КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и виды проблем
Si-со OJ Проблемная ситуация в СМИ и науке о журналистике Источник и основание постановки проблемы — проблемная ситуация в объектно-предметной области. Проблемная ситуация, привлекшая внимание исследователя, — сильный психологический раздражитель, заставляющий сосредоточиться на ней и отвлечься от других областей научного интереса, мобилизовать и привести в «рабочее состояние» все релевантные составляющие научной парадигмы. Проблемная ситуация с объективной стороны — это, во-первых, «сбои» в состоянии и деятельности СМИ, трудности и угрозы ее нормальному функционированию и развитию в том секторе, который интересует исследователя. Во-вторых, это недостатки (противоречия, лакуны, «разномыслие», неадекватное (неполное, неточное, неверное и т.д.) осмысление в науке этого сектора явлений журналистики и/или несоответствие имеющихся концепций фактам. С субъективной — осознание с позиции исследователя неуравновешенности в интересующей его сфере журналистики, которая (неуравновешенность) в конечном счете порождена объективными нуждами развития СМИ (хотя объективные нужды могут приобретать в сознании исследователя в зависимости от его позиции самые разные формы). «Неуравновешенность» эта видится исследователем как совокупность «сбоев», угроз и трудностей, рассматриваемых как противоречие между потребностями нормальной (с его точки зрения) деятельности СМИ и их реальным состоянием. «Ликвидации» этих недостатков и противоречий можно добиться только с помощью нового знания о ситуации и, затем, разработкой предложений по оптимизации положения дел как в науке, так и практике. Обнаруживается проблемная ситуация как путем собственных наблюдений исследователя над журналистской практикой, так и через рассмотрение имеющихся разработок, документальных источников, саморефлексии журналистов, историографии. Изучение «литературы вопроса» и журналистской практики в свете принятой исследователем научной парадигмы дает возможность зафиксировать представления о достоинствах, недостатках в имеющихся разработках, возникающих вопросах, проблемах и т.д. Для определения «проблемной ситуации» при изучении «литературы вопроса» следует делать «заметки» по поводу позиций других исследователей, их методологических подходов, используемого эмпирического материала и его представления в работах, интерпретирующих характеристик и выводов, их прагматической ценности для современной науки, практики журналистики, преподавания. А затем систематизировать эти «заметки», не забывая о своеобразии (иногда разительном) подходов и решений разных исследователей. Основные характеристики можно представить в таком перечислении: • Мера и характер определения исследователями актуальности темы, • Особенности их понимания проблемной ситуации в науке и/или жур • Характер (и мера верности) исходных концептуальных подходов, цен • Знание и характер использования имеющихся по теме работ в их кон • Характер и форма постановки проблемы и определение теоретико- • Достоверность, полнота, валидность, надежность, репрезентативность • «Работоспособность» принятых методологических средств, адекват • Приемы и ход интерпретации полученных результатов • Своеобразие вед~ения темы, способы, достаточность и мера убеди • Адекватность, ясность и непротиворечивость заключающей концепту • Вопросы, которые исследователи в силу тех или иных причин остави Разумеется, в каждом конкретном случае результаты анализа «литературы вопроса» по поводу «проблемной ситуации» могут привести к выдвижению дополнительных характеристик (хотя меньше перечисленных их быть не может — иначе важные аспекты проблемной ситуации окажутся вне поля зрения исследователя). В частности, поскольку исследователь СМИ не может обойтись без обращения к личностным характеристикам субъектов журналистской деятельности, то важно понять, как по-разному трактовался в исследованиях вообще «человеческий фактор» и как рисовались и оценивались конкретные фигуры. Рассмотренная через призму «литературы вопроса» и собственные начальные наработки «проблемная ситуация» в связи с особенностями разных подходов и решений дает возможность сначала по каждой отдельной работе, а затем и в целом составить сводное представление о составляющих проблемной ситуации как бы в виде матрицы:
При этом различающиеся подходы и характеристики проблемной ситуации в каждом из различных исследований важно постараться увидеть как структурно организованное представление того или иного исследователя. Это не всегда, правда, получится — как по причине отсутствия этой целостности в рассматриваемой работе, так и в силу собственной аналитической «недостаточности». И к любым «построениям» поначалу следует относиться толерантно, без предубеждений. Даже тогда, когда, кажется, случайности возводятся в ранг закономерностей (и наоборот), а кажущиеся ошибочными решения и поступки признаются необходимо верными. Все это трудно, поскольку принятая парадигма «настраивает» на критику с самого начала. Но может быть в результате дальнейшего исследования нужно будет менять что-то и в своей исследовательской парадигме? Вместе с тем начальная толерантность — не вечна: исследование покажет, что стоит принимать, что отвергать, а что трансформировать при построении своей концепции. Характер осознания проблемной ситуации в практике и/или науке — основание для выдвижения и формулирования проблемы. Понять проблему — значит выяснить, в чем затруднение для понимания сущности предмета.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |