Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития транспортной системы России




 

 

Россия – уникальная страна. Эпитет – САМАЯ к ней можно применять бесконечное множество раз.

Россия имеет самую большую в мире площадь территории - более 17 млн. кв. км, самую большую протяженность с запада на восток – почти 10 000 км (с севера на юг - более 4 000 км), общая протяжённость границ России — 60 933 км (из них 38 808 км — морские границы), она граничит с 16-ю государствами и т. д. и т. п.. Поэтому успешное развитие транспортной инфраструктуры для Российской Государственности во все времена имело первостепенное значение.

Исторически так сложилось, что наибольшее развитие транспортная инфраструктура получила в западной (Европейской) части страны, а ведь это всего лишь 23% её территории. Именно здесь наибольшая плотность автомобильных и железных дорог. (Исключением является лишь Северный экономический район, где данные показатели меньше в разы.)

Так плотность автомобильных дорог в Европейской части России составляет от 390 км/1000 кв. км в Центральном регионе до 140 км/1000 кв. км в Самарской области. А густота железных дорог общего пользования изменяется от 276 км/1000 кв. км в Центрально-Черноземном районе до 136 км/1000 кв. км в Волго-Вятском районе. При этом большинство автомобильных дорог имеют здесь усовершенствованное покрытие, а сеть железных дорог общего пользования практически полностью является электрифицированной.

С продвижением же на восток все названные выше показатели падают в разы. Так к востоку от Уральского хребта (76% российской территории) средняя плотность автомобильных дорог составляет 18-12 км/1000 кв. км. Для данных регионов характерно преобладание грунтовых автомобильных дорог и дорог с твердым покрытием в виде галечника, щебня или шлака. В целом ряде регионов протяженность таких дорог превышает 80% (Магадан, Камчатка, Сахалин, Якутия). С железными же дорогами ситуация ещё хуже. Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 2,1 км и 1,4 км на 1000 кв. км), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70— 80-х годах несколько снизило этот контраст, но плотность ж. д. сети всё равно крайне низка (от 3,6 км/1000 кв. км на юге региона, до 1,7 км/1000 кв. км на его севере). Кроме того электрифицированным является лишь проходящий по этим территориям участок Транссиба.

В Европейской части России находятся и хорошо освоенные водные артерии, прежде всего р. Волга и её приток р. Кама. Практически на всём протяжении они имеют установленные габариты и оборудованы освещенными и светоотражательными знаками. В этом же регионе сосредоточены и основные силы речного флота страны. А потому в бассейне р. Волги речной транспорт выполняет более половины годового грузопассажирского оборота.

Если рассматривать воздушный транспорт окажется, что и здесь на западный регион страны приходится основной грузопассажирский оборот этого транспорта. Ведь только 4 крупнейших аэропорта «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово» и «Пулково» выполняют более половины транспортных операций по перевозки грузов и пассажиров воздушным транспортом страны.

На лицо явный дисбаланс всех видов транспортных коммуникаций. С явным перевесом европейской территории страны по всем показателям. Это ведет к торможению развития остальных территорий. Что совершенно не вяжется с заявлениями руководителей всех уровней о приоритете развития восточных территорий страны.

 

Если проследить внимательно историю развития транспортного комплекса России окажется, что пики его развития совпадают с пиками экономического роста, а вернее несколько опережают его. Подобно локомотиву вытягивая поезд экономики страны. Так было во времена Петра I, так было и в «золотой период» расцвета экономики России в конце XIX - начале XX веков.

Особенно мощный толчок развития транспортная система страны получила во времена Советского Союза. Комплексное развитие велось по всем направлениям. Отрасль получала всё самое передовое: технологии и оборудование, материалы, новейшие разработки, высококвалифицированные кадры.

Именно в это время была создана практически вся современная сеть дорог с улучшенным дорожным покрытием. Во всероссийскую транспортную сеть получили доступ не просто тысячи населенных пунктов, а целые регионы.

Велась широкая модернизация железных дорог, прежде всего, их автоматизация и электрификация. В эксплуатацию вводились поезда повышенной комфортности, новые локомотивы. Рекордный вес грузового железнодорожного состава превысил 10 тысяч тонн. Повседневностью стали составы весом 5-6 тысяч тонн. Был запущен в эксплуатацию скоростной пассажирский поезд ЭР-200…

В это же время количество аэропортов гражданского назначения в стране было доведено до 1300 шт. Большими сериями выпускались авиалайнеры различных классов и назначения: грузовые и пассажирские, ближнемагистральные (Ан-2, ЯК-40), среднемагистральные (Ту-134, Ту-154, Ил-86), дальнемагистральные (Ил-62) и сверхзвуковые (Ту-144). Авиаперевозки активно производились на линиях всех протяженностей, как внутри страны, так и за её пределами. Продукция советского гражданского авиапрома пользовалась заслуженной популярностью зарубежем, прежде всего в силу своей надёжности и высоких эксплуатационных характеристик.

Именно в это время была проведена глубокая модернизация речной транспортной системы страны. Были построены или модернизированы все эксплуатируемые сегодня каналы, шлюзы, плотины…. Была проведена реконструкция всего портового хозяйства страны, как речного так и морского. Ежегодно судостроители заводов расположенных на территории сегодняшней РФ сдавали в эксплуатацию до 45 военных и 140 гражданских судов различного класса. СССР был ведущим производителем судов на подводных крыльях (СПК) и судов на воздушной подушке (СВП) самых передовых пассажирских судов того времени.

Именно во времена СССР были проведены исследования по созданию новых видов транспорта, внедрение которых только начинается сейчас во всём мире. К таким новейшим видам транспорта необходимо отнести, прежде всего, экранолёты и экранопланы.

С развалом СССР в транспортной сфере начался регресс. Были прекращены все перспективные разработки по всем направлениям, лишь немногие еще велись на голом энтузиазме разработчиков. В 90 годы прошлого века из России уехало огромное количество конструкторов и инженеров. Плодами их труда сейчас пользуются зарубежные фирмы, на их идеях базируются сейчас многие передовые зарубежные транспортные разработки.

Строительство новых транспортных коридоров и необходимых для их функционирования мостов, тоннелей, путепроводов и т. д. было свёрнуто или заморожено в связи с отсутствием финансирования. Прекратилось финансирование большинства малых и средних аэропортов. Строительство новых портовых сооружений, причалов, погрузочно-разгрузочных терминалов было заморожено.

Была уничтожена создававшаяся десятилетиями стройная транспортная система. Её растащили на акционерные общества и ЧП. В угоду частных интересов, а точнее сказать, сиюминутной наживе разворовывались целые отрасли. За бесценок продавалось имущество и транспортные единицы. На металлолом были сданы тысячи километров железнодорожных рельсов, сотни судов, самолётов и вертолётов…. В результате сегодня мы имеем то, что имеем.

Да. В новостях стали регулярны хвалебные доклады о введении в строй то нового моста, то сдачи в эксплуатацию нового локомотива или самолёта. И если не видеть ясно всей картины, может сложиться впечатление, что всё у нас хорошо. Но это если не видеть всей картины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.