КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вывеска. Афиша. Плакат 1 страница
Вывеска Вывески, как люди, есть гордые, скромные, затейливые, надутые, лживые, глупые, умные, всевозможные Т, анонимный корреспондент журнала «Иллюстрация» История российских вывесок не богата фактами: о вывесках XVIII в. мы знаем очень мало, и практически ничего — о более ранних вывесках. Одним из немногих источников информации о порядке торговли в XVII в. служит «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» голштинского путе-; шественника Адама Олеария. Вот как описывает он московские торговые ряды: «На площадях и соседних улицах каждому товару отведены осо-оые места и лавки, так что однородные промыслы встречаются в одном месте. Торговцы шелком, сукном, золотых дел мастера, сапожники и другие - все имеют свои особые улицы, где они и продают свои товары. Этот порядок очень удобен: каждый, благодаря ему, знает, куда ему пойти и где полунить то или иное. Тут же, недалеко от Кремля в улице направо, находится их иконный рынок, где продаются исключительно писанные изображения старинных святых... Другую часть города именуют они царь-городом... Здесь различные ремесленники преимущественно булочники... Тут же находятся хлебные и мучные лабазы лотки с говядиною, скотный рынок, кабаки для пива, меда и водки». При описанной Олеарием системе торговых рядов, очевидно потребность в вывесках была небольшая, товар был представлен наглядно, но несомненно, что торговые лавки и лабазы имели свои предметные (эмблематические) вывески — в виде сапога, перчатки, кренделя и пр. Существование таких вывесок подтверждает другой иностранный путешественник В. Таппего, посетивший Россию 92 Очерки истории российской рекламы
в 1689 г. В своих записках он обратил внимание на квартал, где жили ремесленники: «Тут жили мастера, род искусств которых узнается по висящим из окон предметам». В Петровскую эпоху вместе с другими европейскими тенденциями искусства и быта в Россию пришла живописная щитовая вывеска. Она как нельзя лучше соответствовала российскому менталитету: русский человек всегда предпочитал увидеть, чем прочитать, тем более что читать в то время умел не каждый. Поэтому живописная вывеска быстро привилась в России. Судьба вывесок в России часто зависела от личных вкусов правителей (царей, градоначальников, губернаторов), они могли по своему усмотрению запретить вывески или предписать какую-либо определенную модель вывесочных надписей. Так, в 1749 г. камер-коллегия сочла живописные вывески безвкусными и распорядилась «прекратить малевание», а вместо живописных вывесок повесить шрифтовые, типа: «В сем доме питейная продажа», «В сем доме табачная продажа». Стоит отметить, что время от времени правительство запрещало и самое расположение магазинов и торговых лавок на «знатных улицах». Такие распоряжения вели к массовому уничтожению вывесок, что является еще одной из причин их малой сохранности. Подобным запретом явился указ императрицы Елизаветы Петровны 1753 г.: снять все вывески с главных улиц, а мастеровым селиться только внутри дворов. Полиция несколько дней уничтожала вывески, но вскоре успокоилась, и все пошло по-старому. Лишь в 1785 г. Екатерина II издала «Жалованную Грамоту на права и выгоды городам Российской Империи», которая давала значительные свободы торгово-промышленному сословию, в том числе — праве «иметь по домам лавки и в них торговать» в любом месте города, на любой улице. «Не делается никакой разницы между жильцами, — говорилось в Грамоте. — Все принимаются — лишь бы платили деньги». С тех пор вывеска официально получает «права гражданства», становится непременным атрибутом городского пейзажа.
Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат В фондах государственного музея истории Санкт-Петербурга имеется самая древняя из сохранившихся вывесок города — вывеска конторы Главной Иркутской соединенной Русско-Американской компании. Она датируется 1797 г. Это деревянная доска, расписанная масляными красками. Вывеска представляет собой многофигурную аллегорическую композицию: на пристани аляскинские туземцы таскают мешки, разгружают корабль, здесь же торговцы продают пушнину и рыбу, а над всеми парит бог торговли Меркурий. Венчает картину-вывеску рисованный занавес с надписью «Главная Иркутская соединенная Русско-Американская компания». Вывеска очень хорошо сохранилась: очевидно, висела недолго или же украшала внутренние помещения конторы. По сложности сюжета, многоплановости, многофигурности, тщательности прорисовки различных элементов эта доска скорее может быть названа картиной, но ее явно рекламное назначение и особенно надпись говорят о том, что это вывеска. Подобные вывески-картины имели в конце XVIII в. и наиболее крупные купеческие гильдии. Часто основой вывесочных композиций становилась символика цеховых знамен. Самое древнее из цеховых знамен — знамя цеха перчаточников — было обнародовано в 1784 г. На знамени изображена желтая перчатка на малиновом поле. В музее истории Санкт-Петербурга хранится также знамя немецкого цеха мясников (1787): на белом шелковом поле с золотой бахромой изображен бык в медальоне из лавровых веток. Каждое знамя знаком или эмблемой обозначало принадлежность к той или иной гильдии. Некоторые цеха не ограничивались эмблемой или знаком, они заказывали жанрово-аллегорические картины, которые наносились на цеховые знамена в смешанной технике аппликации, росписи по шелку и вышивки. Так. на знамени живописного цеха (1809) мы видим изображение богини Афины в окружении различных атрибутов живописи на фоне пейзажа. Более поздние знамена, малярного, полотерного, квасного цехов так же представляют собой сложные сюжеты. Цеховые знамена во многом определяли стиль и содержание вывесок отдельных ремесленников-членов гильдии, которые, открывая свои мастерские, либо
Очерки историироссийской рекламы Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат
повторяли рисунок цехового знамени, либо использовали его отдельные элементы. С развитием вывесочного дела образовался и отдельный цех «вывесных мастеров»—живописно-малярный. Цех не только объединял ремесленников и окранял их права, но и регламентировал обучение будущих мастеров. Чтобы стать «вывесным мастером», надо было сначала служить подмастерьем (ученичество длилось до 10 лет), потом сдать экзамен в Ремесленной управе, лишь после этого присуждалось звание мастера живописного ремесла, мастер мог открыть мастерскую и иметь свою вывеску. В XVIII в. в вывесочной живописи стали складываться свои каноны, т. е. стереотипы. Например, на вывесках парикмахерских изображали напомаженную мужскую голову и завитую женскую. Прически, детали, краски менялись в зависимости от моды и фантазии мастера, но канон сохранялся в течение не только многих десятилетий, но и последующих веков. Свой канонический сюжет имели вывески табачных лавок: с одной стороны рисовали араба в чалме с трубкой, с другой — негра с сигарой. Этот сюжет тоже пережил не один век, его использовали почти все торговцы табаком, однако, встречались и индивидуальные рекламные решения. Например, на вывеске табачной лавки Смекаева в Санкт-Петербурге был развернут целый сюжет на тему курения: за столом сидит мужчина со стаканом вина, жена пытается отнять у него стакан, предлагая ему взамен трубку, со словами: «Оставь вино, кури табак, Ты трубочкой разгонишь всю кручину. Клянусь, что раскуражит так, Как будто выпил на полтину». Автором вывески избран весьма оригинальный рекламный мотив: курение по своему возбуждающему действию приравнено к вину. Долговечной оказалась и европейская традиция изображать на вывесках геральдических животных (львов, единорогов, оленей); в России уже в XVIII в. получил развитие канон вывески булочной или кондитерской в виде геральдических львов, с двух сторон поддерживающих золоченый крендель. Такая вывеска была особенно любима в России немецкими булочниками.
К началу XIX в. вывески в России были взяты под контроль городским начальством: эскиз будущей вывески полагалось представить градоначальнику с точным указанием места ее размещения на фасаде, размера и текста. Так что на главных столичных улицах вывески уже не могли появляться стихийно и бесконтрольно. Этот порядок привел в 1830-е годы к некоторому стилевому единству оформления главных улиц столичных и губернских городов. Бесценным свидетельством внешнего вида главной улицы российской столицы стала уникальная «Панорама Невского проспекта», написанная крепостным художником Василием Садовни-ковым в 1830-1835 гг. по заказу издателя А. Прево. По случаю выхода в свет первой части Панорамы «Литературная газета» (1830, № 15) поместила следующую заметку: «Под сим названием (Панорама. — О.С.) г. Прево, смотритель выставки произведений русских художников, издает ряд литографированных картинок, представляющих церкви, дома и другие памятники зодчества, находящиеся на Невском проспекте на протяжении от Аничкова дворца до Адмиралтейства. Картинки сии, склеенные вместе, составляют свиток или бумажную ленту около 10 аршин длиною и шесть вершков шириною для одной, и столько же для другой стороны Невского проспекта...» В переводе в метрическую систему изображение одной стороны Невского проспекта заняло 8 метров, и столько же —другой. В. Садовников с фотографической точностью срисовал фасад каждого из 63 зданий, расположенных на этом отрезке проспекта. Не ставя, разумеется, цели зафиксировать современные ему вывески, ( он оказал бесценную услугу исследователям российской рекламы. I Панораму высоко оценили архитекторы К. Росси и О. Монферран; ' известно также, что Н. Гоголь в 1836 г. купил в подарок матери издание «Панорамы» В. Садовникова. До нашего времени сохранились в оригинале лишь две части, составляющие 1/5 часть всей ее длины. Какие вывески видим мы на картине В. Садовникова? Прежде всего бросается в глаза явное преобладание шрифтовых вывесок, живописных вывесок совсем немного, в основном это реклама магазинов одежды. Часто единообразие вывесок соблюдается в 96 Очерки истории российской рекламы пределах одного фасада: различные заведения — магазины, рестораны, — принадлежащие разным владельцам, имеют вывески, написанные одинаковым шрифтом, одинаковым цветом и на одинаковом фоне. Такое единство стиля придает фасад)' строгость и изысканность. Чаще других встречаются золотые буквы на черном или зеленом фоне — сочетание этих цветов выглядит богато и нарядно. Бросается в глаза отсутствие стеклянных витрин, они еще не вошли в российский обиход. Много вывесок на иностранных языках (французском и немецком), но в большинстве из них иностранная надпись, даже если это фамилия хозяина, дублируется русским переводом. Например, шрифтовая вывеска книжного магазина: «1ЛЬга1ге — Книжный магазин» или живописная вывеска магазина одежды: в круглом медальоне нарисованы образцы модных пальто, а по обе стороны по-русски и по-немецки написана фамилия владельца «Шульц —■ 5спи1г». Употребление иностранных языков, иностранных слов и имен в вывесках — это особая тема. Доверие к иностранным производителям, предпочтение иностранных товаров издавна живет в русском человеке; можно сказать, что эта черта является одной из национальных особенностей нашего менталитета. Поэтому в рекламе нередко использовались иностранные слова и имена в целью привлечения покупателей и повышения престижа торгового заведения. Эта особенность неоднократно отмечалась в литературе как характерная особенность русского быта. Н. Гоголь описывает въезд Чичикова в город И.: «Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавс-кого портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью «Иностранец Василий Федоров», где нарисован был биллиард с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену... Подо всем этим было написано: «Ивот заведение». Здесь двукратно подчеркнуто стремление доморощенных рекламистов представиться иностранцами: под Аршавским портным наверняка подразумевался портной из Варшавы, т. е. варшавский
Глава V. Вывеет. Афиша. Плакат портной; ну а простодушная наивность вывески «Иностранец Василий Федоров» комментариев не требует. На эту же особенность русского менталитета обращает внимание писатель Н. Лесков, он посвящает этой теме целый рассказ — «Штопальщик», герой которого Василий Коныч Лапутин поме «...Я спросил моего провожатого: — Василий Коныч — русский или француз? Псаломщик даже удивился и как будто не сразу понял вопрос, а потом отвечал: — Что вы это? Как можно француз, — чистый русский! Он и платье делает на рынок только самое русское: поддевки и тому подобное, но больше всего он по всей Москве знаменит починкою... — Но все-таки, — любопытствую я, — он, верно, от французов — Нет, — говорит,- зачем же от французов? Он самой правиль — У него на вывеске написана французская фамилия. — Ах, это, — Смотрю, и точно, у ворот есть другая вывеска, на которой нарисованы армяк и два черные жилета с серебряными пуговицами, сияющими, как звезды во мраке, а внизу подпись: «Делают кустумы русского и духовного платья, со специальностью ворса, выверта и починки». Получается, что все потребители кругом знают, что Лапутин — не француз, и французом никогда не был, и французская надпись — «это совершенные пустяки». В чем же тогда значение француз
98_______________________________ Очерки истории российской рекламы отражено то магическое воздействие, которое французская надпись произвела на жителей окрестных улиц, хотя она ни на минуту не ввела их в заблуждение насчет происхождения портного. Интересно отметить, что и сегодня российский потребитель отдает предпочтение привозным товарам, а коммерсанты по-прежнему пользуются иностранными именами для привлечения покупателей. Из интервью с Еленой Ярмак, владелицей фирмы «Не1еп Уагтак» («Ведомости», 2000,15 сентября): « — Почему название вашей фирмы звучит по-английски? — Сначала фирма называлась Не1еп — по-английски. Когда мы начинали, из-за особенностей отечественного менталитета русские изделия под русским именем покупать бы не стали. Более того, я сначала выступала не как автор, а как представитель той самой фирмы Нв1еп. То есть сначала покупатели узнали продукт, а потом им раскрыли сек-рет: это русское имя. Только после признания за рубежом мы смогли себе позволить рассказать русскую историю». Но вернемся в XIX век, когда рекламное оформление городов по-прежнему зависело от монаршей воли, и слепое следование этой воле иногда доходило до анекдота. Так, в 1830 г., император Николай I увидел на одной из петербургских улиц безобразную, как ему показалось, пеструю вывеску мелочной лавки; он приказал немедленно снять непонравившуюся вывеску, взамен ее нарисовать другую, построже, с лаконичной надписью «Мелочная лавка № 1». Понятно, что владельцы других мелочных лавок в страхе поснимали свои цветистые вывески, один к одному скопировали вывеску, предложенную императором, и никто не посмел изменить даже номер лавки—таким образом, на десятках мелочных лавок города появились вывески «Мелочная лавка № 1». До сих пор мы говорили о вывесках торговых заведений, которые были более-менее официально оформлены: имели специальное торговое помещение (магазин, лавка, трактир, ресторан, склад), отдельное от жилых комнат хозяина и его семьи, вход с улицы для посетителей. Владельцы таких торговых заведений были людьми состоятельными. Наряду с ними в России существовало огромное количество мелких частных предпринимателей, продающих свои услуги, — сапожников, портных, лавочников, лудильщиков, столя- Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат ров и пр. Чаще всего они работали на дому, не имея мастерских или каких-то других специальных помещений, и тоже нуждались в рекламе, хотя бы в ее самой простой, информационной форме. Вряд ли можно назвать полноценными вывесками те надписи и указатели, которые мелкие ремесленники развешивали на своих дверях или прямо на стенах домов, где жили; эти надписи часто грешили грамматическими ошибками, смысл многих сегодня просто невозможно понять. Такие вывески практически не описаны, автору удалось найти только одно описание — в рассказе Н. А. Некрасова «Петербургские углы». Герой рассказа отправляется на поиски дешевой квартиры, поэтому обращает внимание на частные объявления. Прежде всего на воротах дома он видит следующее объявление: «Ат даеца внаймы угол, на втором дваре, впадвале, а о цене спра-сить квартерной хозяйке Акулины Федотовне». Далее герой рассказа входит в дом, где живут ремесленники и мастеровые: «В глазах у меня запестрели отрывочные надписи вывесок, которыми был улеплен дом изнутри с такою же тщательностию, как и снаружи: делают троур и гробы и на прокат отпускают, медную и лудят; из иностранцев Трофимов; русская привилегированная экзаменованная повивальная бабка Катерина Брагидини; пансион; Александров в приватности Куприянов. При каждой вывеске изображена была рука, указующая на вход в лавку или квартиру, и что-нибудь поясняющее самую вывеску: сапог, ножницы, колбаса, окорок в лаврах, диван красный, самовар с изломанной ручкой, мундир. Способ пояснять текст рисунками выдуман гораздо прежде, чем мы думаем: он перешел в литературу прямо с вывесок». Богатейший материал о характере и содержании вывесок XIX в. дает нам статья «Петербургские вывески», опубликованная в № 30 журнала «Иллюстрация» за 1848 г. и подписанная «Т.» Статья содержит подробное описание вывесок, современных автору, и вывесок, какие были «прежде». Поскольку временные рамки этого «прежде» не указаны, но из текста следует, что автор сам видел эти вывески, то можно сделать вывод, что речь идет о вывесках первых десятилетий XIX столетия. Таким образом, мы получаем характеристику вывесок начала и середины XIX в.
100 Очерки истории российской рекламы Что характерно для вывесок начала века? «В вывесках над трактирами нередко представляли русских мужичков, чинно сидящих вокруг стола, уставленного чайным прибором или закусками и штофиками; живописцы обращали особенное внимание на лица, они заставляли их разливать и пить чай в самом грациозном положении, уже конечно непривычном для постоянных посетителей трактирных мест». Ту же особенность — стремление приукрасить действительность — отмечает автор и в других вывесках: на одной изображен бильярд «глазомерно саженей в пятьдесят, за которым упражняются господа в немыслимых туалетах»; на другой вывеске можно было видеть портного, очевидно, хозяина мастерской, готовящегося снимать мерку, «в непостижимо грациозном и вместе с тем трудно эквилибристическом положении». Еще одна характерная черта вывесок данного периода, — изображение действия, процесса. Над мясными лавками изображались не просто быки, бараны и куры, но и картины бойни. Над мастерской по пошиву кучерской одежды — кучера, почтительно снимающие шапки перед прохожими. Над галантерейной лавкой — приказчик, любезничающий с покупательницей. Иногда сюжет вывески совершенно не соответствовал характеру рекламируемого заведения, например, «при одной из кондитерских на Невском проспекте представлены были Азиятцы огромного роста, дама и кавалер, в национальной одежде; они читали «Санкт-Петербургские ведомости». Автор утверждает, что такие сложные сюжеты уже отходят в прошлое, уступая место простому изображению товара. Не обойдены вниманием автора статьи и вывески табачных лавок. Мы уже говорили о сложившемся каноне вывесок этих заведений: непременными их фигурантами были араб с трубкой и негр с сигарой. К середине века этот канон был несколько потеснен новыми рекламными вариантами: «Прежде нагие негры долго играли главную роль, но теперь их один-два не более в целом городе, за то есть бесподобный лев с голубыми оттенками в лице — испанский бандит, опершийся о скалу, — страшно бледная Фенелла с пребезобразной собачкой и наконец группа Амуров белых и черных с крылышками (у Реццонико) — и все это курит сигары!»
Г лава V. Вывеска. Афиша. Плакат_____ Как видим, корреспондент «Иллюстрации» весьма критически относится к вывескам прошлых лет, так и к современным. Он неприязненно отзывается о современных вывесках цирюлен, изображающий «кровопускание и кровоточительные инструменты», о вывесках мастерских гробовщиков «с выставками на окнах небольших катафалков и гробов — замечательно, что по стародавнему обычаю здесь гробы изображаются вовсе не гробами, а какими-то шкатулками или сундуками». Автору нравится последняя вывесочная мода —- «простые надписи по черному грунту, с накладными металлическими выпуклыми буквами, уже украшающие многие лавки и мастерские в Санкт-Петербурге», что мы видели в «Панораме» В. Садовникова. В статье отмечено также внимание владельцев галантерейных лавок к оформлению витрин (слово «витрина» еще не употребляется): «Многие из торговцев, заимствуя иностранную моду, не довольствуясь вывесками, выставляют при входе в лавку шкапики или рамки, в которых под стеклом помещаются образцы разных товаров; именно: лоскутки тканья, печати, дагерротипные портреты, вещицы из волос, игрушки, головные уборы и т. п.» Входящее в моду богатое и изящное убранство окон больших магазинов на главных улицах Петербурга автор называет «крайностью»: «некоторые из них роскошно украшаются позолотою, бронзою, красным и ореховым деревом, резьбою, зеркальными стеклами, бархатом и дорогими обоями». Положительно автором оценивается такое новшество, как появление в окнах швейных мастерских манекенов — «кукол в рост детей, одетых по последнему журналу», а в окнах куаферов (парикмахеров) — гипсовых или восковых бюстов с накладными париками и усами. Наряду с живописными и шрифтовыми вывесками продолжают существовать эмблематические вывески: на кронштейнах вывешиваются «изображения перчаток, сапогов, ножниц, ключей, бочонков, окороков огромного размера, сделанных из дерева или из железа». Отдельно останавливается корреспондент «Т.» на характере вывесочных надписей. Он отмечает обилие грамматических ошибок, приводит множество примеров безграмотных надписей, типа
Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат
«В хот в заведение» или «Здесь приугатавляеца тобак». Некоторые ошибки переходили из вывески в вывеску в течение многих десятилетий, например, надпись «Овошенная лавка». Нередко неграмотная надпись звучала курьезом: настройщик музыкальных инструментов — «Фортепьянист и Роялист», мастер стеклянного дела — «Стеклователь» или «Стеклянный художник». Описаны и первые шаги употребления в рекламе аббревиатур: «Проходя мимо токаря, я был остановлен вывескою, на которой красовалось слово МСУТИРИД. — Скажите, спросил я хозяина, что означает это слово? — Он отвечал мне с насмешливою улыбкой: кажется оченно ясно-сь, значит: Мастер Сергей Усов; точит и режет из дерева». Так, благодаря автору статьи «Петербургские вывески», мы имеем подробное описание этой рекламной разновидности в развитии от начала до середины XIX в. В конце XIX в. российская вывеска переживает период подъема: с развитием капиталистических отношений появляется большое количество магазинов, ресторанов, кафе, мастерских, театров, и пр. — заведений, предлагающих потребителю различные услуги и спешащих оповестить его об этом. Вывеска становится уже не просто средством информации (мол, здесь можно получить такие-то услуги), но и инструментом конкурентной борьбы за покупателя: чем эффектнее и привлекательнее вывеска, тем больше приток посетителей. От вывески начинает зависеть коммерческий успех заведения, вывеска становится «лицом» заведения, вывесочное искусство переживает период расцвета, труд вывесочных живописцев хорошо оплачивается. Если мы не знаем никого из мастеров вывесочного дела прежних времен, то имена мастеров конца XIX в. — начала XX в. и их работы хорошо известны. Это Константин Грушин — создатель целой школы живописцев-вывесоч-ников в Петербурге. Сохранились его работы, например, шесть живописных панно большого продуктового магазина «Мясо, дичь, зелень, консервы, фрукты» на Николаевской улице (ныне — ул. Марата) — огромные натюрморты, написанные на вороненом железе. Это Анатолий Гордеев — мастер по вывескам готового платья, он расписывал шубами и ротондами петербургские пассажи и магазины. Его конкурент Константин Филиппов — тоже специалист по вывескам готового платья, для его живописной манеры характерно использование золотистого фона для элегантных темных костюмов, пальто, шуб. Современники сразу узнавали вывески Василия Степанова на модных магазинах по характерным вытянутым пропорциям фигур — неправдоподобно тонких и изящных. Наряду с развитием индивидуальных вывесочных направлений, сложилось большое число канонов. Прачечные, к примеру, украшались вывесками с повторяющимся сюжетом: гладильщица с утюгом у доски, с которой свисает рукав белой мужской сорочки. Традиционным было оформление входа в продуктовый магазин: здесь использовали парные вывески, написанные в одинаковой цветовой гамме, со схожей композицией, — их вешали по обе стороны двери. Каноническими были вывески булочных и кондитерских. На темном фоне эффектно смотрелись выписанные золотистой краской булки, баранки, калачи, пирожные. Два «булочных» канона получили особое распространение: первый (уже упоминавшийся нами выше) — геральдические львы, с двух сторон поддерживающие крендель; второй — уложенные пирамидой круглые хлеба и батоны. Поскольку труд мастеров-вывесочников стоил недешево, в их работе использовались дорогие краски, а иногда и сусальное золото, то существенной характеристикой вывески становится ее долговечность, ее прочность. На смену деревянной основе вывески приходит металл. Основным вывесочным материалом в этот период становится железо. Железо смазывали льняным маслом для прочного сцепления с красочным слоем, а на завершенную работу наносили тонкий слой олифы — он придавал вывеске блеск и защищал от сырости. Несмотря на великое разнообразие вывесочной живописи в конце XIX в., она имела свои характерные черты. Во-первых, плотность, заполняемость пространства вывески предметами (овощами, фруктами, предметами мебели, одежды и пр.). Во-вторых, условность изображения предметов, авторы не копировали их, не стре-
104 Очерки истории российской рекламы мились к реалистичности. В-третьих, по российской традиции, мастера использовали яркие, чистые, открытые краски. Таким, образом, к концу XIX столетия статус вывески в оформлении магазина и города в целом заметно вырос. В то же время магазины победнее, которые не могли угнаться за новомодными изменениями, пользовались старыми, традиционными вывесками, а то и вовсе их не имели. Так, на Вознесенском проспекте в Петербурге существовал целый ряд букинистических магазинов, занимавших подвальные помещения; покупатель спускался в них по узким каменным лестницам. Несмотря на то, что магазины пользовались популярностью и торговали там известные букинисты, доходы их были невелики, так что вместо вывески у входа в такой подвал лежала, как правило, связка старых книг — символ товара (эмблематическая вывеска). Художественная печатная афиша. Плакат Еще менее, чем ранняя история российской вывески, исследованы первые шаги печатной художественной афиши и плаката. Но прежде чем мы обратимся к немногим известным образцам этой рекламной формы, датированным началом XIX в., уясним, есть ли разница между двумя этими терминами, и если есть, то в чем она заключается. «Афиша — объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции».
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |