Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории всемирных промышленных выставок




Выставки ведут свою историю с XVIII в. из Европы. Первая выставка состоялась во Франции в 1757 г. На ней экспонировались только предметы роскоши и произведения искусства; зрителями, соответственно, были придворные и аристократия. Идея выставки была расширена на первой выставке в Великобритании: в 1761 г. в Лондоне наряду с предметами роскоши и искусства демонстрирова­лись сельскохозяйственные машины, а еще через несколько лет — ткацкие и прядильные машины (Лондон, 1767). Но все же это были выставки для состоятельной публики, народ туда не допускали, и лишь в год Великой Французской революции — 1791 — выставка в Париже была открыта для всех желающих. Это демократическое нововведение укрепила выставка 1798 г., которую открыл Наполе­он Бонапарт и, кстати, отметил значение показов для развития на­циональной индустрии и определил основной целью выставки со­действие развитию отечественной промышленности. Так зароди­лись национальные промышленные выставки в Европе.

Идея всемирной выставки оформилась к середине XIX в. под влиянием роста международных экономических, научно-техничес­ких и технических связей. Значение всемирных промышленных выставок в период промышленной революции в Европе переоце­нить трудно: выставка не просто знакомила страны друг с другом, но и способствовала установлению научных и коммерческих кон­тактов, обостряла международную конкуренцию, на выставках со­вершались сделки, покупались патенты. Кроме того, выставка по­пуляризировала последние изобретения и открытия. Так, на пер­вой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. зрители впервые уви­дели первую паровую машину Уатта и Болтона для океанских па­роходов и швейную машинку «Зингер», в 1855 г.(Париж) — алю­миний, в 1876 г.(Филадельфия) — пишущую машинку и изобре­тенный А. Беллом телефон, в 1900 г. (Париж) была впервые проде­монстрирована главная ветвь парижского метро от Ьа Ройе с!е Д/епсеппез до Ьа Ройе ОаирЫпе и т. д. Наверное, любопытно будет узнать, что русская деревянная матрешка впервые предстала миру



Гла ва VI. Промышленные выставки



 


на выставке 1900 г. и за оригинальность формы и своеобразную роспись была удостоена золотой медали.

Первая Всемирная выставка прошла в Лондоне в 1851 г., ее девизом были слова: «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества». Выставка имела большой научный, технический и культурный резонанс, по­сетителями ее были не только праздные зрители, но в значительной части инженеры, фабриканты, заводчики, ученые, которые перени­мали прогрессивные технологии, опыт работы, знакомились с пос­ледними достижениями мировой науки.

Россия приняла участие в первой же всемирной выставке. Что представила Россия на выставку? Сукно, шерсть, парчу, шелк (шелк фабриканта Кондрашева был отмечен премией), удивили дешевиз­ной оренбургские платки — и были проданы в первый же день пос­ле закрытия выставки, тагильские медь и железо были отмечены медалями второй степени. Больше всего зрителей Лондонской выс­тавки поразили малахитовые изделия фабрики Демидовых. За мала­хитовые изделия фабрика была удостоена высшей награды выстав­ки. Всего в первой Всемирной выставке участвовало 365 экспонатов из России, из них 3 были удостоены высших медалей, 60 — медалей второй степени и 67 — похвальных отзывов. И далее, в течение все­го XIX века, Россия, хотя значительно отставала от Европы в эконо­мическом развитии, принимала постоянное участие во всемирных выставках (не участвовала лишь в парижской выставке 1855 г., пото­му что была занята Крымской войной, которую вела практически против всей Европы, и в первую очередь против Франции).

Всероссийские промышленные выставки

Теперь обратимся к выставкам национальным, то есть всерос­сийским. Они ведут свою историю с 1829 г.: тогда в Петербурге была открыта первая Российская мануфактурная выставка. В пос­ледующие 20 лет в России состоялось целых 10 выставок (то есть каждые два года!), потом они проводились несколько реже. Всего в


XIX в. прошло 17 всероссийских промышленных выставок. Они
проходили в столичных городах — Петербурге, Москве и Варша­
ве. Лишь одна, но самая значительная, итоговая, последняя выс­
тавка XIX в. была организована в провинции — это выставка 1896
г. в Нижнем Новгороде. Ей суждено было стать последней полно­
ценной промышленной выставкой досоветской России; в начале

XX столетия в моду вошли художественные и кустарно-ремеслен­
ные выставки, они заняли первые пятнадцать лет нового века, так
что последняя промышленная выставка состоялась уже при Совет­
ской власти летом 1918г.; она имела статус первой выставки ВСНХ.
Однако есть основания считать ее последней досоветской, так как
ее подготовка началась еще в 1915 г., из-за войны затянулась и смогла
открыться лишь в 1918-м.

Вернемся к началу выставочного движения в России. Первая выставка открылась 15 мая 1829 г. в Санкт-Петербурге, в залах нового биржевого пакгауза (здание рядом с Биржей на Стрелке Васильевского острова). Выставка называлась мануфактурной, и действительно экспозиция ее состояла из образцов шелковых и шерстяных тканей, шалей, однако были представлены и «различ­ные общеупотребительные изделия, как-то гвозди, канаты, стеклянная и глиняная посуда, ибо важнее роскоши вещи общеполезные по самой дешевой цене», писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» (1829, 22 июня, №69).

Вторая выставка состоялась в Москве в 1831 г., количество экспонатов в полтора раза превосходило количество экспонатов предыдущей выставки. Эта выставка породила новый для России тип выставочного издания — брошюру, содержавшую размышле­ния о выставке. Ее написал писатель-издатель Сергей Глинка, на­зывалась она «Мысли по случаю выставки в Москве изделий рус­ской отечественной промышленности». В дальнейшем подобные издания часто сопровождали российские выставки. Перечислим не­сколько таких изданий: «Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года» М.Я. Китта-ры, «Всероссийская мануфактурная выставка в промышленном отношении» К.А.Скальковского (1870), «С Нижегородской выстав-



Очерки истории российск ой рекламы


Глава VI. Промышленные выставки



 


ки» профессора В.А. Тихомирова (1896) и др. А в середине века появился еще одни тип выставочного издания — выставочная газе­та. Это было периодическое издание, оно выходило в течение дей­ствия выставки (а выставки к концу века длились по 3-4 месяца). Как правило, выставочные газеты были ежедневными, на них от­крывалась подписка, назывались они без изысков: «Российская мануфактурная выставка 1870 года» (редактор И. А. Арсеньев), «Из­вестия Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новго­роде» (редактор Н.А. Мейнгарц). Помимо этих типов изданий выс­тавки породили различного рода указатели, каталоги, путеводите­ли, альбомы, справочники. С появлением фотографии в конце века вошли в обиход альбомы с фотографиями участников выставки. То есть промышленные выставки послужили к созданию совершенно новых для России типов периодических и непериодических, ин­формационных и рекламных изданий.

Мануфактурные (так они назывались до 1870 г.) выставки про­ходили достаточно регулярно, совершенствуясь и расширяясь. Са­мые многочисленные экспозиции за всю историю XIX в. предста­вили выставки 1861 и 1865 гг. — соответственно 48871 и 56398 экспонатов (для сравнения: на первой выставке 1829 г. было пред­ставлено 346 экспонатов).

Всероссийские выставки постепенно «обрастали» различны­ми культурными мероприятиями: лучшие российские театры при­возили сюда свои спектакли, симфонические оркестры, хоры, ка­пеллы стремились выступить на выставке, издатели бились за пра­во выпускать путеводители и бюллетени. Это и понятно: на выс­тавки собиралась буквально вся Россия; посетителями выставок были представители царской фамилии, министры, посланники, промышленники, ученые, инженеры, то есть наиболее образован­ная публика. Постепенно сложилась традиция приурочивать к вы­ставкам показ лучших работ российских живописцев, и с 1870 г. выставки обретают новое название — Всероссийские художествен­но-промышленные выставки.


Губернские выставки

С 1837 г. указом Николая I в России были введены выставки еще более мелкого ранга — губернские. Они должны были пред­ставить достижения всех отраслей деятельности в масштабе губер­нии. Подготовку и проведение такой выставки в Вятке в «Былом и думах» (Ч. II, гл. XVIII) описывает А.И. Герцен (он отбывал там в 1837 г. ссылку):

«Между разными распоряжениями из Петербурга велено было в каждом губернском городе приготовить выставку всякого рода произ­ведений и изделий края и расположить ее по трем царствам природы. Это разделение по царствам очень затруднило канцелярию и даже от- I части Тюфяева (губернатора. — О.С). Чтоб не ошибиться, он решился, '■ несмотря на свое нерасположение, позвать меня на совет.

Ну, например, мед,говорил он,куда принадлежит мед? Или золоченая рама, как определить, куда она относится?

Увидя из моих ответов, что я имею удивительно точные сведения о трех царствах природы, он предложил мне заняться расположением выставки.

Пока я занимался размещением деревянной посуды и вотских наря­дов, меда и чугунных решеток, а Тюфяев продолжал брать свирепые меры для общего удовольствия «его высочества»...Он... велел мужикам по дороге быть одетыми в праздничные кафтаны, велел в городах пере­красить и перечинить тротуары. В Орлове бедная вдова, владелица не­большого дома, объявила городничему, что у нее нет денег на поправку тротуара, городничий донес губернатору. Губернатор велел у нее ра­зобрать полы (тротуары там деревянные), а буде недостанет, сделать поправку за казенный счет и взыскать потом с нее деньги, хотя бы для этого следовало продать дом с публичного торга. До продажи не дош­ло, а полы у вдовы сломали».

Далее Герцен повествует о прибытии наследника (Александ­ра Николаевича) в сопровождении В.А. Жуковского и А.А. Арсе-ньева и о посещении ими вятской выставки. (Кстати, сын А. А. Ар-сеньева — Илья Александрович Арсеньев вскоре станет довольно известной фигурой в выставочном деле и в 1870 г. будет издате­лем-редактором ежедневной газеты «Российская мануфактурная выставка 1870 года», выше упоминавшейся.)


 

 

Очерки истории российской I

Промышленные выставки и пресса

Параллельно с развитием выставочного дела шел процесс эво­люции методов освещения выставок в прессе. К концу века выс­тавки превратились в столь значительные социокультурные мероп­риятия, что ни одна уважающая себя газета не могла остаться в

стороне от выставочных событий и проблем.

Рассмотрим на примерах нескольких газет какова была пресса последней выставки девятнадцатого столетия – Нижегородской (1896). Сразу отметим, что прессу выставок составляла не толь­ко реклама, но и хроника выставочных и околовыставочных собы­тий, материалы краеведческого содержания, исторические статьи, философские рассуждения о значении выставок в России и о путях развития России, научные статьи и т. д.

За несколько недель до открытия выставки одна из самых по­пулярных и солидных газет конца XIX в. «Новое время» (издатель А.С. Суворин) начала публиковать отчеты о подготовке выставки к открытию. Надо сказать, что нижегородской выставке в смысле внимания со стороны прессы не повезло: выставка открывалась 28 мая, и эта дата была утверждена более, чем за год, а 14 мая в Мос­кве проходила коронация Николая II (предвидеть дату смерти од­ного монарха и коронации последующего невозможно) и печально знаменитая Ходынка — понятно, что для газетчиков, да и для всей России это было событие первостепенной важности, и отчеты с коронационных торжеств, описания обедов и праздничных приемов еще не один месяц будут занимать первые полосы газет, оттеснив, таким образом, даже материал об открытии выставки, на последу­ющие страницы. И все же в течение всего мая, из номера в номер мы встречаем постоянную рубрику «О Нижегородской выставке», где излагается хроника больших и малых событий выставки.

8 мая:

«Сегодня открыто движение по ярмарке электрической дороги. Во втором часу ночи на куполе павильона садоводства показался огонь; за­горелись электрические провода. Быстро прибывшими пожарниками огонь прекращен в самом начале».


 

 

Глаьа VI. Промышленные выставки

21 мая:

«Высочайше утвержденная комиссия по устройству выставки в Нижнем Новгороде выпустила в свет на русском языке «Путеводитель», охватывающий город, ярмарку и выставку. Издание это выходит одно­временно на французском, немецком и английском языках... Изложение сопровождается несколькими планами и картами в красках и иллюст­рировано массою рисунков, исполненных академиком Н.С. Самокишем и художниками Н.И. Кравченком и Э. Соколовским. Клише этих изданий I безукоризненно и художественно исполнены в типографии АС. Сувори­на»

Реклама «Путеводителя» не сходила со страниц «Нового вре­мени» до конца 1896 г., что неудивительно: ведь «Путеводитель» был издан А.С. Сувориным, издателем «Нового времени». Тексты объявлений время от времени менялись. Читателю предлагались разные варианты рекламы «Путеводителя», например, такой: «Путе­водитель дает подробную картину г. Нижнего Новгорода, с его дос­топримечательностями и его ярмаркой, и последовательное описание I выставки 1896 года по отделам. В справочной части собраны сведения, I необходимые для туриста, маршруты железных дорог и пароходов, спи-, сок гостиниц, таксы и т. п. Цена в изящной папке 60 коп. Склад издания 1 в книжных магазинах «Нового времени».

4 мая:

«Администрация выставки в Н.Н. предоставила устройство бюро печати, бесплатной читальни русских и иностранных газет и выставки русской периодической печати центральной конторе объявлений Л. и Э. Метцель и К", которая устраивала уже такую читальню на Всерос­сийской выставке 1882 г. в Москве».

И так каждый день, редко по одному, чаще — по нескольку сообщений. Подробно обсуждено расписание поездов из Москвы и Петербурга, предстоящие посещения выставки министрами (глав­ной фигурой, конечно, был министр финансов СЮ. Витте), инос­транными делегациями. День открытия выставки описан достаточ­но подробно: и поднятие флага, и крестный ход, и выступление с речью министра финансов, и прибытие китайского посольства, принца Люксембургского, Баварского посланника... То есть харак­тер освещения — отчетный, еще не репортажный. Короткие и не очень короткие сообщения, собранные под одной рубрикой. В те­чение июня — каждый день, в июле — реже.



Очерки истории российской рекламы


Гл ава VI. П р омышленные выста вки



 


Рассуждения же об организации выставки, о качестве экспо­натов, о проблемах выставочного дела мы находим в фельетонах, которые из номера в номер идут под названием «Нижегородские, впечатления» и подписаны Old Gantleman. Автор то восхищается просветительской мощью выставки, пишет «Выставкачто.моло­дой лес: такая частая, свежая, сильная и так же растет день ото дня. Не стыжусь сознаться: я чувствую себя сейчас снова на школь­ной скамье...», то корит администрацию выставки за недостаток рекламы — по этой причине, считает он, нет большого наплыва публики (первая причина — коронация: люди и поистратились, и утомились). «Администрация, видимо, предполагала, что сложные и грандиозные цели выставки сами по себе потянут в Нижний русское общество. Поэтому в то время как Берлин и Буда-Пешт раскричали на весь мир о своих выставках, наша началась как-то втихомолку».

Надо отметить, что хвалебные фельетоны «Новое время» по­мещало, как правило, на первой полосе, критические — на тре­тьей. Такова была редакционная политика.

В одном из фельетонов «старого джентльмена» речь идет о драматической истории, которая разыгралась вокруг двух картин М. Врубеля, представленных на выставку, — «Принцесса Греза» и «Микула». Выставочный комитет, воспитанный на эстетике реали­стического искусства, отверг обе картины. Тогда известный меце­нат Савва Мамонтов построил специально для Врубеля отдельный павильон, где выставил отвергнутые полотна. В ходе выставки по­чти все пишущие о ней непременно касались этого сюжета, и по­чти все считали долгом бросить камень в художника. Вот что пи­шет наш «старый джентльмен»:

4 июня:

«...Месяц назад, рассматривая его панно «Принцесса Греза» в Зда­нии Художественного отдела, я расхохотался: как это было наивно, не­складно и дико. Расхохотались и окружающие. Оказывается хохотала и вся выставочная администрация всякий раз, глядя на это панно, а за­тем, справедливо рассудив, что выставка создана для поучения, а не для хохота, распорядилась убрать Принцессу Грезу».


Правда, автор замечает, что остальные картины, выставлен­ные в художественном отделе, нисколько не лучше, хотя и написа­ны в традиционной манере.

Свое мнение о выставке высказывает на страницах «Нового времени» Д.И. Менделеев — в статье «Впечатления всероссийс­кой выставки в Нижнем Новгороде».

Еще одна серия статей о выставках называется «Россия под Нижним Новгородом». Это аналитические статьи, где обсуждают­ся не только текущие события выставки, но и вопросы развития различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, воп­росы огбора экспонатов. Так, в номере от 25 июня («Россия под Н.Н.» — «Нечто о машинах») речь идет о засилии иностранцев в отрасли машиностроения, о том, что русские машины в большин­стве своем сделаны иностранцами —- Перье, Раузером, Фугезан-дом, Лепнером, Борманом, и в заключение говорится: «Дай Бог сле­дующей выставке, по отделу машин, представить не столь отрад­ную картину для немецкого сердца». А в номере от 28 июня обсуж­дается целесообразность показа «страшных» экспонатов: «...Кол­лекция зубного дантиста Хрущева, подобравшего такой ассортимент ужасов, все на лице и во рту, что посмотришь, плюнешь и уйдешь» или «Столь же напрасно выставил Красный Крест и свою коллекцию чере­пов и костей, пробитых пулями».

Разумеется, подробно освещено в газете посещение выставки Их Величествами 20 июля, смотр Нижегородского гарнизона, обед, спектакль Малого театра. Кстати сказать, экскурсоводами царской четы на выставке были писатель В. Григорович и художник А. Бе-нуа. Это говорит о том, что представители различных сфер культу­ры и науки участвовали в работе выставки.

В период работы выставки «Новое время» несколько раз пуб­ликует огромные материалы на темы истории Нижнего Новгорода и Поволжья.

«Новое время» публиковало немало чисто рекламных объяв­лений. Начиная с 20 июня и до 1 августа газета печатает краткую рекламу самой выставки:



Очерка истории российской рекламы


Глава VI. Промышленные выс тавки



 


Всероссийская промышленная и художественная

выставка

в Нижнем Новгороде

Удешевленный проезд.

Три тысячи нумеров от 2 р. в сутки.

Рестораны. Театры.

Находим также рекламу нижегородских ресторанов, гостиниц, различных выставочных мероприятий. Так, на первой полосе «Но­вое время» помещает реклам}' гостиницы «Восточный базар»:

Восточный базар

в Нижнем Новгороде

первоклассная гостиница со 150 нумерами, расположенными по дачам

в саду на гребешке откоса;

сообщение элеватором и омнибусами со ст. ж. д. Останавливающиеся в гостинице пользуются бесплатным входом на

концерты в ресторане, а также проездом по элеватору. Поскольку выставка находилась на довольно значительном рас­стоянии от столичных городов (а именно оттуда должна была при­езжать просвещенная публика), то многие объявления рекламиро­вали различные способы сообщения с Нижним Новгородом. На­пример, 4 июня было опубликовано следующее объявление:

Поездка на Нижегородскую Всероссийскую

Выставку

Прогулка по Волге от Костромы до Нижнего и обратно.

Отбытие из Москвы по Московско-Ярославской железной

дороге в 10 ч. 20 мин. вечера особым скорым поездом до Костромы.

Пересадка на пароход в Костроме в 8 ч. 30 мин. утра. Прибытие в

Нижний в 10 ч. вечера на городскую пристань Зарубина. В городе на чистом воздухе имеется много благоустроенных гостиниц, сведения на пароходах и пристанях. Сообщение с

выставкой по мосту электрической железной дорогой. Рекламировались и товары, выставленные в экспозиции: ас­фальтовый толь, резиновые буферы, фисгармонии и др. В таких объявлениях указывался номер выставочного павильона:


Фабрика огнеупорного

асфальтового толя

В.А. Парманъ и К".

Нижний, Всероссийская Выставка,

Павильон № 129.

Вот так, в общих чертах, освещала газета «Новое время» ни­жегородскую выставку.

Намного больше внимания уделила выставке газета «Нижего-рцдский листок». Это крупная провинциальная газета, в 90-е гг. имела очень представительный состав корреспондентов, в газете сотрудничали Н. Гарин-Михайловский, В. Короленко, В. Ветров-Чешихин, М. Горький.

Для нижегородской газеты выставка была событием перво­степенной важности, поэтому и материалов о выставке в этой газе­те было больше, и помещались они на всех страницах, часто — на первой, но, понятно, коронационные отчеты и здесь занимали при­оритетное место. Большое внимание уделялось вопросу: что даст выставка городу? Такое крупное мероприятие должно способство­вать обогащению города, оставить после себя какие-либо усовер­шенствования. Ко дню открытия выставки в Нижнем Новгороде был построен новый мост, отремонтированы многие гостиницы и рестораны, открывались новые маршруты пароходных рейсов. Со­бытием стало строительство нового театра, в «Нижегородском ли­стке» была даже помещена фотография здания театра (14 мая). Фотографий в то время газеты еще не печатали, это была един­ственная фотография, новшество в газетном деле, поэтому под снимком располагалось пояснение:

«Фотографический снимок сделан 7 мая 1896 г. Чтобы сделать современный рисунок театра в день его открытия, потребовалось це­лых семь дней: надо было сделать фотографический снимок, послать его в Москву, там приготовить клише и выслать его в Нижний. Поэто­му на снимке театр представляется еще не совсем оконченным. В Аме­рике газеты каждый день дают иллюстрации событий, имевших место накануне. Россия еще до этого не дошла».

Очень много газетных материалов посвящено вопросам бла­готворительной помощи малообеспеченным посетителям публи-



Очерка истории российской реклам ы


Глава VI. Промышленные выставки



 


ки: для учителей и учительниц подготовлены дешевые комнаты, для учащихся и студентов отменена входная плата, начальник Мос­ковско-Курской и Нижегородской железной дороги полковник Н.К. Шауфус «предоставил в распоряжение Московского инженер­ного училища два вагона второго класса».

Помимо хроники подготовительных работ и — после откры­тия — самого хода выставки газета вводит несколько постоянных рубрик. Это «Беглые заметки» и «Маленький фельетон», подпи­санные «Некто X» (псевдоним М. Горького). Здесь мы находим куда больше критических и заинтересованных замечаний о выставке, чем в «Новом времени». Это понятно — для жителей Нижнего Нов­города каждое событие выставки, каждый успех или неудача были предметны, конкретны. Автор пишет о представленных никому не нужных изобретениях — например, громоздком пианино мастера Коркина, который работал над инструментом пять лет (тогда как знаменитые Беккеры и Шредеры выпускают таких по пять в неде­лю) или витрине Товарищества ситцевой мануфактуры А. Гюбне­ра в виде гигантского черного шкафа с позолотой и зеркальными стеклами величиной с добрую дачу; обсуждает опыт заграничных фирм по организации групповых посещений выставки.

В конце июня М. Горький отказывается от псевдонима «Не­кто X» и начинает подписывать «Беглые заметки» своим именем (которое — тоже псевдоним, но уже более привычный). Случайно или нет, но с этого момента дух критицизма в его заметках резко усиливается. М. Горький ненавидит выставку как портрет совре­менного капиталистического общества, называет ее «город-музей, в котором собраны наши потуги и поползновения к присвоению стране нашей звания культурной страны». М. Горький обрушивается на уже знакомые нам картины М. Врубеля: во-первых, «Принцесса Греза» не отражает содержания одноименной пьесы Ростана («Так испор­тил М. Врубель красивый сюжет Ростана и не менее удачно он испор­тил былину о Микуле...»), во-вторых, М. Горькому не нравится мане­ра живописи художника («Милисандра висит в воздухе, складки ее пла­тья напоминают о древесных стружках, на плече не положено тени, и шея принцессы кажется неестественно, уродливо длинной. Лицо у нее пестрое от разноцветных мазков, долженствующих изображать тени,


и вся она слишком воздушна и прозрачна для норманки». Обвинения очень напоминают нападки традиционной критики на первых фран­цузских импрессионистов. «О новое искусство! — восклицает автор. — Помимо недостатка истинной любви к искусству, ты грешишь еще и полным отсутствием вкуса... Что все это уродство обозначает? Ни­щету духа и бедность воображения? Оскудение идеализма и упадок вку­са? Или простое оригинальничанье человека, знающего, что для того, чтобы быть известным, у него не хватает таланта, и вот ради приоб­ретения известности творящего скандалы в живописи?») Находятся защитники нового искусства, некто А. Карелин и Дедлов, которые оспаривают оценки М. Горького; завязывается полемика, и М. Горь­кий еще не раз возвращается к этой теме, и в последующих «Бег­лых заметках» достается уже не только М. Врубелю, но и К. Баль­монту, и Д. Мережковскому, и 3. Гиппиус (их искусство М. Горь­кий называет «пляской святого Витта в поэзии и живописи», выс­казывает свой взгляд на задачи искусства: «Роль искусствапеда­гогическая... Жизнь требует света, ясности и нимало не нуждается в туманных и некрасивых картинах и в нервозно-болезненных стихах, ли­шенных всякого социологического значения»).

Критика М. Горького в адрес выставки часто неосновательна, брюзглива, он ищет повод высказать свое негативное отношение к современным порядкам, и порой этот повод оказывается «притя­нутым за уши». Так, рассказывая о павильоне Нобеля, где была представлена экспозиция нефтяных промыслов в Баку, М. Горький упоминает о панораме г. Баку, выполненной художником Шильде-ром. Панорама очень красива, она пользуется успехом, около нее постоянно толпится народ. «.Панорама вызывает всеобщий восторг своим художественным и реальным исполнением», — признает автор. Однако упоминание о панораме кажется ему достаточным пово­дом, чтобы переключиться на критику условий жизни рабочего класса в этом нефтяном регионе: «А как скверно живется людя.и в этой Калифорнии Нобелей и Ротшильдов! Как антисанитарен и клас­сически грязен этот город».

Конечно, бывала и основательная, серьезная критика. М. Горь­кий возмущался засильем иностранцев в русской промышленнос­ти. Эту мысль он высказал «Беглых заметках» от 17 августа. А мысль


 


 


132__________________________________ Очерки истории российской рекламы

об убыточности нижегородской выставки (в отличие от всемирных выставок) была повторена им неоднократно.

Всего 106 публикаций о выставке было сделано М. Горьким в газетах «Нижегородский листок» и «Волжский вестник» (Казань). И еще одна выставочная публикация заслуживает внимания, так как она рассматривает серьезную социальную проблему: на выставке, с ее театрами и концертами знаменитых оркестров, в циклодромом (т. е. велотреком) и воздухоплавательным парком, где ежедневно посетители совершали подъемы на воздушном шаре, не было развлечений для народа. Об этом пишет в фельетоне «На вы­ставке» (1 сентября) Н. Гарин. При этом тон фельетона — вполне позитивный, автора многое восхищает и радует, но в то же время он отмечает дороговизну нашего заводского дела и отсюда дорого­визну отечественной продукции, отмечает недостаточность вложе­ний в сельское хозяйство, а под конец с горечью пишет о том, что народ-труженик на выставке — чужой: «Для народа развлечений нет. Не привык наш народ развлекаться. Попробовало было на Ходынке, от­давило себе хвост и опять уползло страшное неведомое чудовище назад в свои темные дебри вечного труда».

Разумеется, в период работы выставки «Нижегородский лис­ток» публиковал огромное количество рекламы гостиниц, рестора­нов, концертов, спектаклей, пароходных прогулок и прочих раз­влечений. Иногда это были очень детальные описания, как, напри­мер реклама завтраков ресторана при гостинице «Франция»: 1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде. 1896 г. Большой первоклассный ресторан

при гостинице «Франция» М.А. Поповой и В.И. Смельницкого

Завтраки от 10 до 2 ч.из 2-х блюд на выбор 50 коп. и одно блюдо 35 коп. -

завтрак на 11 мая

из 2-х блюд на выбор 50 коп.от 10 и до 2 ч.

суп-пюре из дичи или консоме

антрекот провансаль

язык с горошкомкотлеты бараньи с картофелем


 

 

Глава VI. Промышленные выстав ки

каплун в эстрагонелещ с кашей

томат офянзерб

рябчик жареный
Кухня находится под наблюдением

известного ресторатора А.П. Крылова

В ресторане имеется 32 роскошно обставленных отдельных

кабинета. Электрическое освещение. Телефон № 547-й.

(11 мая, 12 мая)

Как видим, в обсуждении вопросов, порожденных выставкой, принимают участие не только журналисты, но и ученые, писате­ли, инженеры, философы. Сами формы подачи выставочных мате­риалов представляет собой великое многообразие: это хроника выставочных событий, начиная с ранних сроков ее подготовки и заканчивая итогами далеко после дня закрытия, информационные заметки, фельетоны и серии фельетонов, научные статьи, отчеты со съездов, статьи по истории края, истории ярмарок, истории тор­говых фирм, материалы репортажного характера. Помимо хрони­ки событий газеты помещают много материалов аналитического и критического характера. Газеты печатают рекламу как самой выс­тавки, так и выставочных событий — концертов, спектаклей, паро­ходных прогулок и т. п.; огромно в этот период количество реклам­ных объявлений со стороны гостиниц и ресторанов.

Многообразны также типы выставочных изданий: выставка имеет свою ежедневную газет}', путеводители на разных языках, планы, фотографический альбом участников выставки, множество брошюр и каталогов.

Основная литература:

ЛачаеваМ.Ю. «Приглашается вся Россия...» М, 1997. Мезенин В.К. Парад всемирных выставок. М., 1990.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бабурина Н. Русский плакат. Вторая половина XIX—начало XX в.
Л., 1988.

2. БохановА. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец
XIX — 1914 г. М., 1984.

3. Бутенко В. Краткий очерк истории русской торговли. СПб., 1994.

4. Дигамма. Зло всей прессы. СПб, 1904.

5. Засосов В., Пызин В. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов.
Записки очевидцев. Л., 1991.

6. Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М.,
1990.

7. Корнилов Л., Фильчикова Н. От глашатая до неона. М, 1978.

8. Лачаева М. «Приглашается вся Россия...» М., 1997.

9. Макашина Л. Русская реклама. Отечественная практика.(1703-
1918). Екатеринбург, 1995.

 

10. Мезенин В. Парад всемирных выставок. М., 1990.

11. Митина И., Жарова Л. Становление современной цивилизации.
М., 1995.

12. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселе­
ния и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1988.


13. Никитин А. Задачи Петербурга. СПб., 1904.

14. Николаев И.К. К вопросу о газетных публикациях. М., 1907.

15. Очерки русской культуры XIX в. М., 1998.

16. ПовелихинаА., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и худож­
ники авангарда. Л., 1991.

17. Пыляев М. Старый Петербург. СПб., 1889.

18. Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. М., 1881.

19. Сляднева О. Самореклама российских монархов XVIII в. // РК-
диалог, 1997. № 1.С. 11-13.

20. Сляднева О. Отечественная реклама: Типологические характе­
ристики. Из истории российской рекламы // Реклама и связи с обществен­
ностью: теория и методика профессионального творчества. Ч. 1. СПб.,
1998. С. 3-46.

21. Сляднева О. Реклама на страницах первых российских газет //
Вестник СПбГУ, 1998. Сер. 2, Вып. 1. С. 99-104.

22. Сляднева О. Принципы редакторской и рекламной практики
Фаддея Булгарина // Вестник СПбГУ, 1999. Сер. 2. Вып. 3. С. 72-77.

23. Уперов В. Реклама — ее сущность, значение, историческое раз­
витие и психологические основы. Л., 1932.

24. УченоваВ., Старых И. История рекламы. Детство и отрочество.
М., 1994.

25. УченоваВ., Старых Н. История рекламы, или метаморфозы рек­
ламного образа. М., 2000.

26. Ущиповский С. История рекламы. Владивосток, 2000.

27. ФолиДж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1995.

28. Чередниченко С. История и теория рекламы. М., 1992.


ОГЛАВЛЕНИЕ

История рекламы вчера и сегодня........................................... 3

Глава I. Знаковые системы и реклама..................................... 7

Глава II. Ранние формы рекламы в России............................ 16

Глава III. Реклама в газетах и журналах ХVШ-ХIХ вв.......... 32

Реклама в первых российских газетах.................................................... 32

Газетно-журнальная реклама во второй половине XVIII века......... 46

Газетно-журнальная реклама в XIX в...................................................... 59

Глава IV. Возникновение косвенной рекламы............................................ 76

Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат.................................................................. 91

Вывеска............................................................................................................ 91

Художественная печатная афиша. Плакат....................................... 104

Уличная реклама. Конец Х1Х в................................................................ 112

Глава VI. Промышленные выставки............................................................ 117

Из истории всемирных промышленных выставок............................ 119

Всероссийские промышленные выставки........................................... 120

Губернские выставки................................................................................. 123

Промышленные выставки и пресса....................................................... 124

Литература.......................................................................................................... 134





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.