Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации и методики межхозяйственного сравнительного анализа




Важное место в экономическом анализе занимает сравнительный анализ деятельности предприятий, часто конкурирующих в рыночной экономике, который выделился в самостоятельный вид анализа по признаку применяемых приемов, методов.

Особенности сравнительного анализа деятельности предпри­ятий, относящихся к различным отраслям народного хозяйства, рассмотрим на примере промышленности.

Совершенствование коммерческого расчета повышает заин­тересованность одних предприятий в изучении передового опыта других. Назначение сравнительного анализа состоит в сопостав­лении достигнутых результатов хозяйственной деятельности с ре­зультатами других предприятий или объединений, в изучении причин различий в использовании производственных ресурсов, в выявлении резервов дальнейшего повышения эффективности производства. В отличие от внутрихозяйственного анализа меж­хозяйственный позволяет обобщить опыт нескольких предприя­тий, распространить передовой опыт на сравниваемые предпри­ятия.

На основе его данных объективно оцениваются как плановые задания предприятий, так и достигнутые ими результаты.

Содержание сравнительного анализа работы предприятий определяется целью и объектами исследования.

Объектами ана­лиза являются:

· результаты работы производственных объедине­ний, предприятий, производств, цехов, участков, рабочих мест;

· сравнение процессов, объектов одного уровня (предприятия, цехи, продукция);

· сравнение явлений одного содержания (труд, техника, технология, организация);

· сравнение явлений одной размерности (крупное, среднее, мелкое производство);

· сравнение одних и тех же параметров и показа­телей (производительность труда, производственная мощность, себестоимость
продукции).

Межхозяйственные сравнения могут быть общими (полны­ми) и частными (локальными). При общем анализе изучается вся работа предприятий и их подразделений согласно общей схеме комплексного экономического анализа. Общий комплексный анализ осуществляется по предприятиям, производящим анало­гичную продукцию, т.е. по предприятиям одной отрасли или под­отрасли.

При локальных анализах изучаются какой-либо отдель­ный блок или отдельные частные вопросы, например использо­вание мощности оборудования, рабочего времени рабочих.

Результаты межхозяйственного сравнительного анализа должны учитываться как в текущей работе, так и при разработке перспективных планов предприятий, объединений. Например, сравнительный анализ используемого оборудования на предпри­ятиях позволяет выявить устаревшее оборудование, точнее опре­делить направление будущих капитальных вложений.

Важным условием межхозяйственных сравнений является со­поставимость предприятий и показателей их работы.

Практически на всех предприятиях есть сопоставимые пока­затели, возможности для сравнений, но их круг сопоставимых пока­зателей зависит от особенностей изучаемых предприятий.

Кроме того, сопоставимость достигается различными специальными методами сравнительного анализа: исключением несравнимых величин, корректировкой показателей с помощью поправочных коэффициентов, пересчетом показателей по методологии их рас­чета на других предприятиях согласно их учетной политике и т.д.

Круг сравниваемых показателей зависит от общности объек­тов сравнения и дополнительных возможностей обеспечения их сопоставимости. Даже отраслевой принцип организации произ­водства не всегда дает основание для полного сравнения. В то же время часто имеются основания для сравнения предприятий разных отраслей промышленности, а не только сравнения по отраслям-сегментам. Научно-технический прогресс, механиза­ция и автоматизация производства повышают организационно-технический уровень производства и расширяют возможности сопоставления как аналогичных, так и различных видов произ­водства.

Объектами межхозяйственного сравнительного анализа
мо­гут быть:

· предприятия, выпускающие одинаковую или сходную
продукцию;

· предприятия разных отраслей промышленности (например,
по уровню управления и организации производства);

· организации вспомогательных и обслуживающих хозяйств,
фи­нансового состояния и платежеспособности);

· однотипные цехи (участки) различных предприятий
(литейные, механические и т. д.);

· однотипные агрегаты (прокатные станы, доменные печи,
конверторы и т.д.);

· одинаковые виды продукции, выпускаемые на различных
предприятиях.

В зависимости от характеристики объектов сравнений, вы­пускаемой продукции, размера и типа производства может быть проведен полный анализ, охватывающий все стороны работы, или локальный анализ.

Основными условиями сопоставимости данных являются:

- соблюдение качественной однородности сравниваемых
пока­зателей, единство методики расчета показателей (например,
обеспечение однородности затрат, включаемых в себестоимость продукции);

- применение единых измерителей продукции (использование единых цен на материалы и продукцию и т.д.);

- одинаковые геог­рафические условия и расположение по отношению к поставщи­кам материалов и техники к потребителям готовой продукции;

- одинаковое количество рабочих дней в сравниваемых пе­риодах.

В процессе сравнительного анализа выявляются причины различий одних и тех же показателей, факторы, зависящие и не зависящие от предприятий, с тем, чтобы повысить объективность условий сравнения.

Этапы проведение межхозяйственного экономического
анализа:

· выбор предприятий и объектов сравнения;

· определение степени сопоставимости и круга сравниваемых
показателей;

· сбор и обработка экономической информации об объектах, приведение показателей в сопоставимый вид;

· сравнение и анализ показателей, оценка достигнутых
резуль­татов, выявление причин расхождения по ним и факторов,
опре­деливших величину показателей;

· обобщение результатов анализа, выводы и предложения по
повышению эффективности производства на сравниваемых объ­ектах, исчисление экономического эффекта от реализации пред­ложений и
степени влияния их на обобщающие показатели.

Задачи и объекты межхозяйственных сравнений определяют методику анализа. Особенности методик межхозяйственных сравнительных анализов обусловлены также тем, кто, где и для чего проводит сравнения.

Для межхозяйственных сравнений используется весь арсенал методов и приемов экономического анализа, но особое значение в данном случае имеет научно обоснованная группировка предпри­ятий, которая чаще всего осуществляется по размерам предприя­тий, выпускающих однородную продукцию.

Размер предприятия наиболее полно отражается в показателях объема производства и продаж продукции. Все остальные показатели (количество рабо­чих, стоимость основных средств и др.) косвенно характеризуют размер предприятия.

В каждой отрасли существующие техника, технология, организация производства и труда обусловливают ми­нимально допустимые размеры предприятий. В зависимости от типа производства (массового, серийного, единичного) мини­мально допустимый размер предприятий определяется или произ­водительностью автоматической линии, или суммарной загрузкой уникального оборудования при двухсменной работе не менее чем на 80–85 %. Возможны и другие принципы группировки.

В зависимости от цели экономического анализа выбирается база сравнения. Например, при сравнении технического и орга­низационного уровня производства, степени использования про­изводственных ресурсов выделяют в качестве базового высоко­механизированное специализированное предприятие, выпуска­ющее аналогичную или сходную продукцию.

Если задачей ана­лиза является выявление лучшего предприятия, то в качестве ба­зы сравнения выделяют комплекс показателей, анализ которых позволит всесторонне изучить результаты деятельности сравни­ваемых предприятий, сопоставить их с результатами передовых предприятий, с данными предшествующих периодов, возможны­ми результатами при мобилизации внутрихозяйственных резер­вов, с установленными отраслевыми нормативами.

Выбор базы сравнения целесообразно осуществлять в такой последовательности. В первую очередь устанавливают сопоста­вимые показатели. К ним относятся производственная мощность, энерговооруженность, техническая вооруженность, уро­вень специализации, металлоемкость или материалоемкость продукции и т. п. Во вторую очередь определяют показатели, тре­бующие приведения их в сопоставимый вид: производительность труда, себестоимость продукции, фонд заработной платы и др.

С учетом изложенных выше условий и принципов выбора ба­зы сравнения при полном анализе сравниваются важнейшие по­казатели, характеризующие организационно-технический уро­вень производства, степень использования производственных ресурсов, объем, структуру и качество продукции, себестоимость и рентабельность ее производства, финансовые показатели и фи­нансовое состояние. Уровень, достигнутый предприятиями, от­ражает результаты их хозяйственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.