КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможное обобщающее представление о структуре исследования
Го I CM CM
• включение интуиции (перевод проблемы в под- и бессознательную • бессознательная психическая активность (неосознаваемое отраже • вдохновение (интеллектуальные эмоции, ведущие к возникновению • оформление логическими средствами. Такого рода характеристики, в основе которых лежит осмысление собственного опыта исследователя и работающих под его руководством коллег, а также разработанные в ходе экспериментальных процедур по решению предложенной психологом-исследователем задачи — бесценные свидетельства, фиксирующие реалии творческого процесса. Вместе с тем нельзя не заметить по меньшей мере двух обстоятельств. Первое — многие вещи, кажущиеся самому исследователю очевидными, для читателя требуют разъяснения. В частности, характеристике «проблемы» внимания уделено недостаточно, а «гипотезе» и «методам» места вообще не отведено. Второе — «движение» исследования, кажется, показано упрощенно, поскольку многие его особенности и сложности остались как бы в подсознании рассказывающего о своей деятельности исследователя и/или «испытуемого». «Осуждать» за это невозможно и несправедливо — наоборот, ничего, кроме благодарности эти наблюдения над процессом творчества, дающие огромный материал методологам, вызвать не могут. Другое дело, что они не кажутся достаточными; более того, они сами требуют внимательного анализа и системного синтеза со стороны научно-методологического сообщества. Только творческое соединение рефлексивных наблюдений ученых-исследователей и научных разработок методологов может привести к искомым результатам. И такие работы появляются, притом часто под названиями типа «Процесс научного творчества». Но целостность процесса просматривается в них с трудом, поскольку внимание сосредотачивается на отдельных «уровнях», «фазах» и «циклах», а связи между ними и движение оказывается как бы в тени. Тогда же, когда в общетеоретических позициях активно «учитываются» и творчески осваиваются самонаблюдения ученых, картина становится более четкой. Так, например, выделяются • Возникновение проблемной ситуации, связанной с потребностями • Подготовительный этап, на котором определяется тип проблемы (эм • Поисковый этап, в рамках которого А. собираются первичные сведения по проблеме, намечаются гипотезы и возникают туманные догадки, Б. проводятся экстенсивные разработки уже имеющихся данных по проблеме, В. ведутся интенсивные исследования — поиск данных сущностного характера, обнаружение объясняющих идей на основе разработки гипотез (часто внезапно по типу «инсайта», озарения), Г. анализируется и систематизируется вся совокупность данных, вырисовывается построение концепции как решения проблемы, • Этап верификации — проверки и обоснования полученного решения, • «Оформительский» этап — создание текста (отчета, статьи, книги), После этого, конечно, часто следует дальнейшее развитие полученных исследователем концептуальных идей. Но это уже следующий этап работы, другой исследовательский проект, хотя и связанный с исходным как его продолжение и развитие. Так курсовые работы могут перерастать в дипломные, кандидатские диссертации — в докторские, «частные» монографии в обобщающие труды и учебники... Эту «линейную» характеристику хода исследования в целом можно принять, несмотря на некоторые пробелы, неясности, жесткость структуры. Но следует учесть и другие подходы. Третий — разработки методологов. Например, социологи в силу специфики своей исследовательской работы выработали такую блок-схему:
сценарии развития ситуации без вмешательства .«литература вопроса» ■ гипотезы по "^---- решению проблемы
прогнозное решение—»-в ряде вариантов теоретическая модель с оценкой эффективности внедрение
При всех достоинствах этой блок-схемы все же остаются некоторые вопросы. Например, оказались «скрытыми» методы, которые использует социолог в своей работе (кроме эксперимента). И возникает вопрос, разве «литература вопроса» необходима только для построения гипотез? Есть и другие сомнения. - Развитие научной парадигмы Источники эмпирической и кон цептуальной информации
CM По-видимому, «идеальную», притом универсальную модель хода исследования построить (пока, по крайней мере) невозможно. Но хотя бы для первичной ориентации исследователей журналистики просто необходима, пусть упрощенная, схема движения исследования. А в процессе объяснения структурных элементов и их связей появится возможность уточнений и разъяснений. Движение исследования в общем виде, кажется, можно представить так: см. стр. 125. При обращении к этому схематическому представлению об исследовательском процессе надо иметь в виду, что схема — не жесткий алгоритм, а общая стратегия исследования, которая применяется каждый раз своеобразно, в зависимости от особенностей исследования и характера исследовательского стиля проводящего его. И в связи с этим стоит указать на несколько модифицирующих обстоятельств. Первое. Схема носит универсальный характер и, естественно, не учитывает ни уровня предварительной подготовки исследователя, ни конкретного характера исследовательской работы (реферат, статья или монография). Ясно в связи с этим, что при подготовке студенческого реферата невозможно требовать глубокого знания теории проблемы и использования всех имеющихся по проблеме сведений при разработке взятой студентом темы реферата. То же касается и владения «литературой вопроса», и применяемых методов, искомого объема эмпирической информации и т.д. Совсем другое дело, если речь идет о работе молодого и тем более сложившегося исследователя. Второе. В зависимости оттого, какого типа работа выполняется (описательная, объяснительная, прогнозная) и какого склада исследователь работает (эмпирик, систематизатор, критик, разработчик), отдельные стадии исследования могут выдвигаться на первый план, а другие отходить на второй — третий. Например, систематизатору важно овладеть максимальным объемом «литературы вопроса» (концептуальной и эмпирической) и специфически использовать методы обработки (в частности, сравнительного, генетического, социального анализа и т.д.) в целях формирования системного представления по теме и ее решениям в перспективе формирования собственной концептуальной структуры знания по проблеме на основе
Ч>> «чужих» разработок. А для универсального разработчика проблемы это только часть — важная, но не самая значительная — работы. Третье. И при всем том «проскочить», игнорировать тот или иной этап работы невозможно серьезному исследователю. Можно порой слышать, что теоретику, изучающему закономерности поведения аудитории, не надо
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |