КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группировка научных фактов
Поэтому четвертая эмпирико-методологическая задача — «увидеть» отдельные факты в связях и зависимостях с другими, сгруппировать факты сначала как совокупность, а затем как систему «событийного» проявления изучаемого предмета. Далее предстоит систематизация всех групп фактов. Первичная обработка эмпирической информации предполагает систематизацию и классификацию (описательно или в сводных таблицах). Только
рассмотрение данных в их внутренних и внешних (структурных, типологических, причинных, генетических, исторических, функциональных и др.) устойчивых связях позволяет говорить о действительной системе (или хотя бы кластере) фактов науки. И вместе с тем указать на несущественные «фактики», так или иначе специфически «окрашивающие» сущность явления, а иногда и затемняющие ее, вызывающие даже иллюзорные представления, мистифицирующие реальность. При этом важно выделить и отвергнуть «фактоиды» (ничем не подтверждаемые «данные», так сказать, «научные слухи»), указав на их происхождение и неадекватность реальности. В результате происходит трансформирующая обработка совокупности полученных данных. В результате «фактики» и «фактоиды» получат в представлениях исследователя достойное их значения место. И это определит характер их использования. Схематически: «фактики» «фактоиды» «фактики» «фактоиды» При этом в установленных фактах науки надо различать инвариантное «ядро» и идущую от взгляда исследователя «оболочку». Поэтому научный факт внутренне противоречив, содержа как непосредственно-конкретное (идущее от реальности), так и первично-абстрактное (связанное с позицией исследователя). И возникает — во всем ее своеобразии — принятая исследователем «картина» проблемной ситуации в предметной сфере исследования. При получении сведений социологическими методами это иногда происходит как бы «само собой». Ведь ответы на формализованную анкету с «закрытыми» вопросами требуют только подсчета. Сложнее с «открытыми» вопросами — тут исследователю предстоит найти способ группировки порой очень своеобразных ответов. Приходится также потрудиться над выбором категорий анализа для систематизации результатов наблюдения, бесед в фокус-группах и т.д. Следовательно, нужно прибегать к частотным распределениям, рассмотрению дисперсии (лат. dispersus — рассеяние) — отклонения от «среднего», корреляции. Пожалуй, еще более сложные задачи стоят при феноменологическом подходе. Прочитав, например, переписку (желательно максимально полно собранную) издателей и авторов «Полярной звезды» 20-х гг. XIX в., легко обнаружить, что среди авторов были очень разные люди — Бестужев и Рылеев, Пушкин и Грибоедов, Ф.Глинка и Булгарин, Жуковский и Греч. В связи с этим исследователь сталкивается с немалыми трудностями, чтобы понять
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |