Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет товарных потерь при приемке товаров

Читайте также:
  1. IX. РЕКЛАМНАЯ СУЩНОСТЬ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
  2. V. Требования к приемке и хранению
  3. Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена
  4. Административно-правовая организация управления в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
  5. Административно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
  6. Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров
  7. Анализ затрат на рубль произведенных товаров
  8. Анализ номенклатуры и структуры ассортимента товаров на конкретном предприятии
  9. АНАЛИЗ ПОТЕРЬ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ СНИЖЕНИЮ.
  10. Анализ сбыта товаров
  11. Анализ товаров и товарной политики
  12. Анализ товаров и товарной политики



Документальное оформление и порядок приемки товаров

УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА СКЛАДЕ

Все хозяйственные операции, связанные с поступлением товаров, должны быть оформлены первичными бухгалтерскими документа­ми, формы которых представлены в альбомах унифицированных документов, предназначенных для использования в торговых орга­низациях.

При поступлении товаров торговая организация получает от постав­щика и грузоотправителя следующие документы:

- расчетные — счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, платежные требования и т.д.;

- сопроводительные — сертификаты на товары, спецификации и т.д.

Поступившие расчетные и сопроводительные документы являются основанием для приемки и оприходования товаров на склад. При при­емке товаров необходимо проверить их соответствие ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах.

Приемка товаров в оптовой или розничной торговой организации осуще­ствляется в определенном порядке, который разработан и применяется в конкретной организации с учетом специфики ведения складского учета.

Если количество и качество товара соответствует тому, что указано в товаросопроводительных документах, то приемку товаров оформля­ют приходным ордером и актом приемки по форме № ТОРГ-1.

После приемки товара на сопроводительные документы накладыва­ют штамп торговой организации, что подтверждает соответствие при­нятых товаров данным, указанным в документах. Материально-ответ­ственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительные документы и заверяет их печатью тор­говой организации.

При отсутствии расхождений акт о приемке можно не составлять, кроме случаев, когда такой порядок приемки оговорен договором.

Акты о приемке товаров и приходные ордера заполняются членами приемной комиссии и должны составляться в день поступления то­варов на склад или другие определенные торговой организацией сро­ки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

 

 

При транспортировке грузов от поставщика к покупателю возможны различные потери, так называемые товарные потери, которые могут произойти вследствие их перевоз­ки, погрузки, разгрузки и других причин, а также потери в виде не­достачи или порчи товара.

Товарные потери делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые (рис 3).


 

Рис. 3 Виды товарных потерь

 

Товарные потери возникают при продаже и подготовке к продаже продовольственных и непродовольственных товаров.

Потери (ес­тественная убыль) возникают вследствие свойств отдель­но взятых товаров, т. е. эти потери носят объективный характер.



Естественная убыль — это уменьшение массы или объ­ема товаров в результате изменения их физико-химичес­ких свойств. Естественная убыль возникает вследствие усушки, утруски, испарения, улетучивания, утечки, вывет­ривания, таяния, раструски, распыла, раскрошки товаров. Для того чтобы определить размер естественной убыли, пользуются нормами списания потерь, введенными в торговле. Причем эти нормы установлены на потери при хранении и потерях при транспортировке, а также преду­сматривают возможные потери товаров, которые образу­ются при хранении, подготовке товаров к продаже и непосредственно при продаже товаров. Нормы естественной убыли устанавливаются в процентах к цене товара.

Введение норм естественной убыли регламентируется сезонностью (временем года), а также условиями хране­ния. Например, летом товары теряют влагу более интен­сивно, а значит, увеличиваются усушка, испарение и т. п. Списание потерь осуществляется в пределах нормы и толь­ко по фактическому наличию потерь. Если потери превы­шают размер естественной убыли, разницу взыскивают с материально ответственных лиц. Для определения процен­та списания товарных потерь делается документальная вы­борка движения определенного наименования товара за отчетный период; если ассортимент в магазине стабилен, мож­но вывести процент естественной убыли.

Естественная убыль в пределах нормы должна списы­ваться за счет издержек обращения торгового предприятия.

Нормы естественной убыли устанавливают при органи­зации продажи товаров по образцам, с открытой вы­кладкой, при самообслуживании, т.е. с применением прогрессивных методов продажи. Кроме того, к потерям относят бой товаров в стеклянной таре, елочных стеклян­ных украшений, посуды из стекла, хрусталя, фарфора, фа­янса, парфюмерно-косметических товаров в стеклянной упаковке, электролампочек и др.

Надо запомнить, что нормы естественной убыли не применяются к штучным, фасованным товарам, товарам, находящимся в фабричной упаковке.

Существует такое понятие, как завес тары. Он относит­ся также к товарным потерям, рассчитывается как разни­ца между фактической массой тары и массой, указанной на трафарете. Товар приходуют чистой массой. Так, напри­мер, получают и приходуют товары жидкие и полужидкие, товары в рассоле, топленое масло в бочках и т. д. В этом случае массу нетто определяют как разницу массы брутто и массы тары. Если масса тары не указана, то ее определяют либо по норме, либо по указаниям на трафарете. Когда товар продан и тара опорожнена, ее обязательно завешивают. Иногда случается, что фактическая масса тары больше или меньше указанной на трафарете либо установленной нормой, так вот разница между фактичес­кой и трафаретной (установленной) массой и есть завес тары. Ее определяют методом перевешивания всей освободившей­ся тары. Завес тары осуществляется специально созданной комиссией, путем составления акта. Он со­ставляется в трех экземплярах не позднее 10 дней после ос­вобождения тары, из-под влажных товаров — немедленно. В акте указывают:

— поставщика товара;

— наименование, номер, дату сопроводительного доку­мента;

— наименование товара, тары;

— количество мест;

— массу тары по сопроводительному документу;

— массу тары, фактически установленную проверкой;

— разницу в массе тары (завес тары);

— сумму товара;

— сумму торговой скидки.

Завес тары, установленный проверкой, определяют в натуральном и денежном измерении (вес и сумма), списы­вают завес тары по составленному акту.

Товары, принимаемые массой брутто и требующие за­веса тары, регистрируют в специальной книге, где указы­вают все основные реквизиты.

Ненормируемые потери происходят при подработке, подсортировке, подготовке товаров к продаже, в результате несоблюдения требуемых условий хранения, небрежного отношения к материальным ценностям. Это лом, бой, пор­ча. Поэтому нормы списания на эти потери не устанавли­ваются. В таких случаях создается комиссия и составляется в двух экземплярах акт «О порче, бое, ломе товаров». Акт отражает наименование, количество разбитых, испорченных, сломанных товаров, цену и сумму этих товаров. Устанавливаются причина и виновники этих потерь, указываются размер уценки, новая цена. Комис­сия, составляющая акт, решает, что делать с испорченны­ми товарами: уценить, уничтожить, подработать, перера­ботать и т. п., а также за счет каких средств возместить ущерб (за счет материально ответственных лиц либо за счет издержек обращения).

Если товар пришел в негодность, дальнейшей реализа­ции не подлежит, то его после актирования уничтожают (дробят, бьют, сжигают).

Торговые организации должны постоянно бороться за снижение товарных потерь, что позволит сэкономить затраты магазина, увеличить при­быль.

При обнаружении различных отклонений по количеству или каче­ству товаров покупатель обязан приостановить его приемку, обеспе­чить сохранность товара и принять меры к предотвращению его сме­шения с другим однородным товаром. После чего покупатель оформ­ляет «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» по форме № ТОРГ-2. Данный акт составляется членами комиссии и экспертом организа­ции, на которую возложено проведение экспертизы. В процессе при­емки товара должны участвовать и представители поставщика, так как такой акт является юридическим основанием для предъявления ему претензии.

Допустимый уровень потерь может быть заранее оговорен между поставщиком и покупателем в договоре поставки, который устанав­ливает нормы потерь в процентах к стоимости товаров. Если недо­статки и потери товара не были оговорены поставщиком, то покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по сво­ему выбору потребовать от поставщика:

■ соразмерного уменьшения покупной цены;

■ безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

■ возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Если обнаружены неустранимые недостатки или существенные на­рушения требований к качеству товара, то покупатель может либо от­казаться от товара и потребовать возврата уплаченной денежной сум­мы, либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с обна­ружением недостачи или порчи товара, необходимо учитывать, на какой стадии приемки товара выявлен брак или недостачи, так как это могло произойти:

а) до оприходования товара на склад;

б) после оприходования товара на склад, но до его реализации.

Если брак выявлен на стадии приемки товара, то такой товар на ба­ланс покупателя не приходуется. В этом случае поступивший товар должен учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материаль­ные ценности, принятые на ответственное хранение» до момента возврата поставщику. При этом в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую проводку:

Дебет Кредит
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответствен­ное хранение» — приняты на ответственное хранение товары, не со­ответствующие условиям договора поставки; 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответствен­ное хранение» — возвращены товары поставщику.

Если брак выявлен после оприходования товара на склад, то оформ­ляется возврат брака поставщику с использованием счета 76 «Расче­ты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по пре­тензиям».

Учет выявленных недостач и потерь отражается на счете 94 «Недо­стачи и потери от порчи ценностей». Недостачи и потери товаров, на которые установлены нормы естественной убыли, учитываются в следующем порядке:

а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли расс­читывается путем умножения количества недостающих или испор­ченных товаров на покупную стоимость и списывается на счет 44 «Расходы на продажу» как издержки обращения;

б) недостачи сверх норм естественной убыли учитываются по фак­тической стоимости и относятся на финансовые результаты, что отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

 

В настоящее время применяются нормы естественной убыли для це­лей бухгалтерского и налогового учета, установленные еще до при­нятия Налогового кодекса Российской Федерации.

Недостачи и потери, выявленные в результате аварий или стихий­ных бедствий, признаются чрезвычайными расходами, их учет ведет­ся с использованием счета 99 «Прибыли и убытки».

 

 





Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.139.105
Генерация страницы за: 0.025 сек.