КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятия 4–5. Система гостеприимства в средние века
1. Основные черты гостиничной сферы в странах Европы. 2. Гостиничная сфера в странах Востока.
1. Падение Западной Римской империи привело к общему экономическому упадку на её территории. На территории бывшей империи возник ряд относительно слабых варварских государств. Через некоторое время начался экономический подъём, связанный с ростом городов. Северная Италии стала первой, кто ощутил эффект возрождения городов. Процесс оживления городской жизни в VIII в. считается важной особенностью истории Италии в отличие от других стран. В указанное время постепенно восстанавливались города, разрушенные в эпоху варварских завоеваний или пришедшие в запустение в первые столетия средневековья. Но даже в этих условиях многие античные города Италии (Милан, Рим и др.) продолжали существовать в своём прежнем качестве торгово-ремесленных центров, хотя их торговые связи резко сократились. В VIII – IX вв. возникали и новы городские поселения, часто на перекрёстках торговых дорог или путей пилигримов, по берегам рек и в морских бухтах. В IX в. интенсивно развивались такие города Северной и Средней Италии, как Асти, Милан, Верона, Пьяченца, Равенна, Павия, Лукка. На побережье Тирренского моря в X в. формировались крупные порты - Генуя, Пиза, Амальфи, имевшие широкие торговые связи с Испанией, Египтом, Византией, Тунисом [40. С. 187–188]. Контролируя торговлю между Европой и Востоком, города Северной Италии активно развивались. Содержание гостиниц стало там процветающим бизнесом [16. С. 7]. С VI в. стали восстанавливать и старые римские дороги [76. С. 92]. Бурное развитие торговых отношений в Западной Европе в средние века привело к возникновению частных постоялых дворов под названием “ остерии ”, которые упоминаются в письменных источниках с IX в. н. э. [10. С. 6]. Когда сформировались определённые религиозные течения, появилась ещё одна многочисленная категория путешественников - пилигримы. При перемещении путешественников за определённую плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание [41. С. 32]. Для приёма странников устраивали гостиницы – госпитали (hospes). Они располагались в разных местах: по берегам рек, на вершинах гор, в многолюдных городах. В ряде стран Европы пилигримы считались привилегированными лицами среди прочих христиан. В Испании приюты для размещения паломников носили названия “ альбергерии ” и “ оспиталии ”. Смотрители приютов должны были во время снегопада звонить в колокола, указывать странникам дорогу к жилью. При необходимости они должны были выступать в роли проводников [76. С. 100]. В средние века совершались религиозные путешествия. Религиозные убеждения побуждали людей путешествовать к святыням: мусульман – в Мекку, христиан – в Иерусалим и Рим, других – в остальные места поклонения. Монастыри принимали путешественников. Организацией гостиниц занимались и рыцарские ордена. Так, целая сеть гостиниц в городах Ближнего Востока была создана Орденом иоаннитов [Подробнее см.: 76, С. 79-80]. Крестовые походы, которые начались в 1095 г., привели к массовым движениям людей. Результатом стало возрождение торговли. Косвенно эти изменения повлияли на возрождение гостиничного дела и путешествий. Большое распространение получили “ странноприимные дома ” монастырей. Император Карл Великий (IX в.) издал указ, по которому он обязал церкви, аббатства и монастыри предоставлять ночлег путешественникам. На территории Англии распространились постоялые дворы, известные как “ инны ”. Эти гостиницы имели типовую планировку: на первом этаже размещалась таверна, а также конюшни, различные служебные и хозяйственные помещения. Верхние этажи отводились под размещение постояльцев [10. С. 6, 123]. Один из существенных факторов, который способствовал развитию гостиниц в Англии, заключался в том, что хозяева гостиниц были вынуждены держать конюшни и лошадей, чтобы удовлетворить потребности королевской почты. По законам Англии гостиница провозглашалась общественным домом, и владельцы гостиниц были ответственны за состояние путешественников [16. С. 8]. Таким образом, в средние века гостиничная сфера стран Западной Европы восстановила урон, понесённый в результате варварских вторжений, повысился уровень обслуживания в гостиницах. Вместе с тем в указанное время монастыри, которым принадлежала большая часть доходов в сфере услуг, стали утрачивать свои позиции [79. С. 12].
2. Высокого уровня развития достигла гостиничная сфера стран Востока в средние века. Одной из стран, где в указанный период активно развивалось гостиничное хозяйство, являлся Китай. Рост внешних связей Китая в VII – VIII вв. расширил внешнеторговые и культурные связи с зарубежными странами. В Китай приезжали посольства из Византии и посланцы арабских халифов. Китай развивал внешнеторговые связи через Шелковый путь, который проходил из северо-западных районов средневекового Китая через Среднюю Азию в Европу. Путь этот начинался в Чанъани и шел вдоль склонов Наньшаня в оазис Хами, а оттуда в Турфан. Далее путь проходил через города Средней Азии на запад. Крупным перевалочным пунктом в Средней Азии являлся г. Пайкенд [18. С. 42]. Оживлённые связи поддерживались Китаем с Ближним Востоком не только через Шёлковый путь, но и морем. Один из таких путей протянулся от Гуанчжоу до Багдада. В VII – VIII вв. в Китае значительно развилось казённое ремесло. Крупным торговым городом стала столица Чанъань, а важнейшим перевалочным пунктом – Янчжоу. В городах на рынках размещались меняльные лавки, склады, кабаки, публичные дома, а также постоялые дворы [32. С. 179, 181]. В начале II тысячелетия н. э. Китай являлся наиболее развитой страной мира. Период правления в Китае династии Сун (960 – 1279 гг.) считается временем наибольшего развития страны. Это определило высокий уровень развития гостиничной сферы Китая в указанный период. В частности, в городах складывались целые торгово-ремесленные районы (чжэнь) [32. С. 211-213]. Стройная система гостеприимства была создана в XIII – XIV вв. в рамках Монгольского улуса. Еще при Чингисхане (XII-XIII вв.) был сформулирован свод законов – Великая Яса, которая основывалась на обязательстве взаимопомощи и осуждении предательства. Так, встретив любого соплеменника в пустыне, каждый монгол был обязан предложить ему помощь (едой и питьём). Путник, который не имел возможности подкрепить силы, мог умереть, и тогда на нарушившего закон падало обвинение в убийстве. Простым людям отрубали голову, а людям высокого происхождения ломали позвоночник так, чтобы кровь оставалась в теле убитого. В этом случае, по монгольскому поверью, убитый мог возродиться к новой жизни. Если же кровь вытекала на землю, человек терял не только жизнь, но и душу [18. С. 115]. Об уровне развития гостиничной сферы у монголов говорят сведения путешественников и послов из стран Западной Европы. Так, папский посол Джованни дель Плано Карпини (XIII в.) отмечал хорошую организацию транспортной сети монголов. На гигантской трассе протяжённостью около 8 тыс. км были расставлены многочисленные станции, где ожидали лошади и подводы, приготовленные для лиц, спешащих по государственным делам. В XIV в., европейские авторы писали об административном устройстве страны, средствах связи, организованной монгольскими правителями. В разных частях Монгольского государства были организованы постоялые дворы, известные как подставы для гонцов. Если донесение очень срочное, гонцы передвигались на быстро бегающих верблюдах – дромадерах, а не на лошадях. Приближаясь к подставе, гонец трубит в рог, из гостиницы сразу же выезжает следующий гонец. Таким образом донесение доставлялось великому хану вместо месяца за 1 день. Приносили известия и скороходы (скороходы носили пояса с колокольчиками, звон которых извещал об их приближении). Подстава для них располагалось через каждые 3 мили [78. С. 48-49, 69]. Система постоялых дворов развивалась и на Ближнем Востоке. В средние века широко распространились караван-сараи, известные ещё с древности. Их широкое распространение приходится на IX – XVIII вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи - прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф – для людей и товаров, боковые – для животных). Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже – трехэтажными) помещениями (наверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). Такого рода сооружения встречались повсюду в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки вдоль главных торговых путей на расстоянии дневного перехода (30 км) каравана верблюдов. Караван-сараи строились не только у дорог; некоторые размещались у въездных ворот города или внутри городской застройки. Караван-сарай обычно имел прямоугольный план с крытыми зонами (помещения в один или более этажей) по сторонам открытого, просторного двора. Голые внешние стены, сложенные из кирпича или камня, лишь в одном месте были ворота: подобная конструкции давала более надежную защиту от разбойничьих банд. В ряде мусульманских стран караван-сараи отличались особенностями планировки и местными строительными материалами. В Турции обычно применяли тесаный камень, а пространство двора иногда перекрывали сводами, учитывая сравнительно суровый климат. В Иране большинство караван-сараев были кирпичными; для архитектуры этой страны характерно особое внимание к планировке. Известный путешественник Ибн Баттута (Ибн-Баттута Абу Абдаллах Мухаммед), который в 1325-1344 гг.. совершил путешествие по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Ираку, Крыму, южным районам Руси, Средней Азии и др. странам, даёт сведения об экономической жизни городов (Багдада, Мосула и др.). В частности, он писал: “Мосул имеет много предместий с мечетями, банями, постоялым двором” [78. 1999. С. 74]. Турецкие султаны, как и их предшественники – арабские, сельджукские и монгольские правители ближневосточных империй, уделяли много внимания городам. В связи с этим историки выделяют такую особенность Османского государства, как существование на его территории множества населённых пунктов с числом жителей от 2 до 10 тысяч жителей даже на ранних этапах истории этого государства. Учитывая ключевое положение городов в Османской государственной структуре, правители империи стремились создать максимально благоприятные условия для их развития, заботились о поддержании стабильности и устойчивости жизни горожан. Среди мер, способствующих росту городов, немалое значение имело установление государственного контроля за поставками продовольствия и сырья для ремесленного производства. За период 1523 – 1585 гг. численность жителей таких городов как Кайсери, Караман, Амасья, Трабзон и Эрзурум возросла на 150% [54. С. 32, 35]. Турецкий историк М. Армаган отмечает, что в Османском государстве в первую очередь в городе закладывали соборную мечеть или гробницу того или иного святого, затем её окружали банями, постоялым двором и другими сооружениями, необходимыми для торговли, после этого строили жилые кварталы. Такой город считался благоустроенным [88. 65-66. s.]. В XIV – XV вв. в османском обществе сложилась традиция, по которой жители отдельных районов и деревень в зависимости от повинностей, выполняемых по отношению к государству (охрана дорог и горных перевалов, разработка недр, разведение лошадей и поставки продуктов для султанского двора, выполнение вспомогательных служб в армии и на флоте и т. п.) освобождались от “чрезвычайных” сборов или платили их в уменьшенном размере. Но впоследствии (примерно с XVII в.) в системе налогообложения произошли изменения. Были введены новые налоги, в частности налог на содержание почтовых станций (menzil akcesi) [54. С. 95-96]. Таким образом, гостиничное хозяйство стран Востока периода средневековья послужило основой для организации гостиничной сферы указанного региона в дальнейшем.
Занятие 6. Гостиничная сфера Древней Руси и России в IX – начале XVIII вв.
1. Основные черты системы гостеприимства в русских землях в IX–XIII вв. 2. Внешнеторговые связи Русского государства и их влияние на развитие гостиничной сферы в XIV – начале XVIII вв.
1. К IX в. относится возникновение государства у восточных славян, которое известно под названием Киевской Руси. Первые средства размещения известны в древнерусских княжествах под названием погостов. Слово "погост" происходит от древнерусского "погостити" – побывать в гостях. Развитие значения этого слова, по мнению лингвистов, шло следующим образом. Сначала оно означало “место гощения купцов”, то есть постоялый двор. Затем оно приобрело значение места пребывания князя и его подчинённых, выезжавших за данью. Впоследствии этим словом стали обозначать несколько деревень под общим управлением и одного прихода, главное поселение округа, церковь в нём, кладбище при церкви, кладбище [20. Т. 3. С. 156–157; 85. С. 346]. Позже в русских княжествах появился вид средства размещения, который был известен под названием “ ям ”. Полагают, что система ямских станций была заимствована у монголов. Ямы располагались друг от друга на расстоянии конного перехода и выполняли функцию гостиниц [5. С. 6]. Развитие торговых отношений русских княжеств с государствами Западной Европы привели к возникновению своего рода гостиничных комплексов – гостиных дворов. В Древней Руси гостями обычно называли иноземных купцов. В русских городах для них строили гостиные дворы. Считается, что первый гостиный двор появился в Новгороде, а затем и в других городах (в Москве, Астрахани) [70. С. 4]. Гостиные дворы отличались от постоялых тем, что помимо размещения и питания здесь имелись возможности для совершения коммерческих операций, то есть в них объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. В Новгороде на рубеже XI – XII вв. были основаны Готский и Немецкий гостиные дворы. Жилые помещения гостиных дворов назывались клетями, в каждой размещалось не более 8 купцов. Здание, в котором располагались клети, было двухэтажным. Материалом для постройки гостиных дворов являлось дерево, но отдельные постройки возводили из кирпича. Немецкий и Готский гостиные дворы были рассчитаны на проживание в них до 150 человек. В Новгороде был известен и Шведский гостиный двор. Территория, которую занимал этот гостиный двор, составляла 1866 кв. м. На этой площади размещались жилые постройки, амбары для товаров, а также специальные сени с чуланами, чердаками. Во дворе располагались хозяйственные сооружения [10. С. 7–10]. С XII в. начинается процесс распада Киевской Руси на отдельные независимые княжества. В рамках самостоятельных государств развивается система средств размещения и к XIII в. в Киевской Руси существовала относительно развитая гостиничная сфера, что определялось выгодным географическим положением государства.
2. В XIV – XVI вв. в рамках образовавшегося централизованного Русского государства развивается система гостиных дворов. Объединение разрозненных русских земель в одном государстве способствовало развитию торговли. Основной московский торг помещался в непосредственной близости к Кремлю, занимая значительную часть современной Красной площади. Поэтому Богоявленский монастырь в Китай-городе обозначили термином “за торгом”. Здесь стояли лавки или торговые ряды, по которым вся местность, лежавшая за рядами под Китайгородским холмом, получила название Зарядье. Тут же в XVI веке стояли гостиные дворы для приезжих купцов [33. Т. 1. С. 92]. Русские правители в рамках единого государства предпринимали меры по развитию сети общественных средств размещения. Так, Иван III в своем завещании (1504 г.) запрещал удельным князьям принимать купцов в своих дворах: “… а ставятся гости с товаром, иноземци, из Московские земли и из их уделов на гостиных дворех, как было при мне” [Там же]. Таких гостиных дворов было несколько для русских и зарубежных купцов в зависимости от места, откуда приезжали купцы и чем они торговали. Торговые связи московских купцов были очень обширными и разветвлёнными. Особо оживлённая торговля велась с Литовским великим княжеством и Польшей. Торговые сношения не прерывались даже во время военных действий. “Хоти полки ходят, а гостю путь не затворён, гость идёт на обе стороны без всяких зацепок”, говорили в Москве литовским послам по случаю ограбления русских купцов в Литве. В числе городов, посещавшихся в конце XV в. московскими купцами, упоминаются Смоленск, Вязьма, Киев, Чернигов, Гомель, Вильно, Полоцк, Минск [33. Т. 1. С. 93; 38. Кн. 1. С. 30]. В Москве в Китай-городе были расположены и дворы иностранных купцов. Местожительством литовских купцов служил Панский двор, располагавшийся на Варварском крестце, в самом оживлённом пункте торгового города. Для армянских торговых людей в Белом городе (близ Лубянской площади) был устроен особый Армянский двор, который упоминается в конце XVI в. Для размещения ногайских купцов и гостей за Москвой-рекой в XVI в. был построен Ногайский двор и установлено было “базару быти против двора их”. Ещё в княжение Василия III ногайские мурзы получили разрешение “ногайским гостям ездити к Москве с коньи и со всяким товаром”, которое было подтверждено после смерти Василия III при его малолетнем сыне [33. Т. 1. С. 160. 168-170). В 1537 г. польское правительство официально договорилось в Москве “о гостех, чтобы им торговати ослободили” на особом Панском дворе на Варварке. В 1570 г. с литовскими послами 645 купцов. После заключения в 1555 г. англо-русского торгового договора в Москве по этому договору был устроен специальный Английский двор. Наряду с гостиными дворами иностранных купцов в русских городах существовали и гостиные дворы русских купцов из других городов. Так, в Новгороде находились Псковский и Тверской гостиные дворы [10. С. 10]. В XVI в. Упоминается особый Устюжский гостиный двор в Москве на Варварском крестце. Устюг и Пермь были посредниками между столицей и охотничьими районами Севера и Зауралья в поставке пушнины, имевшей широкий спрос в Москве [33. Т. 1. С. 168]. На развитие гостиничной сферы в России в конце XV – XVI вв. оказали влияние и внешнеполитические успехи Русского государства. На территории Прибалтики русские купцы вели оживлённую торговлю, здесь же они часто возводили и православные церкви. Эти храмы использовались купцами и в качестве средств размещения [10. С. 9], поскольку в них возводили печи. Это позволяло не только хранить в церкви товары, но и останавливаться на постой. Наём жилых помещений у местных жителей (в Прибалтике) был достаточно обременительным. В 1509 г. Россия заключила мирный договор с Ливонией, а в 1514 г. – с Ганзой. Ганзейские власти гарантировали неприкосновенность русских церквей в городах Прибалтики [38. Кн. 1. С. 61]. Таким образом, в результате появления централизованного государства и развития торговых отношений, в России к началу XVIII в. существовала развития гостиничная сфера. Претерпели изменение и гостиные дворы. Так, до конца XVII в. гостиные дворы окружали мощными стенами с башнями на углах и над воротами [70. 1966. С. 4). С уменьшением опасности военных вторжений необходимость в оборонительных мерах постепенно отпала.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |