КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект и предмет исследования. а в худшем — скептические улыбки
C\J а в худшем — скептические улыбки. И нередко этот скепсис оправдывается — «частная» исследовательская инициатива, особенно основанная на отрицании (когда нарушается принцип соответствия), далеко не всегда приводит к позитивным решениям. Хотя надо учитывать, что и «отрицательный результат» в каком-то смысле позитивен: становится ясно, что сам подход неверен и что использовать его далее бесполезно. Но упорство «инициативни-ков» не так уж редко приводит и к открытиям (которые воспринимаются поначалу как «этого не может быть», затем «тут что-то есть» и, наконец, «кто же этого не знает»), хотя признание часто откладывается на годы. Так в истории журналистики стали иначе выглядеть такие ранее одиозные фигуры как Суворин и даже Булгарин, а в теории этические проблемы и «дух корпорации». Еще больше «приключений» было с проблемой «профессиональная деонтология» и ее разработкой, причем и до сих пор нет сколько-нибудь подробно разработанной концепции, принимаемой в научных кругах и вошедшей в обиход преподавателей. «Запускающих» творческий поиск факторов множество. Это может быть обнаружившиеся противоречия между различающимися концептуальными решениями у разных авторов. А то и обнаруженная при знакомстве с работой заданность подхода к вопросу ее автора, заставившая его игнорировать «неудобные» факты, совершать другие недопустимые в науке действия. Или факт, не «умещающийся» или даже вступающий по сути в конфликт с принятым знанием. Могут обнаружиться пробелы, «лакуны», ощущение неполноты в имеющихся разработках. Даже в законодательстве о СМИ: есть и противоречия между разными законодательными актами, некоторые сферы журналистской деятельности (например, деятельность пресс-служб, информационных агентств) законодательством практически обойдены, кажутся недостаточными положения законодательства о внутриредакционных отношениях, об отношениях СМИ и аудитории. Побуждают заняться тем или иным вопросом и споры в журналистском сообществе. В частности, исследователя не может не тревожить характер понимания журналистами «свободы» и «независимости» — отсюда и необходимость на новом этапе возвратиться к этим темам. Сильным стимулом оказывается и выявившийся конфликт между кажущимся исследователю «нормальным» в журналистике и реалиями жизни СМИ. Если «информационная политика» каждого СМИ — и это теоретически очевидно — должна быть целостной реализацией программно определенного его направления, то почему так часто обнаруживается разнобой в подходах и действительно ли нужна целостность? А если нужна, то требуется выяснять, что же препятствует и как добиться целостности информационной политики? Или: развитие журналистики как института непосредственной демократии и, соответственно, как «четвертой власти» требует, в частности, развернутых представлений о массово-информационном порядке, информационной безопасности на базе необходимости повышать информированность аудитории, развития в ней адекватного и активно проявляющегося гражданского сознания. Но на этом «поле» еще работать и работать. Увлеченный и целеустремленный исследователь активно отслеживает процессы в развитии науки и жизни журналистики, что оказывается своего рода гарантией (и чем способнее исследователь, тем это очевиднее) обнаружения таких исследовательских «полей», которые требуют тщательной обработки. И главное — понять необходимость развития знаний в той или иной сфере в связи с потребностями практики — оптимизации работы СМИ, преподавания журналистских дисциплин, обеспечения дальнейшего развития науки. Исследовательских «полей» такое множество, что от исследователя (даже студента и его руководителя) требуется ответственное решение по «выбору темы». Легче всего идти экстенсивным путем, заботясь о развитии фактологической базы науки. Скажем, тщательно описывать и вести сравнительный анализ малоизвестных изданий прошлого или вновь возникших СМИ второго-третьего плана. Или все более детализированно раскрывать систему жанров публицистики. Что и говорить, такие разработки полезны. Однако первостепенной ли важности? Работает ли исследователь на «переднем крае» науки? При отсутствии специализированных исследовательских организаций (как не вспомнить, что еще 50 лет тому назад возникла идея о НИИ журналистики, но так и не реализована до сих пор), малом количестве исследователей (преподавателей немало, но исследования — не главная их забота), ограниченном финансировании важнее обращаться к проблемно-тематическим пластам первостепенной значимости, прагматически важным для журналистики новой цивилизационной волны. Но если взглянуть на тематику конференций по журналистике, то легко обнаружить, что такого рода работы теряются среди тех, авторы которых идут по экстенсивному пути. Знакомство с плохо обработанными или вовсе «непахаными» областями журналистики — это первый результат (подсказанный или самостоятельно добытый) деятельности исследователя. Следующий шаг — выбор конкретного тематического «поля». Но это еще только грубая прикидка направления исследования. После выбора «поля» идет уточняющая работа по определению объекта и предмета своего исследования. Исследование можно вести сколько-нибудь «зряче» и плодотворно лишь в том случае, когда ясно обозначено «поле» исследования — объект, предмет и среда, в которой объект и предмет находятся. Но выбор тематического «поля» и предварительно собранные начальные знания о нем (а как без этого можно обойтись?) — это своего рода «предпонимание». И, начиная работу, надо иметь в виду, что понятие «объект» имеет два значения. Первое — онтологическое — характеризует явления действительности как «вещи в себе», независимые от восприятия исследователя явления действительности. Второе — гносеологическое: объект — это широкая область внимания исследователя, в рамках которого он избирает предмет изучения. Видение объекта исследователем — это его субъективное представление о реальных ситуациях в СМИ. Отсюда требование минимизировать неизбежную неадекватность видения предмета, избегать субъективизма и стремиться к пониманию субстанциональных, независимых от исследователя объективных свойств, качеств, связей, форм существования объекта в его среде. Собственное исследование нацелено на раскрытие сущности и форм «жизни» определенного предмета. Предмет — это выделенные для изучения фрагменты объективной реальности, но увиденные субъективно, через восприятие исследователя, притом обязательно в связях с обширной средой и зависимостях от нее. Схематически соотношение предмета и объекта и среды, в которой они существуют и от которой так или иначе зависят, можно представить так:
/ предмет социальная среда Необходимое в начале работы «предварительное» определение предмета будущего исследования кажется внешне простым (определение «темы»), но на самом деле таит в себе немало сложностей. Поэтому на первых шагах, при «выборе темы», важно определиться в более широкой сфере — объекте научного интереса. Например, можно проявить интерес к литературно-художественной критике 20—30-х гг. XIX века. Но, во-первых, это очень обширное «поле» (от обзоров Греча до первых выступлений Белинского). Во-вторых, даже если ограничиться, скажем, обозрениями А.А. Бестужева (Марлинского) в «Полярной Звезде», без определения специфического угла зрения на обозрения (их характер в связи с литератур- но-общественной позицией автора, место и роль в альманахе, значение для развития жанра и т.д.) задача может свестись к реферативному обзору. И возникнет не лучший вариант поверхностного фактологически-описатель- ного «исследования». Предмет исследования, следовательно, — это вычлененные из широкого объекта те стороны явления, системное изучение которых во всесторонних связях с другими (влияющими на изучаемую предметную сферу) позволит разрабатывать важную для науки, но скрытую от поверхностного взгляда конкретную проблему. При этом надо понимать, что предмет — не просто «вычленение» каких-то сторон объекта. Ведь один и тот же объект может быть основанием для определения предмета не только разных исследований внутри науки о журналистике, но и разных наук. Журналистика, в частности, в тех или иных своих сторонах привлекает внимание и литературоведов, и историков, и политологов и т.д. Поэтому так важно различение объекта и предмета и специфическое видение предмета в структуре науки о журналистике. Сначала предмет видится «вообще» — частично, расплывчато, даже неверно, а многие черты и свойства его просто неизвестны. Конечно, помощь может оказать имеющаяся по теме «литература вопроса», но только частичную, если выбирается интенсивный, а не экстенсивный путь разработки предметного поля. И важно помнить, что «литература вопроса» в связи с поставленной проблемой содержит сведения, с одной стороны, частичные, с другой — односторонние, наконец, порой даже вводящие в заблуждение. Задача проникновения в предмет исследования детерминирует все «шаги» работы вплоть до создания отчета, статьи или книги по результатам исследования. Ведь суть исследования в том и заключается, чтобы «разобраться» в избранном для исследования предмете. И с самого начала надо иметь в виду, что окончательная «формулировка» предмета возникает лишь в конце исследования, причем она будет не только расширяться (сужаться), но и содержательно трансформироваться, приобретая структурно ясный облик. Это возможно лишь при стремлении к четкому выявлению «подпредме-тов» («подтем») и их взаимосвязей. Только тогда может успешно разрешиться основная цель исследования. Предмет в принципе неисчерпаем в своей онтологической сущности. Сначала исследователю видятся некоторые его черты и свойства, потом — по мере движения исследования — более ясные очертания его состояния и функционирования, затем — внутренние свойства и закономерности, системная организация, порождающие факторы генезиса и развития, объективные связи со «средой» — другими предметными областями, общественно-политической обстановкой и др. «близкими» и «далекими» социальными явлениями. И чаще всего в динамике. Эта динамика занимает прежде всего историков (например, отношения «Беседы» и «Арзамаса», а также и трансформация этих образований). Но социологов и даже теоретиков также. Так, чрезвычайно важно прослеживать взаимоотношения государственных и «частных» СМИ. Только в результате всего исследования, во время «решающего» подведения итогов знание о предмете приобретет концептуальный характер с зафиксированными и интерпретированными свойствами сущностной специфичности, выраженности, системности. И только тогда, после изучения всех предметных областей, входящих в объект, в результате также «дополнительного» выяснения системы социально-политических и литературно-общественных обстоятельств, внешних и внутренних действующих факторов может возникнуть полипредметаня и полипроблемная монография на эту обширную тему. Если, например, в качестве предмета рассматриваются мировоззренческие ценности журналистов, то исследователю неизбежно придется обратиться к обширному вопросу о ценностях вообще, их соотношении со знаниями (объект), месте и роли в различных секторах массового сознания эпохи и т.д. (а это потребует «пересечения границ» собственно журналистики). Объект, в рамках которого исследователь «ищет», «обнаруживает» и «исследует» предмет, не просто шире искомого предмета, но чаще всего содержит в себе и не относящиеся к предмету структурные части. И если исследователь этого «не видит», а тем более «уравнивает» предмет и объект, неизбежно проявляются ошибки, сколь изощренно не проводилось бы само исследование. С 50-х годов разрабатывается вопрос (а термин возник еще раньше) о «газетных жанрах» или в нынешней терминологии «жанрах периодической печати» (кстати, термин «жанр» в строгом смысле — одна из характеристик формы произведения, и только). И в этих рамках рассматриваются произведения самые разные — статьи и обозрения, политические и иные документы, социологические отчеты и легенды, официальные сообщения и даже некрологи. Но, во-первых, в газетах печатаются также стихотворения, рассказы, научно-популярные произведения и т.д., в том числе рекламные и PR-тексты. Но почему-то о них ни слова, значит, они не рассматриваются в качестве «газетных». Не потому ли, что очевидна их принадлежность к иным типам творчества? А, во-вторых, хотя и очевидно выделение «газетных жанров» из других, печатаемых в прессе, но тем не менее они не рассматриваются как особый тип творчества (наряду с научным и художественным). И в этом либо невольная ошибка, либо сознательное лукавство, либо некритичный традиционализм. На самом деле, представляется, «газетных» жанров не существует (как «журнальных», «книжных», «телевизионных») — это конгломерат произведений разных типов творчества. А основные — «жанры» публицистики, рядом с которыми в газете, журнале, телепрограмме располагаются «жанры» других типов творчества. Вся эта путаница возникла в связи с неразличением объекта исследования (произведения, публикуемые в газете) и предмета (типы творчества, используемые в прессе), да еще и терминологическими неточностями. Это неразличение зависит от исследователя, следовательно, его природа субъективна. И возникает нужда в преодолении реального противоречия между объективностью предмета (и объекта) и субъективностью его видения исследователем. Важно, чтобы неизбежная субъективность не перерастала в произвольный субъективизм. Тут огромную роль играет характер принятой научной парадигмы и последовательность ее реализации (в том числе принципа объективности, «страхующего» от перехода неизбежной субъективности в субъективизм). Стремление к объективно-целостной разработке предметной области невольно ведет к установлению — особенно при теоретических исследованиях — закономерностей явления в его «ставшем», константном виде в форме «идеальной модели». Но даже в теоретических областях (не говоря о социологических и исторических) предметное знание о явлениях журналистики имеет не только устойчивые, константные («нетранзитивные») стороны, но также и подвижные, динамические («транзитивные»). Скажем, цензура в разных формах как государственный контроль за соблюдением наличного законодательства о журналистике существует с возникновения прессы (хотя может носить разные названия и действовать даже тогда, когда в конституции провозглашен запрет цензуры). Но нетранзитивное ядро предмета под влиянием множества факторов приобретает транзитивные «наслоения», черты и свойства. Возникают в различных социально-политических условиях специфические формы («предварительная», «последующая», «консультативная» и др.), организационные структуры, юридическое оформление и т.д. А изменение «среды», естественно, сказывается на предмете в его транзитивных свойствах. При этом каждый предмет имеет свою «историю», «настоящее» и «будущее». А социологические и исторические исследования журналистики вообще имеют дело с динамическими явлениями, «текучими» предметными областями. И если в теоретических исследованиях нельзя игнорировать транзитивные свойства предмета, то в социологических и исторических недопустимо видеть «поток», «движение», оставляя в стороне закономерные, нетранзитивные черты в процессе. В частности, при изучении истории цензуры нельзя упускать из вида ее «вечную» сущность, своеобразно проявляющуюся в разных социальных системах и на разных исторических этапах. Так что предмет любого журналистского исследования важно видеть в единстве исторически и социально своеобразного единства общего-особенного-единичного, причем соотношение черт может быть очень разным. Например, русские «либералисты» (характерны идеи и поступки П.А. Вяземского), конечно, отражали общие тенденции либеральных движений начала XIX века. Но важно понять, «в чем» и «почему» возникли особенности русских «либералистов», а также «как» индивидуально они проявлялись у каждого из них. Итак, исследователь, определив предмета своего исследования в рамках объекта и в связи со средой, не может не задуматься над тем, как он будет работать, чтобы раскрыть сущность избранного для изучения предмета. И соответственно будет строить программу своей работы.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |