КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет товарных потерь при приемке товаров
Документальное оформление и порядок приемки товаров УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА СКЛАДЕ Все хозяйственные операции, связанные с поступлением товаров, должны быть оформлены первичными бухгалтерскими документами, формы которых представлены в альбомах унифицированных документов, предназначенных для использования в торговых организациях. При поступлении товаров торговая организация получает от поставщика и грузоотправителя следующие документы: - расчетные — счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, платежные требования и т.д.; - сопроводительные — сертификаты на товары, спецификации и т.д. Поступившие расчетные и сопроводительные документы являются основанием для приемки и оприходования товаров на склад. При приемке товаров необходимо проверить их соответствие ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах. Приемка товаров в оптовой или розничной торговой организации осуществляется в определенном порядке, который разработан и применяется в конкретной организации с учетом специфики ведения складского учета. Если количество и качество товара соответствует тому, что указано в товаросопроводительных документах, то приемку товаров оформляют приходным ордером и актом приемки по форме № ТОРГ-1. После приемки товара на сопроводительные документы накладывают штамп торговой организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в документах. Материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительные документы и заверяет их печатью торговой организации. При отсутствии расхождений акт о приемке можно не составлять, кроме случаев, когда такой порядок приемки оговорен договором. Акты о приемке товаров и приходные ордера заполняются членами приемной комиссии и должны составляться в день поступления товаров на склад или другие определенные торговой организацией сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.
При транспортировке грузов от поставщика к покупателю возможны различные потери, так называемые товарные потери, которые могут произойти вследствие их перевозки, погрузки, разгрузки и других причин, а также потери в виде недостачи или порчи товара. Товарные потери делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые (рис 3).
Рис. 3 Виды товарных потерь
Товарные потери возникают при продаже и подготовке к продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Потери (естественная убыль) возникают вследствие свойств отдельно взятых товаров, т. е. эти потери носят объективный характер. Естественная убыль — это уменьшение массы или объема товаров в результате изменения их физико-химических свойств. Естественная убыль возникает вследствие усушки, утруски, испарения, улетучивания, утечки, выветривания, таяния, раструски, распыла, раскрошки товаров. Для того чтобы определить размер естественной убыли, пользуются нормами списания потерь, введенными в торговле. Причем эти нормы установлены на потери при хранении и потерях при транспортировке, а также предусматривают возможные потери товаров, которые образуются при хранении, подготовке товаров к продаже и непосредственно при продаже товаров. Нормы естественной убыли устанавливаются в процентах к цене товара. Введение норм естественной убыли регламентируется сезонностью (временем года), а также условиями хранения. Например, летом товары теряют влагу более интенсивно, а значит, увеличиваются усушка, испарение и т. п. Списание потерь осуществляется в пределах нормы и только по фактическому наличию потерь. Если потери превышают размер естественной убыли, разницу взыскивают с материально ответственных лиц. Для определения процента списания товарных потерь делается документальная выборка движения определенного наименования товара за отчетный период; если ассортимент в магазине стабилен, можно вывести процент естественной убыли. Естественная убыль в пределах нормы должна списываться за счет издержек обращения торгового предприятия. Нормы естественной убыли устанавливают при организации продажи товаров по образцам, с открытой выкладкой, при самообслуживании, т.е. с применением прогрессивных методов продажи. Кроме того, к потерям относят бой товаров в стеклянной таре, елочных стеклянных украшений, посуды из стекла, хрусталя, фарфора, фаянса, парфюмерно-косметических товаров в стеклянной упаковке, электролампочек и др. Надо запомнить, что нормы естественной убыли не применяются к штучным, фасованным товарам, товарам, находящимся в фабричной упаковке. Существует такое понятие, как завес тары. Он относится также к товарным потерям, рассчитывается как разница между фактической массой тары и массой, указанной на трафарете. Товар приходуют чистой массой. Так, например, получают и приходуют товары жидкие и полужидкие, товары в рассоле, топленое масло в бочках и т. д. В этом случае массу нетто определяют как разницу массы брутто и массы тары. Если масса тары не указана, то ее определяют либо по норме, либо по указаниям на трафарете. Когда товар продан и тара опорожнена, ее обязательно завешивают. Иногда случается, что фактическая масса тары больше или меньше указанной на трафарете либо установленной нормой, так вот разница между фактической и трафаретной (установленной) массой и есть завес тары. Ее определяют методом перевешивания всей освободившейся тары. Завес тары осуществляется специально созданной комиссией, путем составления акта. Он составляется в трех экземплярах не позднее 10 дней после освобождения тары, из-под влажных товаров — немедленно. В акте указывают: — поставщика товара; — наименование, номер, дату сопроводительного документа; — наименование товара, тары; — количество мест; — массу тары по сопроводительному документу; — массу тары, фактически установленную проверкой; — разницу в массе тары (завес тары); — сумму товара; — сумму торговой скидки. Завес тары, установленный проверкой, определяют в натуральном и денежном измерении (вес и сумма), списывают завес тары по составленному акту. Товары, принимаемые массой брутто и требующие завеса тары, регистрируют в специальной книге, где указывают все основные реквизиты. Ненормируемые потери происходят при подработке, подсортировке, подготовке товаров к продаже, в результате несоблюдения требуемых условий хранения, небрежного отношения к материальным ценностям. Это лом, бой, порча. Поэтому нормы списания на эти потери не устанавливаются. В таких случаях создается комиссия и составляется в двух экземплярах акт «О порче, бое, ломе товаров». Акт отражает наименование, количество разбитых, испорченных, сломанных товаров, цену и сумму этих товаров. Устанавливаются причина и виновники этих потерь, указываются размер уценки, новая цена. Комиссия, составляющая акт, решает, что делать с испорченными товарами: уценить, уничтожить, подработать, переработать и т. п., а также за счет каких средств возместить ущерб (за счет материально ответственных лиц либо за счет издержек обращения). Если товар пришел в негодность, дальнейшей реализации не подлежит, то его после актирования уничтожают (дробят, бьют, сжигают). Торговые организации должны постоянно бороться за снижение товарных потерь, что позволит сэкономить затраты магазина, увеличить прибыль. При обнаружении различных отклонений по количеству или качеству товаров покупатель обязан приостановить его приемку, обеспечить сохранность товара и принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром. После чего покупатель оформляет «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» по форме № ТОРГ-2. Данный акт составляется членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы. В процессе приемки товара должны участвовать и представители поставщика, так как такой акт является юридическим основанием для предъявления ему претензии. Допустимый уровень потерь может быть заранее оговорен между поставщиком и покупателем в договоре поставки, который устанавливает нормы потерь в процентах к стоимости товаров. Если недостатки и потери товара не были оговорены поставщиком, то покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от поставщика: ■ соразмерного уменьшения покупной цены; ■ безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; ■ возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. Если обнаружены неустранимые недостатки или существенные нарушения требований к качеству товара, то покупатель может либо отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с обнаружением недостачи или порчи товара, необходимо учитывать, на какой стадии приемки товара выявлен брак или недостачи, так как это могло произойти: а) до оприходования товара на склад; б) после оприходования товара на склад, но до его реализации. Если брак выявлен на стадии приемки товара, то такой товар на баланс покупателя не приходуется. В этом случае поступивший товар должен учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» до момента возврата поставщику. При этом в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую проводку:
Если брак выявлен после оприходования товара на склад, то оформляется возврат брака поставщику с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Учет выявленных недостач и потерь отражается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостачи и потери товаров, на которые установлены нормы естественной убыли, учитываются в следующем порядке: а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли рассчитывается путем умножения количества недостающих или испорченных товаров на покупную стоимость и списывается на счет 44 «Расходы на продажу» как издержки обращения; б) недостачи сверх норм естественной убыли учитываются по фактической стоимости и относятся на финансовые результаты, что отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В настоящее время применяются нормы естественной убыли для целей бухгалтерского и налогового учета, установленные еще до принятия Налогового кодекса Российской Федерации. Недостачи и потери, выявленные в результате аварий или стихийных бедствий, признаются чрезвычайными расходами, их учет ведется с использованием счета 99 «Прибыли и убытки».
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |