КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографическая эвристика
Оо см Л овладевать эмпирической информацией о ее характере, состоянии, предпочтениях, запросах и т.д. в разные эпохи. Или, скажем, историку, если он занят проблемой свободы прессы XIX века или борьбой либералов и консерваторов в журналистике XVIII века, вовсе не обязательно владеть новейшей «литературой вопроса» по свободе или, соответственно, либерализму и консерватизму. Но это ошибочная точка зрения, ибо в первом случае аудитория рассматривается абстрактно «вне времени и пространства», а во втором либерализм/консерватизм видится лишь в узком историческом проявлении, что крайне затрудняет понимание драматизма становления социальных позиций различных сил в журналистике. Четвертое. В некоторых ситуациях отдельные этапы как бы совмещаются. Скажем, при «сборе материала» по теме изучение «литературы вопроса» носит очень широкий характер, включая, помимо знакомства с литературой по проблеме, архивные разыскания, изучение документов и т.д. (что уже есть использование эмпирических методов), а также и освоение методолого-методического инструментария, который будет использоваться в работе. Пятое. Следует иметь в виду, что в конкретном исследовании этапы работы вовсе «не обязаны» располагаться так, как указано на схеме. Разве невозможно начать не с постановки проблемы, а со знакомства с «литературой вопроса» по заинтересовавшей теме (особенно если это нужно в целях преподавания), а потом уже, когда будет осознана необходимость разбираться в «проблемной ситуации» далее, обдумывать сущность проблемы и, затем, пути ее разработки и решения? Конечно, «смещение» этапов не всегда разумно. Стремление побыстрее «набрать» эмпирический материал без определения рабочей теории и выработки гипотез лишает строгой нацеленности и основательности при сборе фактологических сведений, ведет к бессистемности работы. Впоследствии многое окажется ненужным, а необходимой информации не будет хватать и придется снова — но на более строгой основе — обращаться к сбору эмпирического материала.
Шестое. Движение исследования менее всего похоже на езду по спидвею от одной станции к другой и т.д. Практически никогда даже первоначально хорошо осмысленная проблема не «живет» в том же самом виде на протяжении всего исследования. По ходу работы проблема часто трансформируется — расширяется или сужается, изменяется по сути или форме, словом, приобретает иные очертания. Изучение, например, культуроформирую-щих функций журналистики сначала побудило ограничиться деятельностью СМИ в сфере только художественной культуры, но зато во всем объеме («от трансляции до аннотации»). Затем понадобилось поставить проблему харак-|| тера и форм участия государства («государственная политика в сфере худо-чэ жественной культуры»). А после этого рассмотреть информационную поли-*~| тику различных по характеру и направленности СМИ. И, наконец, соотнести II «идеал» и «реальность», чтобы дополнить проблему вопросом о путях оптимизации деятельности СМИ в сфере художественной культуры. Так «движение» проблемы шло на протяжении всей работы над темой. И это касается любого этапа. Кажущаяся очевидной завершенность изучения «литературы вопроса» уже в начале работы исследователя на самом деле таковой не является. Ведь при «первом» чтении остается вне поля внимания порой самое важное (как при первом знакомстве с человеком далеко не все существенно значимое в нем обнаруживается сразу). И возникает нужда возвращаться к серьезным работам едва ли не на протяжении всего исследования (даже в сделанных самим исследователем выписках нередко «потом» обнаруживаются неосвоенные сведения). Так что в ходе исследования неизбежны и плодотворны «возвратные» шаги, «челночные операции», «движение по спирали».
Седьмое. При этом информация, накопленная на «отработанных» этапах исследования, содержательно обогащает следующие. Ведь исследователь постоянно «держит в уме» поставленную проблему и, более того, часто уточняет, переструктурирует, развертывает ее. Постоянно пополняются сведения из «литературы вопроса» (тем более — вновь появившейся). Нечего и говорить, что принятые и систематизированные методологические основы «живут» и действуют затем на всех этапах работы исследователя, вплоть до интерпретации итоговой информации и разработке выводов и рекомендаций научного и практического характера. Восьмое. Стоит обратить внимание на то, что необходимо на каждом этапе «видеть» делаемое в свете рассматриваемой проблемной ситуации в объектно-предметной сфере. И понимать, что по ходу движения исследования видение предмета тоже изменяется. Когда, например, писалась книга о Белинском, возникло желание предварить ее некоторыми его замечаниями о журналистике и работе журналиста. Однако тщательный сбор материала привел к мысли о том, что казавшиеся поначалу частные и отдельные замечания составляют нечто цельное, а потому и самостоятельный предмет исследования. Так возникла специальная работа «"Журнальная теория" Белинского». Девятое. Наконец, следует иметь в виду, что в ходе исследования явно или латентно (лучше, если это делается сознательно) постоянно идет диалог исследователя со всеми «компонентами» выбранной предметно-проблемной сферы его интереса. В современной науке это принято называть дискурсом. В наше время понятие «дискурс» используется в нескольких значениях. Расширительное значение связано с принятым во французском языке определением слова discours как «выступление». Таким образом дискурс — с одной стороны, строгое рассуждение, использующее систему методов и аргументов ad hoc, а с другой еще и убеждающая «беседа» с предметом исследования и (в будущем) читателем, что неизбежно вовлекает в работу исследователя приемы ad hominem. Дискурс в ходе исследования можно представить так:
Исследователь-------»- применяемая им методология---- >~ ход решения проблемы ---- ► такая интерпретирующая характеристика сущности, которая не может «обойтись» без «вопрошающего собеседования» с предметом изучения и другими исследователями, при котором необходимы своего рода челночные операции напряженного «возвратного» размышления «так ли?», «верно ли?» А затем — при подведении итогов в ходе объяснения и обоснования — такое представление фактов, аргументов, концептуальных выводов и заключений, которое рассчитано на «принятие» специалистами и вообще заинтересованной аудиторией. Поэтому дискурс на этом этапе сопряжен с убеждающим диалогом с «инакомыслящими» (включающем полемику, спор, дискуссионное обсуждение), направленным на трансформацию текста в целях достижения согласия с предлагаемым исследователем решением проблемы. Все эти замечания стоило бы учитывать исследователю при обдумывании возможности и необходимости создания, а затем и использования схемы процесса исследования. Схематические представления всегда огрубляют, но играют свою роль пунктирно-приблизительного ориентира. А ход работы вдумчивого ищущего исследователя позволит внести такие «поправки и дополнения», которые трансформируют грубую схему в уникальную картину пути конкретного исследования. Однако ее «несущими конструкциями» при всей сложности возможных вариаций композиционных решений будут те «узлы», на которых сосредоточили внимание и методологи, и исследователи. Одни через теорию, другие через рефлексию. И потому каждый из «узлов» схемы процесса исследования нуждается в отдельной характеристике. Важное значение имеет овладение «литературой вопроса» — совокупностью сведений, зафиксированных в книгах, статьях, диссертациях, на сайтах интернета, опубликованных и неопубликованных документах. Словом, всеми ранее сделанными «накоплениями» по теме.
8. РАБОТА С «ЛИТЕРАТУРОЙ ВОПРОСА» Сосредоточение внимания на определенном объекте исследования, его «тематическом поле» буквально заставляет обратиться ко всему объему концептуального (теоретического или исторического или социологического) знания, которое «наработано» относительно избранной объектно-предметной области. В связи с этим необходимо также обращение к накопленному эмпирическому знанию, которое содержатся в различного рода доступных исследователю источниках. А для историков журналистики принципиально важно обращение к историографии по теме. Конечно, выбирая тему, исследователь уже обладает какими-то сведениями по теме, часто «непреднамеренным» накоплением знаний о «тематическом поле», поскольку состоялось знакомство с назревшей «проблемной ситуацией» в журналистике, требующей осмысления (а также и переосмысления) и последующего детального анализа. Его первичная осведомленность идет от лекций и учебной литературы, разговоров с руководителем и коллегами, ранее прочитанных книг и статей. Разумеется, этого мало, и требуются дальнейшие усилия по «вхождению» в тему. Начало: разыскания относящихся к предметно-тематическому полю публикаций — библиографическая эвристика. Направлений поиска несколько для каждого широко мыслящего исследователя: концептографическое (где и как фиксируется сущность исследуемого явления, притом в разных вариантах?), социографическое (какие имеются социологические работы?), историографические (как развивалось знание в предметно-тематической области исследований?), источникографическое (каковы накопления в «литературе вопроса», различных документохранилищах фактических сведений по теме?). Надо иметь в виду, что в «литературе вопроса» часто содержатся такие фактографические материалы «вторичного» характера, которые в «первичном» либо недоступны современным исследователям, либо вовсе утеряны или сохранились в отрывках. Порой бывает невозможно найти полные комплекты газет и журналов, не все прошедшие в эфир передачи сохранились, и известия о них можно обнаружить только по воспоминаниям участников, свидетельствам непосредственных наблюдателей, в том числе слушателей/зрителей. Конечно, нередко в опубликованных книгах и статьях в тех или иных пропорциях представлены все или некоторые материалы этих направлений
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |