КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выдвижение гипотез
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ J См формулировать стоявшую перед ним цель и решавшиеся для ее достижения цели, это будут не первоначальные «рабочие» определения, а концептуально сформулированные «чистые» характеристики. И вряд ли кто рискнет показывать свой путь, «приключения мысли» от «сырых» наметок, общего замысла к итожащим определениям. А жаль: это так помогало бы другим исследователям. Проделанная на начальных этапах работа исследователя в предметно-проблемном «поле» (включая обдумывание проблемной ситуации и изучение «литературы вопроса») неизбежно приводит к формулированию предположений о действительной, с его точки зрения, сущности изучаемого явления журналистики и — одновременно или даже прежде всего — предположений о частичной или полной верности/неверности/спорности предложенных другими исследователями представлений о сущности ставшего предметом исследования явления журналистики. Эти предварительные представления формируются на основании многообразных вероятностных, и потому «плывущих» предполагаемых утверждений, которые предстоит в ходе исследования проверять. Этот этап называют этапом выдвижения гипотез. Гипотезы (греч. hypothesis — предположение; от hipo — под, внизу + thesis — положение) — так на научном языке называются предположения, возникающие у исследователя как версии возможных решений поставленной проблемы в перспективе разрешения проблемной ситуации и объяснения сущности изучаемого предмета. Ограничивающим и вместе с тем направляющим фактором работы являются цель и детализирующие способы ее решения задачи исследования. И гипотезы формулируются (а в ходе работы и переформулируются) такие и так, чтобы достичь поставленную цель. При выдвижении гипотез важно избежать двух крайностей. Одна — «подтаскивание» гипотез к уже накопленной о предметно-проблемной сфере информации. В таком случае серьезного продвижения в исследовании не будет. Более того, возможны серьезные нарушения в исследовательской работе — манипулятивное выпячивание «подходящих» фактов и интерпретаций и игнорирование «не годящихся». Вторая — произвольное, ни на чем не основанное фантазирование, что вовсе не одно и то же, что выдвижение «безумных идей». Если при соотнесении с ранее установленными фактами и концепциями возникают затруднения, вступает в действие «принцип соответствия»: имеющееся знание рассматривается как «частный случай», «недостаточное, неосновательное, устаревшее знание», требующее перехода на новый уровень разработки, в том числе и гипотез. Выдвижение гипотез выявляет важное качество исследователя — умение разумно ставить актуальные вопросы. Это качество проявляется на всех этапах, однако решающее значение оно имеет при формировании гипотез, поскольку гипотезы предваряют и определяют характер следующей части исследования — постановку конкретных задач, сбор эмпирического материла, его систематизацию и интерпретацию при движении к выработке концепции. «Бедные» гипотезы чаще всего предполагают и «бедные», банальные результаты. А плохо сформулированные, касающиеся лишь части предметно-проблемной сферы гипотезы не просто затрудняют работу, но могут вести по неверному пути дальнейший ход исследования и даже блокировать движение к познанию сущности. Дело в том, что гипотезы — это, во-первых, теоретические предпосылки для планирования и контроля хода эмпирической части исследования, а во-вторых, «конкурентная база» при осмыслении накопленного эмпирического материала и формирования концептуальных идей.
Гипотезы как форма и предварительно-вероятностный результат познавательной деятельности возникают «на пересечении» логических подходов (дедуктивных и индуктивных), редукции, экстраполяции и интерполяции, аналогии и контраналогии, рассуждений на основе имеющихся данных, на путях полемики с другими исследователями, «здравого смысла» исследователя и его интуитивных догадок, «озарения», инсайта. Логическая структура гипотезы приобретает разные формы: «если..., то...», «имеется достаточно аргументов, чтобы предположить, что...» и т.п. Конечно, имея четкие представления о предмете и решая ясно сформулированную проблему, можно обойтись и без выдвижения гипотез, но в таком случае работа идет как бы вслепую, что, впрочем, не исключает возможности верных решений. Однако более продуктивный путь в исследовании, особенно в сложных познавательных ситуациях, когда путь к решению явно не просматривается, лежит через выдвижение гипотез как предполагаемых вариантах решения. Поскольку гипотезы — вероятностное знание, то, очевидно, по одному и тому же вопросу полезно выдвигать несколько гипотез, стремясь исчерпать все возможные варианты предположений. Широта поля гипотез — свидетельство антидогматической раскованности и изобретательности мысли. И следует иметь в виду, что на этом пути вырабатывается умение видеть проблемно-предметное поле в целом, притом с разных сторон и в разных вариантах, а это очень важно для оттачивания исследовательской мысли, формирования творческой фантазии, эвристических навыков, ведения внутреннего диалога, солилоквиума в поисках наиболее точного решения. Сразу сформировать законченное «поле» гипотез удается редко, поэтому перечень гипотез на протяжении всего исследования должен быть «открытым» для пополнения. Равно как для их трансформации, критики и даже отказа от опровергнутых в ходе исследования. Сначала появляются первичные» рабочие гипотезы, которые по ходу исследования перерастают в научные гипотезы, а затем — по результатам исследования — одна из них (или комбинированная, или переструктурированная и т.д.) оказывается искомым решением. «Приключения мысли» в этой сфере при публикации законченного исследования до читателя, к сожалению, не доходят, и только в диссертациях случается их демонстрация. Это вызывает сожаление, поскольку «за кадром» остался путь, которым шел исследователь, и «пропадают в неизвестности» отвергнутые варианты и выдвинутые против них аргументы. А это было бы || интересно и, главное, полезно для исследователей, работающих в этой или ^ близкой сфере.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |