Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные подходы к выработке представлений о структуре исследования




СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ

О см


Процесс исследования — это реализация программы, причем «по ходу» работы многое может меняться. О процессе исследования написано немного сводных работ, причем «движение» представляется по-разному. Дело, по-видимому, в том, что это едва ли не самая трудная методологическая пробле­ма в силу множественности участвующих факторов, переплетения в процес­се исследования логических и психологических сторон, алгоритмических и эвристических приемов, единства рациональных и интуитивных решений, сочетания линейных и возвратных («челночных») операций, движение мыс­ли «по спирали». К тому же научный поиск носит индивидуализированный характер, отражая предпочтения разработчика, зависит от конкретного со­стояния исследуемого «поля» и т.д.

Но это не отменяет необходимости понять состав принципиально важных структурных элементов и процесса исследования. По имеющимся работам можно выделить три подхода.

Первый — осторожный — характерен «перечислительным» характером. Исследователи-методологи указывают (если учесть разные публикации) практически все основные составляющие исследования, неважно — по от­дельности или в сводке. Называются:

интеллектуальная готовность и способность к осознанию потреб­
ности в новом знании и раскованность мысли;

проблемная ситуация, лежащая в сфере интересов исследователя
и науки в целом;

предмет и объект исследования;

«литература вопроса» — зафиксированные в книгах, статьях, отче­
тах результаты проведенных ранее работ других исследователей;

определение задач, которые предстоит решать при понимании «меша­
ющих» и «помогающих» факторов;

«факты» — любые данные (фактические или концептуальные), которы­
ми еще до исследования располагает исследователь, обращаясь к раз­
личным «банкам данных», и/или которые получает сам в ходе исследо­
вания. И всей совокупностью которых оперирует в процессе работы;

гипотезы — предположения о возможной сущности изучаемого, ко­
торые надо проверять (обосновывать, опровергать или заменять дру­
гими) в ходе исследования;


 

«рабочая теория» — принятая ученым социальная и теоретическая
позиция как концептуальные основания, background исследования;

проблема как центральный вопрос, решаемый в исследовании, и дета­
лизирующие ее цели и задачи, которые ставятся и реализуются для
решения проблемы;

методы, «выбираемые» из имеющихся теоретических, социологичес­
ких, исторических и трансформируемые (а также и специально созда­
ваемые) для разработки поставленной проблемы;

поисковые операции, базирующиеся на строгой логике, воображении,
интуиции;

формулирование и разработка концептуальных идей, дающих реше­
ние проблемы и ясную характеристику предмета;

экспериментальная проверка (мысленная, модельная, реальная);

оформление найденного решения в отчете...

Этот перечень — результат серьезных исследований (есть монографии о гипотезе, проблеме, методах и др.), и в целом его можно бы даже назвать «совокупностью элементов» исследования. Но этот перечень лишь частично и приблизительно демонстрирует реальные связи и взаимопереходы в про­цессе работы исследователя.

Второй подход — саморефлексия крупных исследователей, размышляю­щих над процессами своей (и коллег) работы. Тут есть и отдельные, притом очень важные наблюдения и замечания, и — в предельном случае — связ­ные представления о движении исследования. Вот одна из характеристик этапов творческого мышления.

• желание, жажда узнавания, энтузиазм;

• расширение знаний в предметной области и сбор новых идей и фак­
тов. (Тут может быть и решение, но не новаторское);

• созревание идей при перенесении в подсознание;

• родовые схватки — внутреннее напряжение, предощущение решения,
возникающее как пограничное состояние «на краю сознания»;

• рождение идеи, вспыхнувшей как восклицание «эврика!». Впрочем,
это может быть важная, но частная идея;

• обдумывание, анализ, логическая проверка в контексте решаемой
проблемы, отсечение затемняющих частностей и ошибочных сужде­
ний, формулирование обобщений;

• введение новой идеи (новых идей) в структуру знания с неизбежны­
ми часто модификациями (в том числе принципиальными) как «старо­
го» знания, так и новых идей, уточняемых в этом процессе.

К этой развернутой схеме близко такое определение этапов: подготов­ка — созревание решения — вдохновение — проверка. В исследованиях психологов картина получается сходной:

• установочная подготовка (обдумывание проблемы и имеющегося ма­
териала);


IV)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.