки темы. Еще в больших масштабах и формах инициативность может и должна быть присуща всем другим работникам. Невозможно представить исследователя без «духа ини­циативы».

Хорошо, когда инициатива проявляется работниками в рамках принятого в научном коллективе направления исследований. Конечно, «жестким» ру­ководителем она может подавляться, и это только вредит делу. Хорошо (и в каком-то смысле особенно хорошо) и то, что в коллективе обнаружива­ются исследователи, которые, инициативно выполняя свою долю работы, тайно или явно ведут разработки, «выламывающиеся» из принятого про­блемно-тематического русла с обозначенной методологической базой.

Жизнь таких исследователей трудна — чаще всего они не получают помо­щи и поддержки, а их идеи и подходы вызывают в лучшем случае равнодушие,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.