![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретация в ходе проверки гипотез
Л
«замешанные» на интуиции, подсознательном «диктате» накопленной информации о предметно-проблемной сфере. Движение исследования на стадии интерпретации проходит в треугольнике проблемная ситуация (проблема)
оо Сущность изучаемого предмета окажется истолкованной, если: • Раскрыт смысл и значение каждой известной составляющей изучае • Хотя бы гипотетически с участием фантазии и домысла (имеющих • Среди объяснений допустимы энтимемические — с пропуском некото • Одна из гипотез (выдвинутая первоначально или сформулированная В результате формируется концепция. Концепция (от лат. concepcio — схватывание, понимание; conceptus — мысль, понятие) — системное представление о сущности предмета изучения, объединенное единым замыслом и, желательно, дающее полную его характеристику S(d,v,n,p). В основе концепции лежит «концепт» — основная системообразующая мысль, конструктивный принцип. В предельном случае концепт — ядро целостного понимания явления и основа формирования оценок, база для выработки прогнозов и рекомендаций, определения норм деятельности в целях достижения идеала. Концепция при этом может быть номологоической (от rpe4.nomos — закон) и акцидентальной (от лат. acci-dentia — случайность). При этом, выдвигая оценки, прогнозы и рекомендации, исследователь явлений журналистики не может не понимать двух групп опасностей. Одна — волюнтаризм (произвольное толкование, выдача недопустимого за допустимое и т.д.). Другая — фатализм и/или преформизм (констатация предопределенной какой-то внешней, независимой от людей силой, наличной журналистской «данности» или подчинение идее «что есть, то и неизбежно»). Типов проблем и подходов к их разрешению на основе выдвинутых гипотез много, но при решении каждой из поставленных задач всегда следует использовать теоретико-информационный подход, дающий обобщенную структуру искомого знания S (d, v, n, p). При этом в зависимости от характера и уровня гипотетических подходов можно разрабатывать множество типов концептуальных решений — от S (d) и S (р) до законченной системы S (d, v, n, p). В ходе интерпретации, как и на других этапах исследования, у способного исследователя органически сочетаются алгоритмические, строго логически детерминированные методологические приемы, и средства эвристики,
система относящихся к предмету фактов науки «Работая» в этом треугольнике, исследователь, используя принятый и отобранный для решения проблемы методологический аппарат, может «дойти до самой сути» или, по крайней мере, приблизиться к ней. Путь — «челночные операции» между проблемой, фактами и гипотезами, в ходе которых выявляется сущность предмета. В процессе исследования должно происходить «вычерпывание» знания о предмете в его существенных проявлениях, сторонах и свойствах. Для этого следует последовательно рассматривать его во всех актуальных внутренних связях и отношениях со «средой». Только тогда его внутренние черты и социально-творческий характер приобретут для исследователя четкую определенность. «Вычерпывание» знаний о предмете (допустим, Вяземском как журналисте, публицисте, издателе) схематически можно представить так: Чтобы раскрыть изучаемый «предмет», надо проанализировать отношения Вяземского с: зарубежными и русскими просветителями, либералами, консерваторами, литературными объединениями, изданиями, цензурой, правительством и царем и т.д. Обычно эти операции называют «анализ через синтез». ю
Движение мысли в ходе «вычерпывания» предметного содержания изучаемого явления в связи с поставленной проблемой неизбежно проходить стадии «челночных операций», компараций (сличений) полученных данных с гипотезами, внутренних «борений» в ходе внутреннего диалога (солилок-виума) в перспективе формулирования концептуальных выводов. «Проще» всего решать дескриптивные задачи, связанные с определением наличия/отсутствия тех или иных свойств в изучаемом явлении журналистики, то есть проблемы по преимуществу экзистенциальные. Но «за» ними лежат проблемы социально-исторической оценки изданий, программ, сайтов и многих других журналистских явлений настоящего и прошлого. Но нельзя не видеть, что дескриптивная характеристика латентно, а оценочная явно связаны с научной парадигмой исследователя, стало быть, с «правильной» (разумеется, для исследователя) нормативной и прескриптивной характеристикой. Вряд ли кто-нибудь станет спорить о значимом месте, которое занимали Белинский, Герцен и Писарев в журналистике XIX века, а Эренбург, Кольцов, Аджубей, Аграновский, Овечкин и др. в XX. Но оценки их деятельности со временем значимо изменяются. Скажем, «либеральные колебания» Герцена получают оценку едва ли не противоположную в разные времена. А оценка деятельности Аджубея оказывается не просто высокой, а еще и обогащается мыслью о нем как провозвестнике (при всевозможных оговорках) гуманистического «нового журнализма», потенциальные возможности которого еще далеко не осознаны и тем более не реализованы и в начале XXI века. Иначе говоря, и применительно к журналистике прошлого, и применительно к современным СМИ важна исследовательская перспектива определения путей и конкретных направлений возможной (для прошлого) и актуальной (для современности) оптимизации деятельности в перспективе повышения эффективности информационной политики на основе — если такова позиция исследователя — идей гуманистического развития общества. При этом, как представляется, каждый раз для вдумчивого исследователя возникнет нужда в сопоставлении количественных и качественных характеристик аудитории, запросов, предпочтений оценок, распространенных в ее отдельных секторах, с контентом (тем, что предоставляет СМИ своей аудито-|| рии). Ведь иначе знание об аудитории окажется в значимой мере формаль-о ным: не удастся установить, в каком направлении действовала редакция, как *-! СМИ пытались формировать сознание и поведение своей аудитории. Значит, II необходим анализ публикаций. Тут также есть ряд вариантов. Можно выбрать для изучения предпочитаемые аудиторией материалы (если имеются соответствующие рейтинги и др. сведения) и вести их качественный феноменологический анализ. Можно к тем же материалам применить рассчитанный на получение количественных расчетов контент-анализ (его методика достаточно разработана, но это не исключает инициативных решений исследователя). Представительные сведения о контенте (будь то «Отечественные записки», «Известия» или Интернет) дают еще одну группу фактов, необходимых исследователю для понимания предмета. Это дает возможность вести кластерный анализ. Можно остановиться на этом? Не исключено, если поставлена экзистен-циональная (дескриптивная) проблема. Но если исследователь хочет дать социальную оценку характера издания и выработать какие-то рекомендации для учредителя/владельца, то придется сравнивать данные об аудитории, а также и предпочитаемом и желаемом, с ее точки зрения, контенте с характером информационной политики, принятой редакцией. И важно понять, учтены ли в ней информационные потребности аудитории и наличествует ли забота о ее информированности. Необходимо также определение места среди других СМИ (к каким СМИ обращается эта аудитория?) в формировании массового сознания. Сопоставление даст еще не одну группу фактов и идей. Тут уже имеются основания для системного анализа и разработки перспектив развития. Проверка гипотез может быть прямая и косвенная. Прямая проверка гипотез возможна тогда, когда эмпирические данные дают очевидные основания для выводов и предложений. Например, если при опросе журналистов предполагалось, что их представления о привлекательных сторонах в профессии имеют серьезные «смещения» и требуется, используя данные о них, внести коррективы в разные области практики, то данные опроса позволяют делать прямые выводы. Реальные данные опроса о привлекающем в профессии (см. с. 153) с позиций гуманистически-функциональных позиций о роли журналистики могут быть интерпретированы без серьезных затруднений. С одной стороны, констатации и оценки очевидны: налицо серьезное смещение в социально-профессиональных ориентациях журналистов. С другой, ученым требуется лучше, теоретически строго выстроить систему приоритетов и, если угодно, принципиаль- | но важный для всех (а к отдельным — подход особый) журналистов рейтинг >-* гуманистически функциональных характеристик. С третьей, на основании ^ Разработки в рамках деонтологии строгой теории относительно системы II социально-профессиональных ориентации можно и нужно выработать систему предложений по их реализации учебным заведениям, журналистским организациям, научными центрами, издательствами и т.д. И далее социологически строго отслеживать процессы в этих сферах. В более сложных случаях требуется косвенная проверка гипотез, когда используются дополнительные, косвенные сведения, ведется логический анализ данных. Особенно трудно работать, если и гипотеза сформулирована приблизительно. Например, гипотеза (в абстрактной форме дающая верное, притом расхожее представление) о необходимости учитывать интересы аудитории требует не просто проверки (что тут проверять?), а разработки на основе анализа данных. Поэтому в данном случае труднее всего верно интерпретировать смысл и способы «учета» читательских предпочтений (табл. на с. 153). Сначала приходится элиминировать бросающееся в глаза странное перемешивание в опросной таблице проблемных, тематических и жанровых обозначений публикаций. Это, конечно, затрудняет осмысление и выработку рекомендаций, но не кардинально. Хотя и мешает. Простая интерпретация — ненужность информации по темам, оказавшимся внизу — очевидно неверна. Ведь в целях повышения информированности аудитории надо стремиться привлечь ее внимание к экономическим и политическим проблемам, удовлетворив тем самым потребность в информации этого типа. Поэтому для продвижения к верной интерпретации нужна дополнительная социологическая информация и применение адекватных методов анализа. Важнее всего (но и труднее) формирование номологической- концепции — такого результата подведения итогов исследования в результате научной интерпретации всех полученных результатов (принимаемых, отвергаемых, проблемных, «отложенных «на будущее» и т.д.), который ведет к установлению законов и характеристике закономерностей. Это процесс движения от установления научных фактов и их систематизации в «эмпирическую картину» изучаемого (выявление сущности «первого порядка») к формированию отдельных законов предметной сферы и, после этого, их обобщение в законченную теорию, что знаменует переход к осознанию сущности «второго порядка». При этом не стоит упускать из вида, что обобщения располагаются в диапазоне «верные — неверные» при каком-то пересечении достоверного, вероятностного, неверного знания и лакун в понимании предмета. Вот почему никогда нельзя утверждать, что найдена истина «в последней инстанции». Законы и теории как результаты подведения итогов работы исследователя, дающие познание сущности «второго порядка» в предметно-проблемной сфере, таким образом, содержат обобщающее знание разного объема. Допустим, исследователь, претендующий на создание «общей теории журналистики», должен овладеть большой совокупностью законов на основе творческого использования уже сделанного другими исследователями и собственных наработок, раскрывающих различные ее стороны (в частности, свободы, функций, эффективности и мн. др.), и в сводном виде, лучше всего системно, представить их как целостную концепцию. Закон раскрывает объективные, существенные, устойчивые, инвариантные характеристики и связи какой-то стороны сущности изучаемого предмета. При этом все понятия и категории в рамках сформулированного закона не должны содержать индивидуальных понятий. Скажем, знание об аудитории тогда формулируется как закон, когда содержит обобщенные характеристики ее разнообразия и структуры, факторов поведения, способов удовлетворения ее потребностей, интересов и запросов, оснований эффективного взаимодействия с ней и т.д. Конкретные данные могут служить «отправными пунктами» и иллюстративным материалом, но не могут быть составляющими закона. Конечно, в общественной сфере, в журналистике в том числе, есть и «вечные» законы (например, сущность информации неизменна), и законы динамические. «Подвижность» динамических законов определяется системой общественных отношений (так, изменяется сущность, характер ее проявления, роль и наполнение СМИ различных исторических типов). А изменение в понимании законов связано также и с углублением, развертыванием, уточнением научного знания о них. Например, основные законы публицистики «вечны», но научная интерпретация их совершенствуется. Кроме того, публицисты различных эпох и творческого склада осознают и используют их по-разному. Ведь законы журналистики действуют не автоматически, а как тенденции. И бывает, что закон в деятельности журналистов сознательно или бессознательно игнорируется, действует в превращенных формах, а то и вовсе «в обратном смысле» (как при манипуляции сознанием аудиторией или ведении «информационной войны» с «противниками»). От закона надо отличать закономерность — меру реализации закона, на которую влияет множество жизненных факторов. (Впрочем, «закон» и «закономерность» иногда рассматриваются как синонимы, а порой «закономерность» считается объективной системой свойств, а закон — субъективным пониманием ее людьми). Теория же — это система законов, дающая целостную характеристику сущности изучаемого явления через системное описание его структуры и функций, закономерных внутренних и внешних связей и зависимостей. Поэтому теория — не перечень доказанных положений или даже законов, а синтезирующее све'дение их в концепции исследователя. Впрочем, надо иметь в виду, что термин «теория» (от лат. theoreo — рассматриваю, обдумываю; theoria — наблюдение, исследование) используется исследователями по меньшей мере в двух значениях. Первое — «узкое» — характеризует обобщенное знание о системе закономерностей, объективных U)
При этом надо различать два вида теорий. «Идеальная теория» — система знаний о внутренних законах изучаемого предмета, «освобожденная» от специфических форм проявления в конкретных обстоятельствах под действием «нарушающих» факторов. «Конкретная теория» — система «превращенных» теоретических знаний на основе утверждения всякого рода «кажи-мостей» в изучаемой сфере, неадекватно отражающих необходимости и/или выработанных под действием разного рода «побочных» факторов, социально-политической конъюнктуры, догматизированной позиции исследователя или просто его ошибочных обобщений. Исследователь журналистики (будь то «теоретик», «историк» или «социолог») в принципе в своих разработках должен исходить из требований построения «идеальной» теории. На фоне «идеальной теории» важно видеть реалии «конкретных» теорий, обнаруженных им в «литературе вопроса» или представленных в «указаниях» руководителей журналистики разного ранга, размышлениях журналистов и реализуемых в практике журналистики. А осознанное понимание различий между «идеальной» и «конкретной» теориями побуждает исследователя к действиям двух типов. С одной стороны, к распространению «идеальной» теории с учетом возможностей ее реализации в конкретной ситуации, а, с другой, к оптимизирующему влиянию "На идеологическую и журналистскую практику с точки зрения «идеальной теории». Исследователь в сфере «теории журналистики» (в узком значении) за всеми фактами прошлого и настоящего ищет общие законы необходимого субстанционального и функционального состояния (реализации требований свободной деятельности, системно-структурной организации, информационного порядка, требований к журналистскому корпусу и т.д.) журналистики (специфически проявляющиеся в различные эпохи). Теоретико-журналистские построения поэтому носят характер «идеальной модели», которая, конечно, неизбежно создается с помощью абстракции упрощения. Но существует опасность иллюзорной идеализации при выработке теории. Такова например «теория газетных жанров»; иллюзорность этой теории легко проверить, если попробовать построить параллель — «теория журнальных жанров» или «теория книжных жанров». Столь же иллюзорна теория «текста как системы выразительных средств». В теории «снимаются» результаты эмпирического исследования, и факты оказываются в теоретическом сочинении чаще всего отправным пунктом и/или иллюстрацией. При этом «общая теория» включает множество «частных» (теория функций, теория толерантности, теория свободы и т.д.) Для «историка журналистики» на первый план выдвигается задача реконструкции (на основе научных фактов) генезиса, состояния и развития того или иного явления журналистики прошлого. В ходе реконструкции надо отвечать на вопросы: когда, где, что, кто, зачем, как. Притом — в идеале — такой реконструкции того или иного этапа истории журналистики, которая показала бы, как «пробивали» себе путь закономерности и какие тенденции (движение «в сторону», «назад» и прочие специфические формы развития) господствовали на данном этапе журналистики. При этом обязательно в перспективе того, что, с позиций исследователя, «должно было бы быть» на этом этапе с точки зрения «исторической необходимости», осознаваемой в свете «идеальной теории» при понимании меры ее применимости в реальной ситуации. И обязателен учет действовавших тогда реальных факторов — объективных требований жизни общества и возможностей, субъективного потенциала деятелей эпохи. Избегая крайностей «актуализма», историку важно также объективно «разыскивать» и оценивать позитивные и негативные «следы прошлого» в современности и извлекать социально-творческий опыт (+, -,=) из прошлого журналистики. «Социолог журналистики», изучающий текущие процессы функционирования и развития СМИ, также стремится понять, с точки зрения его идеала, «норму» и отступления от нее в современности. Цель и смысл — определить тенденции движения и пути оптимизации («очищения» от случайных и нарочитых отступлений от «нормы») состояния и функционирования изучаемых СМИ или даже всей системы журналистики. И каждый раз исследователь не может обойтись без выяснения соотношения в изучаемом предмете общего, особенного и единичного. Творческий подход предполагает свободный от догматизма поиск истины в системных категориях и при активной «работе» интуиции, что при высоком напряжении исследовательских усилий приводит к неожиданным решениям («безумным идеям»). «Проверка» гипотез и формирование концепции может быть эмпирико-индуктивной и теоретико-дедуктивной. Эмпирико-индуктивная проверка гипотез и формирование на этой основе концептуальных утверждений — «видение» собранных и систематизированных фактов на фоне гипотез, а в результате формируется представление о соответствии/несоответствии системы собранных научных фактов одной из них (или необходимости трансформации первоначально выдвинутых или Даже формировании новых, если факты «выламываются» из проверяемых). Отсюда, главным образом с помощью индуктивных обобщений, начинается прямой путь к построению концепции, решающей проблему и раскрывающей
сущность исследуемого предмета. Система научных фактов, полученных исследователем, с помощью принятой научной парадигмы обобщается и приобретает форму вероятностной концепции. Вот путь выведения (названного «абдуктивный»): А. Исследователь располагает данными а, Ь, с... п Б. У исследователя есть гипотеза X, которая лучше гипотез Y, Z объясняет а, Ь, с... п Следовательно, гипотеза X, наиболее точно объясняющая а, Ь, с... п, может считаться вероятным закономерным утверждением. Теоретико-дедуктивная проверка, основанная на гипотетико-дедуктив-ном методе, — логическое выведение следствий из гипотез. И если следствия из одной из них непротиворечивы и соответствуют реальности (собранным и систематизированным научным фактам), то тем самым становится возможным констатация верности одной из гипотез, и она переходит в разряд концептуально верного утверждения. A. Теоретические выводы из гипотезы 1: a, Ь, с B. Теоретические выводы из гипотезы 3: а, Ь, с, d, e, f Следовательно, гипотеза 3 подтверждена Если, например, гипотеза утверждает прямую зависимость творческих свойств публицистики от свойств (а, Ь, с... п) общественного мнения, то на основе дедуктивного рассуждения строится теоретическое представление о публицистике как типе творчества. Далее, разумеется, необходима эмпирическая проверка концепции. Таким образом, обе формы проверки гипотез не противоречат одна другой. Более того, дедукция и индукция (рационально-логическое и интуитивно-эвристическое) оказываются взаимодополнительными и в принципе должны приводить в «одну точку». Но следует иметь в виду, что, поскольку ни фактическая картина, ни логические суждения никогда не бывают исчерпывающими, интерпретация всегда будет в той или иной мере гипотетической, а потому остается простор для неких сомнений и, разумеется, дальнейшего исследования. Ведь при эмпирической проверке гипотез исследователь сталкивается с ситуацией «черного ящика» — «на входе» у него имеется совокупность (иногда хорошо систематизированная) эмпирических данных, научных фактов, а «на выходе» он стремится получить концептуально оформленный || «продукт». Что происходит в «черном ящике»? «Обрабатываемые» там фак-=■ ты не до конца полно и системно представляют реальности предмета исследования; а «обрабатывающие» их методы даже сами по себе не абсолютно достаточны; исследователь же не всегда адекватно применяет даже их; наконец, многое зависит от характера и уровня интуиции. Так что даже по-видимому хорошо разработанная концептуальная схема (теоретическая модель, историческая реконструкция и др. результирующие формы исследования) заведомо имеет недостатки. И интерпретация явно или латентно должна сопровождаться как бы оговоркой «возможно». Что касается социологической информации, то интуиция подсказывает необходимость в целях получения закономерностей публицистики использовать данные того же опроса о наиболее предпочитаемых авторах. Таковыми были Т. Тэсс, М. Стуруа, А. Аграновский. Преимущественное внимание к первым двум понятно: это, как показывает анализ их публицистики, во-первых, талантливые журналисты. Во-вторых же, писали они как раз в предпочитаемых жанрово-тематических сферах — морально-этических и международных. А. Аграновский тоже из разряда талантливых. Но в его творчестве заметно любопытное качество: в произведениях, наряду с моральными, точнее, в жесткой двусторонней увязке с ними, на первое место выходили чаще всего экономические проблемы и решения. Возникает вопрос: почему же Аграновский читаем, а другие материалы по экономике интересны, по-видимому, только специалистам, а широкую аудиторию не привлекают? А что, если для ответа на вопрос применить «метод остатков» из арсенала индуктивной логики? Смысл его в данном случае (при элиминировании проблемы таланта) в сравнении «читаемого» и «нечитаемого» на одну тему. В «читаемом», по-видимому, есть что-то такое, чего нет в «нечитаемом». Схематически это можно представить так: «качества,
Так индуктивным путем формируется пусть и достаточно убедительные Каково же содержание этих (Y) качеств? Движение к выводам закономер- «-» ного характера идет через феноменологический анализ «предпочитаемых» --J текстов. Изучение «остатков» приводит, по крайней мере, к выделению трех II
Интерпретация на основе индуктивного вывода, который в значительной мере интуитивен, требует тщательной дедуктивной проверки. В данном случае дедуктивный «ход» мысли может быть таков: Большая посылка: «Общественное мнение, к которому обращается публицист, обладает свойствами а, Ь, с.п» Малая посылка: «Проанализированные читаемые материалы содержат свойства а, Ь, с» Следует: «Свойства а, Ь, с существенно способствуют активному восприятию предлагаемого материала общественным мнением и потому являются закономерно необходимыми свойствами публицистики» Разумеется, для утверждения верности вывода требуется проверка практикой и эксперимент (мысленный и/или реальный). Однако надо иметь в виду, что установленные путем анализа эмпирических данных о «читаемости» рубрик и авторов выводы содержат еще очень неполное знание об общих законах публицистики и не дают оснований для того, чтобы «поставить точку» в теории публицистического творчества. Поэтому на характеристике этих эффективных средств публицистического творчества ни в коем случае не может быть закончено (ведь есть и другие свойства общественного мнения и информационного поведения аудитории, требующие анализа и интерполяции в систему релевантных общественному мнению закономерностей публицистического творчества). • Интерпретация и формирование характеристик и выводов по всему спектру S (d, v, n, р), если действует «универсальный исследователь», венчает работу исследователя. Но относительно «простой» оказывается только задача дескриптивно-констатирующей интерпретации (когда работа кончается на S(d) или даже на S (d, v) и других вариациях). Да и можно ли это назвать интерпретацией в полном смысле термина? Все другие варианты интерпретации, особенно прогнозно-рекомендательные, включающие (п) и (р), требу-|| ют мобилизации всех применимых в данной исследовательской ситуации ме-оо тодологических средств, в том числе доверие интуиции (разумеется, при ло-<-' гической проверке интуитивно-эвристических находок). «Мысленный взор» II совмещает оба типа средств — вопрос только в соотношении. При этом заключительный «ход» рекомендательной интерпретации состоит в сравнении изученной «проблемной ситуации» в журналистике с выдвинутой исследователем «идеальной моделью ситуации». А все находки, сделанные в ходе изучения предмета с целью решения проблемы, как раз и есть совокупность (лучше — система) необходимых и возможных при данном состоянии предмета и, дополнительно, на перспективу тех и таких «поправок и дополнений», которые будут способствовать оптимизации ситуации. Например, разработка теории, изучение исторического опыта, создание «технологии» диалога (СМИ — СМИ, СМИ — власть, СМИ — аудитория) в условиях, когда диалогом считается все то, что собственно диалогом является только частично и нередко не только номинально, но и даже антидиалогич-но (от простого интервью до передач типа «К барьеру»). На выводных следствиях — оценочных суждениях, предсказаниях, рекомендациях — собственно исследовательский проект (программа) считается завершенным. Однако не только не следует забывать о, но и надо стремиться к проверке полученных результатов как эмпирическими средствами (опытом, на практике), так и теоретическими. При эмпирической проверке должен быть получен ответ на вопрос — а всели имеющиеся в распоряжении исследователя факты «укладываются» в концепцию. Однако надо иметь в виду два обстоятельства: «простое» — а все ли факты известны; «сложное» — были ли процедуры установления «научных фактов» проведены без нарушений. При теоретической проверке важно еще раз отследить логическую строгость рассуждений и определить, нет ли внутренних несогласованностей и тем более противоречий в предлагаемой концепции. Но исходя из того, что ни одна концепция не может быть абсолютно законченной, важно указать на отмеченные ее недостатки в перспективе уточнения, трансформации, а может быть и замене. Для историка проверка практикой заключается в отслеживании, насколько его оценки и, главное, характеристики необходимостей развития и научно обоснованные предсказания оправдались или события в журналистике стали развиваться иначе. Затем важно объяснить, почему «необходимое» получило превращенную форму и журналистика в целом или в каких-то секторах совершила исторически неоправданный зигзаг, движение в сторону или даже вспять. Все это нужно не только для того, чтобы лучше понять развитие журналистики в прошлом, но и чтобы извлекать из истории уроки для современности. Для социолога, если он прагматически настроен на получение и использование своих результатов в целях оптимизации изучаемого явления журналистики, важны контакты с теми, кто заказывал и/или являлся объектом исследования. Конечно, убедить в том, что надо отменить или серьезно трансформировать высокорейтинговые, но низкопробные рубрики или
Теоретик, конечно, может заглядывать далеко вперед и думать, что «посев от жатвы» может быть отделен многими годами. Но и далекую жатву надо готовить задолго. Скажем, убеждать в контактах с журналистами и через публикации, что конкретные и сегодня применимые рекомендации помогут делать хотя бы «малые шаги» по внедрению общественных СМИ в регионах. Итог исследования — не только решение проблемы и раскрытие сущности предмета изучения. «Высший» итог — формирование «идеи», в которой к «знанию» добавляется «хотение», то есть представление исследователя о необходимых мерах, приводящих, с его точки зрения, к оптимизирующему воздействию на развитие ситуации в журналистике (притом, возможно, в разных вариантах). Для «теоретика» и «историка» — это «загляд» в будущее, а для историка — критерий оценок последующего развития явления. Например, требует анализа вопрос, как реализовалось радищевское «я зрю чрез целое столетие». Следовательно, познать какое-то явление журналистики в полном объеме — если иметь в виду семиотическое представление о знаковых системах S (d,v, n, р) — значит, разработать прогнозные характеристики и практические рекомендации, направленные на оптимизацию функционирования СМИ в той или иной их сторонах. И, следовательно, выдвигать идеи. Идея — это такое отражение и понимание предмета исследования, которое включает не только знание его достоинств/недостатков, но и дает ответ на вопрос «что делать?» На этой базе строятся прогнозно-рекомендательные выводы исследования.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |