КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории всемирных промышленных выставок
Выставки ведут свою историю с XVIII в. из Европы. Первая выставка состоялась во Франции в 1757 г. На ней экспонировались только предметы роскоши и произведения искусства; зрителями, соответственно, были придворные и аристократия. Идея выставки была расширена на первой выставке в Великобритании: в 1761 г. в Лондоне наряду с предметами роскоши и искусства демонстрировались сельскохозяйственные машины, а еще через несколько лет — ткацкие и прядильные машины (Лондон, 1767). Но все же это были выставки для состоятельной публики, народ туда не допускали, и лишь в год Великой Французской революции — 1791 — выставка в Париже была открыта для всех желающих. Это демократическое нововведение укрепила выставка 1798 г., которую открыл Наполеон Бонапарт и, кстати, отметил значение показов для развития национальной индустрии и определил основной целью выставки содействие развитию отечественной промышленности. Так зародились национальные промышленные выставки в Европе. Идея всемирной выставки оформилась к середине XIX в. под влиянием роста международных экономических, научно-технических и технических связей. Значение всемирных промышленных выставок в период промышленной революции в Европе переоценить трудно: выставка не просто знакомила страны друг с другом, но и способствовала установлению научных и коммерческих контактов, обостряла международную конкуренцию, на выставках совершались сделки, покупались патенты. Кроме того, выставка популяризировала последние изобретения и открытия. Так, на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. зрители впервые увидели первую паровую машину Уатта и Болтона для океанских пароходов и швейную машинку «Зингер», в 1855 г.(Париж) — алюминий, в 1876 г.(Филадельфия) — пишущую машинку и изобретенный А. Беллом телефон, в 1900 г. (Париж) была впервые продемонстрирована главная ветвь парижского метро от Ьа Ройе с!е Д/епсеппез до Ьа Ройе ОаирЫпе и т. д. Наверное, любопытно будет узнать, что русская деревянная матрешка впервые предстала миру
Гла ва VI. Промышленные выставки
на выставке 1900 г. и за оригинальность формы и своеобразную роспись была удостоена золотой медали. Первая Всемирная выставка прошла в Лондоне в 1851 г., ее девизом были слова: «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества». Выставка имела большой научный, технический и культурный резонанс, посетителями ее были не только праздные зрители, но в значительной части инженеры, фабриканты, заводчики, ученые, которые перенимали прогрессивные технологии, опыт работы, знакомились с последними достижениями мировой науки. Россия приняла участие в первой же всемирной выставке. Что представила Россия на выставку? Сукно, шерсть, парчу, шелк (шелк фабриканта Кондрашева был отмечен премией), удивили дешевизной оренбургские платки — и были проданы в первый же день после закрытия выставки, тагильские медь и железо были отмечены медалями второй степени. Больше всего зрителей Лондонской выставки поразили малахитовые изделия фабрики Демидовых. За малахитовые изделия фабрика была удостоена высшей награды выставки. Всего в первой Всемирной выставке участвовало 365 экспонатов из России, из них 3 были удостоены высших медалей, 60 — медалей второй степени и 67 — похвальных отзывов. И далее, в течение всего XIX века, Россия, хотя значительно отставала от Европы в экономическом развитии, принимала постоянное участие во всемирных выставках (не участвовала лишь в парижской выставке 1855 г., потому что была занята Крымской войной, которую вела практически против всей Европы, и в первую очередь против Франции).
Всероссийские промышленные выставки Теперь обратимся к выставкам национальным, то есть всероссийским. Они ведут свою историю с 1829 г.: тогда в Петербурге была открыта первая Российская мануфактурная выставка. В последующие 20 лет в России состоялось целых 10 выставок (то есть каждые два года!), потом они проводились несколько реже. Всего в XIX в. прошло 17 всероссийских промышленных выставок. Они XX столетия в моду вошли художественные и кустарно-ремеслен Вернемся к началу выставочного движения в России. Первая выставка открылась 15 мая 1829 г. в Санкт-Петербурге, в залах нового биржевого пакгауза (здание рядом с Биржей на Стрелке Васильевского острова). Выставка называлась мануфактурной, и действительно экспозиция ее состояла из образцов шелковых и шерстяных тканей, шалей, однако были представлены и «различные общеупотребительные изделия, как-то гвозди, канаты, стеклянная и глиняная посуда, ибо важнее роскоши вещи общеполезные по самой дешевой цене», писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» (1829, 22 июня, №69). Вторая выставка состоялась в Москве в 1831 г., количество экспонатов в полтора раза превосходило количество экспонатов предыдущей выставки. Эта выставка породила новый для России тип выставочного издания — брошюру, содержавшую размышления о выставке. Ее написал писатель-издатель Сергей Глинка, называлась она «Мысли по случаю выставки в Москве изделий русской отечественной промышленности». В дальнейшем подобные издания часто сопровождали российские выставки. Перечислим несколько таких изданий: «Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года» М.Я. Китта-ры, «Всероссийская мануфактурная выставка в промышленном отношении» К.А.Скальковского (1870), «С Нижегородской выстав-
Очерки истории российск ой рекламы Глава VI. Промышленные выставки
ки» профессора В.А. Тихомирова (1896) и др. А в середине века появился еще одни тип выставочного издания — выставочная газета. Это было периодическое издание, оно выходило в течение действия выставки (а выставки к концу века длились по 3-4 месяца). Как правило, выставочные газеты были ежедневными, на них открывалась подписка, назывались они без изысков: «Российская мануфактурная выставка 1870 года» (редактор И. А. Арсеньев), «Известия Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде» (редактор Н.А. Мейнгарц). Помимо этих типов изданий выставки породили различного рода указатели, каталоги, путеводители, альбомы, справочники. С появлением фотографии в конце века вошли в обиход альбомы с фотографиями участников выставки. То есть промышленные выставки послужили к созданию совершенно новых для России типов периодических и непериодических, информационных и рекламных изданий. Мануфактурные (так они назывались до 1870 г.) выставки проходили достаточно регулярно, совершенствуясь и расширяясь. Самые многочисленные экспозиции за всю историю XIX в. представили выставки 1861 и 1865 гг. — соответственно 48871 и 56398 экспонатов (для сравнения: на первой выставке 1829 г. было представлено 346 экспонатов). Всероссийские выставки постепенно «обрастали» различными культурными мероприятиями: лучшие российские театры привозили сюда свои спектакли, симфонические оркестры, хоры, капеллы стремились выступить на выставке, издатели бились за право выпускать путеводители и бюллетени. Это и понятно: на выставки собиралась буквально вся Россия; посетителями выставок были представители царской фамилии, министры, посланники, промышленники, ученые, инженеры, то есть наиболее образованная публика. Постепенно сложилась традиция приурочивать к выставкам показ лучших работ российских живописцев, и с 1870 г. выставки обретают новое название — Всероссийские художественно-промышленные выставки.
Губернские выставки С 1837 г. указом Николая I в России были введены выставки еще более мелкого ранга — губернские. Они должны были представить достижения всех отраслей деятельности в масштабе губернии. Подготовку и проведение такой выставки в Вятке в «Былом и думах» (Ч. II, гл. XVIII) описывает А.И. Герцен (он отбывал там в 1837 г. ссылку): «Между разными распоряжениями из Петербурга велено было в каждом губернском городе приготовить выставку всякого рода произведений и изделий края и расположить ее по трем царствам природы. Это разделение по царствам очень затруднило канцелярию и даже от- I части Тюфяева (губернатора. — О.С). Чтоб не ошибиться, он решился, '■ несмотря на свое нерасположение, позвать меня на совет. — Ну, например, мед, — говорил он, — куда принадлежит мед? Или золоченая рама, как определить, куда она относится? Увидя из моих ответов, что я имею удивительно точные сведения о трех царствах природы, он предложил мне заняться расположением выставки. Пока я занимался размещением деревянной посуды и вотских нарядов, меда и чугунных решеток, а Тюфяев продолжал брать свирепые меры для общего удовольствия «его высочества»...Он... велел мужикам по дороге быть одетыми в праздничные кафтаны, велел в городах перекрасить и перечинить тротуары. В Орлове бедная вдова, владелица небольшого дома, объявила городничему, что у нее нет денег на поправку тротуара, городничий донес губернатору. Губернатор велел у нее разобрать полы (тротуары там деревянные), а буде недостанет, сделать поправку за казенный счет и взыскать потом с нее деньги, хотя бы для этого следовало продать дом с публичного торга. До продажи не дошло, а полы у вдовы сломали». Далее Герцен повествует о прибытии наследника (Александра Николаевича) в сопровождении В.А. Жуковского и А.А. Арсе-ньева и о посещении ими вятской выставки. (Кстати, сын А. А. Ар-сеньева — Илья Александрович Арсеньев вскоре станет довольно известной фигурой в выставочном деле и в 1870 г. будет издателем-редактором ежедневной газеты «Российская мануфактурная выставка 1870 года», выше упоминавшейся.)
Очерки истории российской I Промышленные выставки и пресса Параллельно с развитием выставочного дела шел процесс эволюции методов освещения выставок в прессе. К концу века выставки превратились в столь значительные социокультурные мероприятия, что ни одна уважающая себя газета не могла остаться в стороне от выставочных событий и проблем. Рассмотрим на примерах нескольких газет какова была пресса последней выставки девятнадцатого столетия – Нижегородской (1896). Сразу отметим, что прессу выставок составляла не только реклама, но и хроника выставочных и околовыставочных событий, материалы краеведческого содержания, исторические статьи, философские рассуждения о значении выставок в России и о путях развития России, научные статьи и т. д. За несколько недель до открытия выставки одна из самых популярных и солидных газет конца XIX в. «Новое время» (издатель А.С. Суворин) начала публиковать отчеты о подготовке выставки к открытию. Надо сказать, что нижегородской выставке в смысле внимания со стороны прессы не повезло: выставка открывалась 28 мая, и эта дата была утверждена более, чем за год, а 14 мая в Москве проходила коронация Николая II (предвидеть дату смерти одного монарха и коронации последующего невозможно) и печально знаменитая Ходынка — понятно, что для газетчиков, да и для всей России это было событие первостепенной важности, и отчеты с коронационных торжеств, описания обедов и праздничных приемов еще не один месяц будут занимать первые полосы газет, оттеснив, таким образом, даже материал об открытии выставки, на последующие страницы. И все же в течение всего мая, из номера в номер мы встречаем постоянную рубрику «О Нижегородской выставке», где излагается хроника больших и малых событий выставки. 8 мая: «Сегодня открыто движение по ярмарке электрической дороги. Во втором часу ночи на куполе павильона садоводства показался огонь; загорелись электрические провода. Быстро прибывшими пожарниками огонь прекращен в самом начале».
Глаьа VI. Промышленные выставки 21 мая: «Высочайше утвержденная комиссия по устройству выставки в Нижнем Новгороде выпустила в свет на русском языке «Путеводитель», охватывающий город, ярмарку и выставку. Издание это выходит одновременно на французском, немецком и английском языках... Изложение сопровождается несколькими планами и картами в красках и иллюстрировано массою рисунков, исполненных академиком Н.С. Самокишем и художниками Н.И. Кравченком и Э. Соколовским. Клише этих изданий I безукоризненно и художественно исполнены в типографии АС. Суворина» Реклама «Путеводителя» не сходила со страниц «Нового времени» до конца 1896 г., что неудивительно: ведь «Путеводитель» был издан А.С. Сувориным, издателем «Нового времени». Тексты объявлений время от времени менялись. Читателю предлагались разные варианты рекламы «Путеводителя», например, такой: «Путеводитель дает подробную картину г. Нижнего Новгорода, с его достопримечательностями и его ярмаркой, и последовательное описание I выставки 1896 года по отделам. В справочной части собраны сведения, I необходимые для туриста, маршруты железных дорог и пароходов, спи-, сок гостиниц, таксы и т. п. Цена в изящной папке 60 коп. Склад издания 1 в книжных магазинах «Нового времени». 4 мая: «Администрация выставки в Н.Н. предоставила устройство бюро печати, бесплатной читальни русских и иностранных газет и выставки русской периодической печати центральной конторе объявлений Л. и Э. Метцель и К", которая устраивала уже такую читальню на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве». И так каждый день, редко по одному, чаще — по нескольку сообщений. Подробно обсуждено расписание поездов из Москвы и Петербурга, предстоящие посещения выставки министрами (главной фигурой, конечно, был министр финансов СЮ. Витте), иностранными делегациями. День открытия выставки описан достаточно подробно: и поднятие флага, и крестный ход, и выступление с речью министра финансов, и прибытие китайского посольства, принца Люксембургского, Баварского посланника... То есть характер освещения — отчетный, еще не репортажный. Короткие и не очень короткие сообщения, собранные под одной рубрикой. В течение июня — каждый день, в июле — реже. Очерки истории российской рекламы Гл ава VI. П р омышленные выста вки
Рассуждения же об организации выставки, о качестве экспонатов, о проблемах выставочного дела мы находим в фельетонах, которые из номера в номер идут под названием «Нижегородские, впечатления» и подписаны Old Gantleman. Автор то восхищается просветительской мощью выставки, пишет «Выставка — что.молодой лес: такая частая, свежая, сильная и так же растет день ото дня. Не стыжусь сознаться: я чувствую себя сейчас снова на школьной скамье...», то корит администрацию выставки за недостаток рекламы — по этой причине, считает он, нет большого наплыва публики (первая причина — коронация: люди и поистратились, и утомились). «Администрация, видимо, предполагала, что сложные и грандиозные цели выставки сами по себе потянут в Нижний русское общество. Поэтому в то время как Берлин и Буда-Пешт раскричали на весь мир о своих выставках, наша началась как-то втихомолку». Надо отметить, что хвалебные фельетоны «Новое время» помещало, как правило, на первой полосе, критические — на третьей. Такова была редакционная политика. В одном из фельетонов «старого джентльмена» речь идет о драматической истории, которая разыгралась вокруг двух картин М. Врубеля, представленных на выставку, — «Принцесса Греза» и «Микула». Выставочный комитет, воспитанный на эстетике реалистического искусства, отверг обе картины. Тогда известный меценат Савва Мамонтов построил специально для Врубеля отдельный павильон, где выставил отвергнутые полотна. В ходе выставки почти все пишущие о ней непременно касались этого сюжета, и почти все считали долгом бросить камень в художника. Вот что пишет наш «старый джентльмен»: 4 июня: «...Месяц назад, рассматривая его панно «Принцесса Греза» в Здании Художественного отдела, я расхохотался: как это было наивно, нескладно и дико. Расхохотались и окружающие. Оказывается хохотала и вся выставочная администрация всякий раз, глядя на это панно, а затем, справедливо рассудив, что выставка создана для поучения, а не для хохота, распорядилась убрать Принцессу Грезу». Правда, автор замечает, что остальные картины, выставленные в художественном отделе, нисколько не лучше, хотя и написаны в традиционной манере. Свое мнение о выставке высказывает на страницах «Нового времени» Д.И. Менделеев — в статье «Впечатления всероссийской выставки в Нижнем Новгороде». Еще одна серия статей о выставках называется «Россия под Нижним Новгородом». Это аналитические статьи, где обсуждаются не только текущие события выставки, но и вопросы развития различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, вопросы огбора экспонатов. Так, в номере от 25 июня («Россия под Н.Н.» — «Нечто о машинах») речь идет о засилии иностранцев в отрасли машиностроения, о том, что русские машины в большинстве своем сделаны иностранцами —- Перье, Раузером, Фугезан-дом, Лепнером, Борманом, и в заключение говорится: «Дай Бог следующей выставке, по отделу машин, представить не столь отрадную картину для немецкого сердца». А в номере от 28 июня обсуждается целесообразность показа «страшных» экспонатов: «...Коллекция зубного дантиста Хрущева, подобравшего такой ассортимент ужасов, все на лице и во рту, что посмотришь, плюнешь и уйдешь» или «Столь же напрасно выставил Красный Крест и свою коллекцию черепов и костей, пробитых пулями». Разумеется, подробно освещено в газете посещение выставки Их Величествами 20 июля, смотр Нижегородского гарнизона, обед, спектакль Малого театра. Кстати сказать, экскурсоводами царской четы на выставке были писатель В. Григорович и художник А. Бе-нуа. Это говорит о том, что представители различных сфер культуры и науки участвовали в работе выставки. В период работы выставки «Новое время» несколько раз публикует огромные материалы на темы истории Нижнего Новгорода и Поволжья. «Новое время» публиковало немало чисто рекламных объявлений. Начиная с 20 июня и до 1 августа газета печатает краткую рекламу самой выставки: Очерка истории российской рекламы Глава VI. Промышленные выс тавки
Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде Удешевленный проезд. Три тысячи нумеров от 2 р. в сутки. Рестораны. Театры. Находим также рекламу нижегородских ресторанов, гостиниц, различных выставочных мероприятий. Так, на первой полосе «Новое время» помещает реклам}' гостиницы «Восточный базар»: Восточный базар в Нижнем Новгороде первоклассная гостиница со 150 нумерами, расположенными по дачам в саду на гребешке откоса; сообщение элеватором и омнибусами со ст. ж. д. Останавливающиеся в гостинице пользуются бесплатным входом на концерты в ресторане, а также проездом по элеватору. Поскольку выставка находилась на довольно значительном расстоянии от столичных городов (а именно оттуда должна была приезжать просвещенная публика), то многие объявления рекламировали различные способы сообщения с Нижним Новгородом. Например, 4 июня было опубликовано следующее объявление: Поездка на Нижегородскую Всероссийскую Выставку Прогулка по Волге от Костромы до Нижнего и обратно. Отбытие из Москвы по Московско-Ярославской железной дороге в 10 ч. 20 мин. вечера особым скорым поездом до Костромы. Пересадка на пароход в Костроме в 8 ч. 30 мин. утра. Прибытие в Нижний в 10 ч. вечера на городскую пристань Зарубина. В городе на чистом воздухе имеется много благоустроенных гостиниц, сведения на пароходах и пристанях. Сообщение с выставкой по мосту электрической железной дорогой. Рекламировались и товары, выставленные в экспозиции: асфальтовый толь, резиновые буферы, фисгармонии и др. В таких объявлениях указывался номер выставочного павильона: Фабрика огнеупорного асфальтового толя В.А. Парманъ и К". Нижний, Всероссийская Выставка, Павильон № 129. Вот так, в общих чертах, освещала газета «Новое время» нижегородскую выставку. Намного больше внимания уделила выставке газета «Нижего-рцдский листок». Это крупная провинциальная газета, в 90-е гг. имела очень представительный состав корреспондентов, в газете сотрудничали Н. Гарин-Михайловский, В. Короленко, В. Ветров-Чешихин, М. Горький. Для нижегородской газеты выставка была событием первостепенной важности, поэтому и материалов о выставке в этой газете было больше, и помещались они на всех страницах, часто — на первой, но, понятно, коронационные отчеты и здесь занимали приоритетное место. Большое внимание уделялось вопросу: что даст выставка городу? Такое крупное мероприятие должно способствовать обогащению города, оставить после себя какие-либо усовершенствования. Ко дню открытия выставки в Нижнем Новгороде был построен новый мост, отремонтированы многие гостиницы и рестораны, открывались новые маршруты пароходных рейсов. Событием стало строительство нового театра, в «Нижегородском листке» была даже помещена фотография здания театра (14 мая). Фотографий в то время газеты еще не печатали, это была единственная фотография, новшество в газетном деле, поэтому под снимком располагалось пояснение: «Фотографический снимок сделан 7 мая 1896 г. Чтобы сделать современный рисунок театра в день его открытия, потребовалось целых семь дней: надо было сделать фотографический снимок, послать его в Москву, там приготовить клише и выслать его в Нижний. Поэтому на снимке театр представляется еще не совсем оконченным. В Америке газеты каждый день дают иллюстрации событий, имевших место накануне. Россия еще до этого не дошла». Очень много газетных материалов посвящено вопросам благотворительной помощи малообеспеченным посетителям публи- Очерка истории российской реклам ы Глава VI. Промышленные выставки
ки: для учителей и учительниц подготовлены дешевые комнаты, для учащихся и студентов отменена входная плата, начальник Московско-Курской и Нижегородской железной дороги полковник Н.К. Шауфус «предоставил в распоряжение Московского инженерного училища два вагона второго класса». Помимо хроники подготовительных работ и — после открытия — самого хода выставки газета вводит несколько постоянных рубрик. Это «Беглые заметки» и «Маленький фельетон», подписанные «Некто X» (псевдоним М. Горького). Здесь мы находим куда больше критических и заинтересованных замечаний о выставке, чем в «Новом времени». Это понятно — для жителей Нижнего Новгорода каждое событие выставки, каждый успех или неудача были предметны, конкретны. Автор пишет о представленных никому не нужных изобретениях — например, громоздком пианино мастера Коркина, который работал над инструментом пять лет (тогда как знаменитые Беккеры и Шредеры выпускают таких по пять в неделю) или витрине Товарищества ситцевой мануфактуры А. Гюбнера в виде гигантского черного шкафа с позолотой и зеркальными стеклами величиной с добрую дачу; обсуждает опыт заграничных фирм по организации групповых посещений выставки. В конце июня М. Горький отказывается от псевдонима «Некто X» и начинает подписывать «Беглые заметки» своим именем (которое — тоже псевдоним, но уже более привычный). Случайно или нет, но с этого момента дух критицизма в его заметках резко усиливается. М. Горький ненавидит выставку как портрет современного капиталистического общества, называет ее «город-музей, в котором собраны наши потуги и поползновения к присвоению стране нашей звания культурной страны». М. Горький обрушивается на уже знакомые нам картины М. Врубеля: во-первых, «Принцесса Греза» не отражает содержания одноименной пьесы Ростана («Так испортил М. Врубель красивый сюжет Ростана и не менее удачно он испортил былину о Микуле...»), во-вторых, М. Горькому не нравится манера живописи художника («Милисандра висит в воздухе, складки ее платья напоминают о древесных стружках, на плече не положено тени, и шея принцессы кажется неестественно, уродливо длинной. Лицо у нее пестрое от разноцветных мазков, долженствующих изображать тени, и вся она слишком воздушна и прозрачна для норманки». Обвинения очень напоминают нападки традиционной критики на первых французских импрессионистов. «О новое искусство! — восклицает автор. — Помимо недостатка истинной любви к искусству, ты грешишь еще и полным отсутствием вкуса... Что все это уродство обозначает? Нищету духа и бедность воображения? Оскудение идеализма и упадок вкуса? Или простое оригинальничанье человека, знающего, что для того, чтобы быть известным, у него не хватает таланта, и вот ради приобретения известности творящего скандалы в живописи?») Находятся защитники нового искусства, некто А. Карелин и Дедлов, которые оспаривают оценки М. Горького; завязывается полемика, и М. Горький еще не раз возвращается к этой теме, и в последующих «Беглых заметках» достается уже не только М. Врубелю, но и К. Бальмонту, и Д. Мережковскому, и 3. Гиппиус (их искусство М. Горький называет «пляской святого Витта в поэзии и живописи», высказывает свой взгляд на задачи искусства: «Роль искусства — педагогическая... Жизнь требует света, ясности и нимало не нуждается в туманных и некрасивых картинах и в нервозно-болезненных стихах, лишенных всякого социологического значения»). Критика М. Горького в адрес выставки часто неосновательна, брюзглива, он ищет повод высказать свое негативное отношение к современным порядкам, и порой этот повод оказывается «притянутым за уши». Так, рассказывая о павильоне Нобеля, где была представлена экспозиция нефтяных промыслов в Баку, М. Горький упоминает о панораме г. Баку, выполненной художником Шильде-ром. Панорама очень красива, она пользуется успехом, около нее постоянно толпится народ. «.Панорама вызывает всеобщий восторг своим художественным и реальным исполнением», — признает автор. Однако упоминание о панораме кажется ему достаточным поводом, чтобы переключиться на критику условий жизни рабочего класса в этом нефтяном регионе: «А как скверно живется людя.и в этой Калифорнии Нобелей и Ротшильдов! Как антисанитарен и классически грязен этот город». Конечно, бывала и основательная, серьезная критика. М. Горький возмущался засильем иностранцев в русской промышленности. Эту мысль он высказал «Беглых заметках» от 17 августа. А мысль
132__________________________________ Очерки истории российской рекламы об убыточности нижегородской выставки (в отличие от всемирных выставок) была повторена им неоднократно. Всего 106 публикаций о выставке было сделано М. Горьким в газетах «Нижегородский листок» и «Волжский вестник» (Казань). И еще одна выставочная публикация заслуживает внимания, так как она рассматривает серьезную социальную проблему: на выставке, с ее театрами и концертами знаменитых оркестров, в циклодромом (т. е. велотреком) и воздухоплавательным парком, где ежедневно посетители совершали подъемы на воздушном шаре, не было развлечений для народа. Об этом пишет в фельетоне «На выставке» (1 сентября) Н. Гарин. При этом тон фельетона — вполне позитивный, автора многое восхищает и радует, но в то же время он отмечает дороговизну нашего заводского дела и отсюда дороговизну отечественной продукции, отмечает недостаточность вложений в сельское хозяйство, а под конец с горечью пишет о том, что народ-труженик на выставке — чужой: «Для народа развлечений нет. Не привык наш народ развлекаться. Попробовало было на Ходынке, отдавило себе хвост и опять уползло страшное неведомое чудовище назад в свои темные дебри вечного труда». Разумеется, в период работы выставки «Нижегородский листок» публиковал огромное количество рекламы гостиниц, ресторанов, концертов, спектаклей, пароходных прогулок и прочих развлечений. Иногда это были очень детальные описания, как, например реклама завтраков ресторана при гостинице «Франция»: 1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде. 1896 г. Большой первоклассный ресторан при гостинице «Франция» М.А. Поповой и В.И. Смельницкого Завтраки от 10 до 2 ч. — из 2-х блюд на выбор 50 коп. и одно блюдо 35 коп. - завтрак на 11 мая — из 2-х блюд на выбор 50 коп. — от 10 и до 2 ч. — суп-пюре из дичи или консоме — антрекот провансаль — язык с горошком — котлеты бараньи с картофелем
Глава VI. Промышленные выстав ки — каплун в эстрагоне — лещ с кашей — томат офянзерб — рябчик жареный известного ресторатора А.П. Крылова В ресторане имеется 32 роскошно обставленных отдельных кабинета. Электрическое освещение. Телефон № 547-й. (11 мая, 12 мая) Как видим, в обсуждении вопросов, порожденных выставкой, принимают участие не только журналисты, но и ученые, писатели, инженеры, философы. Сами формы подачи выставочных материалов представляет собой великое многообразие: это хроника выставочных событий, начиная с ранних сроков ее подготовки и заканчивая итогами далеко после дня закрытия, информационные заметки, фельетоны и серии фельетонов, научные статьи, отчеты со съездов, статьи по истории края, истории ярмарок, истории торговых фирм, материалы репортажного характера. Помимо хроники событий газеты помещают много материалов аналитического и критического характера. Газеты печатают рекламу как самой выставки, так и выставочных событий — концертов, спектаклей, пароходных прогулок и т. п.; огромно в этот период количество рекламных объявлений со стороны гостиниц и ресторанов. Многообразны также типы выставочных изданий: выставка имеет свою ежедневную газет}', путеводители на разных языках, планы, фотографический альбом участников выставки, множество брошюр и каталогов. Основная литература: ЛачаеваМ.Ю. «Приглашается вся Россия...» М, 1997. Мезенин В.К. Парад всемирных выставок. М., 1990. ЛИТЕРАТУРА 1. Бабурина Н. Русский плакат. Вторая половина XIX—начало XX в. 2. БохановА. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец 3. Бутенко В. Краткий очерк истории русской торговли. СПб., 1994. 4. Дигамма. Зло всей прессы. СПб, 1904. 5. Засосов В., Пызин В. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. 6. Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М., 7. Корнилов Л., Фильчикова Н. От глашатая до неона. М, 1978. 8. Лачаева М. «Приглашается вся Россия...» М., 1997. 9. Макашина Л. Русская реклама. Отечественная практика.(1703-
10. Мезенин В. Парад всемирных выставок. М., 1990. 11. Митина И., Жарова Л. Становление современной цивилизации. 12. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселе 13. Никитин А. Задачи Петербурга. СПб., 1904. 14. Николаев И.К. К вопросу о газетных публикациях. М., 1907. 15. Очерки русской культуры XIX в. М., 1998. 16. ПовелихинаА., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и худож 17. Пыляев М. Старый Петербург. СПб., 1889. 18. Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. М., 1881. 19. Сляднева О. Самореклама российских монархов XVIII в. // РК- 20. Сляднева О. Отечественная реклама: Типологические характе 21. Сляднева О. Реклама на страницах первых российских газет // 22. Сляднева О. Принципы редакторской и рекламной практики 23. Уперов В. Реклама — ее сущность, значение, историческое раз 24. УченоваВ., Старых И. История рекламы. Детство и отрочество. 25. УченоваВ., Старых Н. История рекламы, или метаморфозы рек 26. Ущиповский С. История рекламы. Владивосток, 2000. 27. ФолиДж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1995. 28. Чередниченко С. История и теория рекламы. М., 1992. ОГЛАВЛЕНИЕ История рекламы вчера и сегодня........................................... 3 Глава I. Знаковые системы и реклама..................................... 7 Глава II. Ранние формы рекламы в России............................ 16 Глава III. Реклама в газетах и журналах ХVШ-ХIХ вв.......... 32 Реклама в первых российских газетах.................................................... 32 Газетно-журнальная реклама во второй половине XVIII века......... 46 Газетно-журнальная реклама в XIX в...................................................... 59 Глава IV. Возникновение косвенной рекламы............................................ 76 Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат.................................................................. 91 Вывеска............................................................................................................ 91 Художественная печатная афиша. Плакат....................................... 104 Уличная реклама. Конец Х1Х в................................................................ 112 Глава VI. Промышленные выставки............................................................ 117 Из истории всемирных промышленных выставок............................ 119 Всероссийские промышленные выставки........................................... 120 Губернские выставки................................................................................. 123 Промышленные выставки и пресса....................................................... 124 Литература.......................................................................................................... 134
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |