Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группировка научных фактов




Поэтому четвертая эмпирико-методологическая задача — «увидеть» от­дельные факты в связях и зависимостях с другими, сгруппировать факты сна­чала как совокупность, а затем как систему «событийного» проявления изу­чаемого предмета. Далее предстоит систематизация всех групп фактов. Первичная обработка эмпирической информации предполагает системати­зацию и классификацию (описательно или в сводных таблицах). Только


 

рассмотрение данных в их внутренних и внешних (структурных, типологиче­ских, причинных, генетических, исторических, функциональных и др.) устой­чивых связях позволяет говорить о действительной системе (или хотя бы кластере) фактов науки. И вместе с тем указать на несущественные «факти­ки», так или иначе специфически «окрашивающие» сущность явления, а ино­гда и затемняющие ее, вызывающие даже иллюзорные представления, мис­тифицирующие реальность. При этом важно выделить и отвергнуть «фактоиды» (ничем не подтверждаемые «данные», так сказать, «научные слухи»), указав на их происхождение и неадекватность реальности. В ре­зультате происходит трансформирующая обработка совокупности получен­ных данных. В результате «фактики» и «фактоиды» получат в представлени­ях исследователя достойное их значения место. И это определит характер их использования. Схематически:

«фактики» «фактоиды» «фактики» «фактоиды»

При этом в установленных фактах науки надо различать инвариантное «яд­ро» и идущую от взгляда исследователя «оболочку». Поэтому научный факт внутренне противоречив, содержа как непосредственно-конкретное (идущее от реальности), так и первично-абстрактное (связанное с позицией исследова­теля). И возникает — во всем ее своеобразии — принятая исследователем «картина» проблемной ситуации в предметной сфере исследования.

При получении сведений социологическими методами это иногда проис­ходит как бы «само собой». Ведь ответы на формализованную анкету с «за­крытыми» вопросами требуют только подсчета. Сложнее с «открытыми» во­просами — тут исследователю предстоит найти способ группировки порой очень своеобразных ответов. Приходится также потрудиться над выбором категорий анализа для систематизации результатов наблюдения, бесед в фо­кус-группах и т.д. Следовательно, нужно прибегать к частотным распределе­ниям, рассмотрению дисперсии (лат. dispersus — рассеяние) — отклонения от «среднего», корреляции.

Пожалуй, еще более сложные задачи стоят при феноменологическом подходе. Прочитав, например, переписку (желательно максимально полно собранную) издателей и авторов «Полярной звезды» 20-х гг. XIX в., легко об­наружить, что среди авторов были очень разные люди — Бестужев и Рыле­ев, Пушкин и Грибоедов, Ф.Глинка и Булгарин, Жуковский и Греч. В связи с этим исследователь сталкивается с немалыми трудностями, чтобы понять





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.