КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различные подходы к выработке представлений о структуре исследования
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ О см Процесс исследования — это реализация программы, причем «по ходу» работы многое может меняться. О процессе исследования написано немного сводных работ, причем «движение» представляется по-разному. Дело, по-видимому, в том, что это едва ли не самая трудная методологическая проблема в силу множественности участвующих факторов, переплетения в процессе исследования логических и психологических сторон, алгоритмических и эвристических приемов, единства рациональных и интуитивных решений, сочетания линейных и возвратных («челночных») операций, движение мысли «по спирали». К тому же научный поиск носит индивидуализированный характер, отражая предпочтения разработчика, зависит от конкретного состояния исследуемого «поля» и т.д. Но это не отменяет необходимости понять состав принципиально важных структурных элементов и процесса исследования. По имеющимся работам можно выделить три подхода. Первый — осторожный — характерен «перечислительным» характером. Исследователи-методологи указывают (если учесть разные публикации) практически все основные составляющие исследования, неважно — по отдельности или в сводке. Называются: • интеллектуальная готовность и способность к осознанию потреб • проблемная ситуация, лежащая в сфере интересов исследователя • предмет и объект исследования; • «литература вопроса» — зафиксированные в книгах, статьях, отче • определение задач, которые предстоит решать при понимании «меша
• «факты» — любые данные (фактические или концептуальные), которы • гипотезы — предположения о возможной сущности изучаемого, ко
• «рабочая теория» — принятая ученым социальная и теоретическая • проблема как центральный вопрос, решаемый в исследовании, и дета • методы, «выбираемые» из имеющихся теоретических, социологичес • поисковые операции, базирующиеся на строгой логике, воображении, • формулирование и разработка концептуальных идей, дающих реше • экспериментальная проверка (мысленная, модельная, реальная); • оформление найденного решения в отчете... Этот перечень — результат серьезных исследований (есть монографии о гипотезе, проблеме, методах и др.), и в целом его можно бы даже назвать «совокупностью элементов» исследования. Но этот перечень лишь частично и приблизительно демонстрирует реальные связи и взаимопереходы в процессе работы исследователя. Второй подход — саморефлексия крупных исследователей, размышляющих над процессами своей (и коллег) работы. Тут есть и отдельные, притом очень важные наблюдения и замечания, и — в предельном случае — связные представления о движении исследования. Вот одна из характеристик этапов творческого мышления. • желание, жажда узнавания, энтузиазм;
• расширение знаний в предметной области и сбор новых идей и фак • созревание идей при перенесении в подсознание; • родовые схватки — внутреннее напряжение, предощущение решения, • рождение идеи, вспыхнувшей как восклицание «эврика!». Впрочем, • обдумывание, анализ, логическая проверка в контексте решаемой • введение новой идеи (новых идей) в структуру знания с неизбежны К этой развернутой схеме близко такое определение этапов: подготовка — созревание решения — вдохновение — проверка. В исследованиях психологов картина получается сходной: • установочная подготовка (обдумывание проблемы и имеющегося ма IV)
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |