Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в рыночной экономике. Функции государства. Масштабы общественного сектора




 

В наиболее общем виде предмет экономики общественного сектора включает изучение экономической политики государства.

В проблематику общественного сектора обычно включаются следующие вопросы:

- обоснование потребности в государственном вмешательстве;

- изучение возможных механизмов государственного вмешательства;

- экономические последствия государственного вмешательства;

- исследование способов, позволяющих установить цели государственной политики;

- проблема обеспечения ресурсами деятельности государственного сектора (в том числе классификация налоговых систем, сферы воздействия налогов, искажения, порождаемые налогообложением, вопросы уклонения от налогообложения);

- возможные варианты программ общественных расходов и их экономические последствия;

- взаимодействие различных уровней государственной власти.

Нетрудно видеть, что спектр проблем чрезвычайно широк, более того, каждая из перечисленных проблем охватывает большой объем информации. Их исследование является предметом целого ряда экономических дисциплин, поэтому невозможно в рамках одного курса рассмотреть с высокой степенью детализации все эти вопросы. В рекомендованной литературе студенты могут найти более или менее подробное освещение ставших классическими исследований по этим проблемам.

Преимущественно в рамках курса будет предполагаться, что государство является экономическим агентом, который действует от имени своих граждан и выражает их интересы.

Отчасти будут затронуты вопросы, связанные с тем, что действия государства осуществляются индивидуумами, преследующими личные цели.

Государственное вмешательство обосновывается различными причинами. В числе важнейших можно назвать необходимость соблюдения прав собственности, законодательство и исполнение законов.

Для того чтобы понять, зачем нужно государственное вмешательство, вспомним предпосылки микроэкономической модели, в которой государство отсутствует.

Модель предполагает выполнение следующих предпосылок:

Все экономические агенты стремятся к достижению некоторых целей в рамках своих ограниченных возможностей.

Они располагают всей необходимой для принятия решения информацией.

 

В этих допущениях неявно предполагается, что все осуществляемые сделки носят добровольный характер, осуществляются мгновенно, трансакционные издержки отсутствуют, все экономические агенты придерживаются некоторых правил игры, которые предполагают в частности полное и безусловное уважение прав собственника. (Формальное описание сделок, как осуществляющихся мгновенно, связано с тем, что каждый агент знает не только информацию о прошлом, но и информацию о намерениях контрагента; кроме того, даже если при осуществлении сделки передача ресурсов происходит в разное время, у каждого из них возникнет задолженность, у одного дебиторская, у другого кредиторская; при полной информации всех экономических агентов эту задолженность можно немедленно обменять - намерения должника известны не только двум лицам, совершившим первоначальную сделку, но и третьим лицам, которые могут выступить контрагентами по новым сделкам.)

Но в реальности такой полноты информации быть не может. Поэтому необходим третий участник сделки, который на основании закона обладает правом принуждения к соблюдению прав собственности и условий заключенных сделок.

Этот третий участник - государство, которое обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства, обеспечивает выполнение прав экономических агентов, в необходимых случаях используя принуждение, право на которое у государства есть.

Таким образом, необходимость наличия в обществе законодательно закрепленных правил поведения экономических агентов, соответствующих современному уровню функционирования экономики, и механизмов, обеспечивающих их выполнение, - первое основание потребности в государственном вмешательстве.

Другие причины, тесно связанные с первой, включают в себя наличие провалов (несовершенств) рынка, которые будут подробно рассматриваться в разделе 3.

Кроме того, государство обеспечивает перераспределение доходов и стабилизационные меры.

Для деятельности государства необходимы ресурсы. Исследование способов их получения и направлений расходования традиционно объединяются в рамках теории государственных финансов.

В соответствии с этими основаниями для функционирования государства, выделяют три функции государственных финансов[1]:

1). Аллокационную (заключающуюся в воздействии на размещение ресурсов).

2). Распределительную (заключающуюся в перераспределении доходов и богатства).

3). Стабилизационную (воздействие на циклические колебания экономики).

Когда говорят о масштабах общественного сектора в экономике, иногда имеют в виду величину ресурсов, находящихся в государственной собственности, но чаще объем государственных доходов и расходов.

Чаще всего оценка осуществляется в соответствии с объемом расходов.

Масштабы государственных расходов в индустриальных экономиках различны, но всюду значительны. В то же время следует отметить, что данные о расходах государства недооценивают влияние общественного сектора на экономику. Многие виды деятельности государства не вызывают изменений в измеряемых значениях доходов или расходов, но при этом оказывают значительное воздействие на экономическую деятельность[2]. Например, законодательно установленная минимальная заработная плата или лицензирование отдельных видов продукции могут существенно сказываться на функционировании экономики.

Литература: [5], [3], [2], [4], [11].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.