КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичный анализ — установление научных фактов
LT1 Л 00 In Выбор эмпирических методов, процедур и техники Вторая эмпирико-методологическая задача — выбор и использование эмпирических методов, процедур и техники получения представительной совокупности фактов. Предстоит решить, в каких формах и последовательности возможно и необходимо прибегать к феноменологическим и/или количественным (социологическим) методам получения фактических данных. Первоначально в общем виде определив (а затем часто приходится расширять) круг источников, к которым следует обратиться, исследователю предстоит освоить технико-методические способы работы в библиотеке и, затем, как говорят социологи, «в поле». В рамках этой методологической задачи (и применительно к изучению «литературы вопроса», и по поводу сбора социологических данных) исследователя должна заботить задача определения характерности полученного факта или фактов (для феноменологического анализа) или достижения репрезентативности данных (для количественного). Во-первых, это отбор «литературы вопроса» по принятому исследователем проблемно-тематическому полю. Прежде всего приходится решать трудную задачу составления «корпуса» книг, статей, сайтов по теме. Это требует навыков библиографического разыскания. Стоит напомнить: сбор «литературы вопро-са» — ЭТо поиск нужной информации в специальных изданиях (притом вовсе не только по журналистике: важна релевантная философская, политологическая, историческая и др. информация). Неоценима помощь предметных и систематических каталогов разных библиотек, профессиональных библиографов, прикнижной библиографии и ссылок, многочисленных библиографических изданий, интернетовских поисковых машин. Литературу последних лет издания полезно отслеживать по регистрирующим (почти исчерпывающе) изданиям Книжной палаты — еженедельно выходящим «Книжным летописям», «Летописям журнальных статей», «Летописям газетных статей», «Летописям рецензий». Так постепенно создается свой собственный «специализированный» каталог. За годы работы накапливается несколько тысяч карточек (которые в наше время предпочтительно переводить на хранение в память компьютера). При изучении отобранной «литературы вопроса» не только не обязательно, но часто и вредно сплошное чтение, поскольку тем самым работа очень замедляется. Освоение «литературы вопроса» — это поиск необходимой информации, поэтому какие-то книги и статьи читаются и даже перечитываются, а какие-то просто просматриваются. Ведь книги, статьи, интернетовские сайты могут содержать и много, и мало, а иногда и вовсе не содержать информации по теме. Поэтому поиск информации вовсе не просто чтение, а именно отбор всего нужного (+, -,?, пробл.) для работы. И точная фиксация полученных сведений (эмпирических и концептуальных), притом лучше не в тетради, а на отдельных листах с точным указанием источника сведений. Это называется «вести кумулятивный конспект» (см. 8.2.). Таким же образом собираются сведения феноменологического характера и из всех других источников — официальных и неофициальных документов, воспоминаний, архивов, писем, статей и записей журналистов и их окружения, бесед исследователя с носителями важной по теме информации и т.д. При этом важные для разработки темы цитаты из СМИ, бесед, и др. феноменологические данные должны быть характерными, имеющими существенное, с позиций исследователя, значение для решения проблемы. Однако доказательством их сущност-ности служит по преимуществу интуиция. Поэтому так значимо применение социологических, количественных методов. Во-вторых, это сбор сведений социологическими методами, дающими точные количественные данные. Тут для исследователя имеется два источника. Первый — результаты полученных другими центрами и исследователями данные (как опубликованные, так и неопубликованные, которые еще надо поискать, зная, кто и как уже проводил близкие по теме исследования). Даже проведенные много лет назад социологические исследования важны не только историку, но также теоретику и социологу. Они очень нужны для вторичного анализа, который проходит в свете иной, современной научной парадигмы и в результате которого можно получить новые важные данные. Второй — собственные социологические опыты (см. 5.3.). Для социологического исследования важна их репрезентативность, хотя в некоторых случаях возможны и близкие к репрезентативным (так называемые «пилотные», хотя их представление и анализ требует оговорок о недостаточности выборки). Результаты фиксируются в обобщенном виде в матричной (табличной) форме. Вот, например, сводные результаты исследований, проведенные методом опроса еще в 60-е гг. XX в. Они до сих пор имеют не только историческое значение, но и дают (через «вторичный анализ») материал для теории. Разумеется, также и для социологической критики (судя с современных позиций, исследователями допущены явные ошибки), которая, конечно, не станет действовать по принципу «не оставить камня на камне». Предпочтения читателей «Известий» в % ко всей аудитории 1. На темы морали 75 2. Удивительные истории 72 3. Международные обзоры 69 4. В кругу семьи 66 5. Фельетоны 65
6. Человек, коллектив, общество 7. Наука 8. Спорт'
10. Встречи с интересными людьми 11. Мир интеллигентного человека
17. Экономика 18. Пропагандистские статьи 19. Работа Советов Или вот результаты опроса журналистов: «Что привлекло Вас в профессии?» 1. Возможность литературного творчества, самовыражения 44 2. Возможность знакомства и общения с людьми 40 3. Возможность быть гуще событий 32 4. Возможность воздействовать на общественную жизнь 12 5. Возможность воздействовать на сознание людей 9 6. Возможность бороться с недостатками б К сожалению, собрать «все» факты, создать абсолютную фактологическую картину изучаемого явления не удается никогда и в силу его онтологической неисчерпаемости, и по причине неполноты и неточностей в научной парадигме исследователя. Если, например, заявлена проблема состава аудитории («Отечественных записок», «Известий», интернет-изданий), то «остановиться» можно лишь в том случае, если исследователь убежден (и может это доказать), что взятые из «литературы вопроса» и полученные самостоятельно данные достаточно представительны (хотя исчерпывающими не будут si- никогда). А «частичные» эмпирические сведения, тем более специально «отобранные» и потому «легко» подтверждающие (подогнанные под) одну из гипотез (и если к ней уже с самого начала работы более всего «лежала душа») — явно недостаточный материал и слабая база для доказательной разработки проблемы, но и часто основание ошибочных заключений (порой даже нарочитых). Необходимо получить именно максимально репрезентативные данные — достаточно полно представляющие предметное поле исследования, независимо оттого, «нравятся» они или нет. Третья эмпирико-методологическая задача в этой сфере — первичный анализ собранного материала в перспективе установления отдельных научных фактов (фактов науки) и их совокупности. При этом квалифицировать эмпирические данные как научный факт (или факт науки) можно лишь при условии (предположении), что эти данные «событийно» отражают закономерность, то есть обладают характерностью для исследуемого предмета. Конечно, у исследователей, придерживающихся различных позиций, одни и те же данные могут представать и как «факты» и как «фактики». Есть, разумеется, «вечные» факты — даты событий, выхода номеров/программ и т.д. Но даже точные цитаты могут быть как характерными, так и нехарактерными: либо передающими концептуальное высказывание исследователя, либо являющими его оговорку, случайное замечание и проч. Следовательно, констатация некоего единичного «случая» может явиться результатом субъективного (и верного, и неверного) утверждения полученного результата как характерного (научного) факта. Поэтому важно обнаружить повторяемость данных (часто это называют статистической интерпретацией факта на базе индуктивного обобщения), что уже дает подтверждение (пока еще не окончательное) характерности этого факта. Ведь повторяться могут и нехарактерные.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |