Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированию. Методика обучения логическому




Методика обучения логическому

Тематический план курса «Основы объектно-ориентированного

Программирования

Объектно-ориентированного

Тематическое планирование курсов

 

Таблица 15.2

программирования» (А. Б. Кузнецов)

 

Тема учебного занятия Кол-во часов  
1. Основные сведения о технологии проектирования программ    
2. Декомпозиция    
3. Практика    
4. Уточнение элементов предметной области в виде классов и объектов    
5. Разработка механизмов взаимодействия классов и объектов    
6. Практика    
7. КИТ проектирования программ (контрольная работа)    
8. Структура интерфейсной части описания класса на языке программирования Турбо Паскаль. Инкапсуляция    
9. Описание взаимодействия объектов. Доступ к полям и методам класса    
10. Практика  
11. Наследование. Иерархия классов  
12. Практика  
13. Наследование и полиморфизм  
14. Практика  
15. Внутреннее представление  
16. Объектно-ориентированная технология проектирования программ  
17. Наследование и полиморфизм (контрольная работа)  
18. Резерв  
Всего:  

 

Таблица 15.3

Тематический план курса «Основы программирования на Delphi»

(И. П. Половина)

 

Тема учебного занятия Кол-во часов
1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования  
2. Идеология программирования под Windows  
3. Визуальная среда программирования Delphi. Инструментарий Delphi. Основные категории Delphi: свойства, события, методы  
3. Структура приложения в Delphi. Проект. Разработка сценария проекта. Файлы проекта. Описание файлов  
4. Управление компонентами при проектировании.Форма, ее свойства, события, методы  
5. Разработка и реализация простого приложения  
6. Разработка проекта  
7. Графические возможности Delphi  
Всего:  

 

Логическое программирование в качестве объекта изучения пришло в нашу школу гораздо раньше объектного. В период с 1987 по 1995 г. С.Г.Григорьевым, Е.А.Ерохиной, В.А.Кайминьгм, Н.Д.Угриновичем, А. Г. Щеголевым и другими авторами были разработаны многочисленные методические материалы по логическому программированию. Тем не менее специального пособия по организации курса логического программирования, продолжающего базовый курс информатики, пока не существует.

Поскольку иных реально доступных языков, кроме Пролога, для реализации логического программирования не существует, то этот же курс можно назвать (как часто и делают) «Язык программирования Пролог».

Способ изучения Пролога в форме профильного курса в определенной мере зависит от того, были ли прежде учащиеся знакомы с элементами Пролога в ходе изучения базового курса. Если ответ положителен, то учащиеся знакомы в общих чертах с элементами логики и схемой Пролог-программы, понятием базы знаний. В любом случае профильный курс должен содержать большую часть тем, составляющих язык Пролог, но методика их изучения должна учитывать вышесказанное обстоятельство. Как и при изучении любого языка программирования, будет правильным регулировать уровень изложения уровнем разбираемых задач.

Системы программирования, с которыми приходится работать имея дело с Прологом, могут значительно отличаться друг от друга. В этом плане выделяется Турбо Пролог, идеологические расхождения которого со стандартом языка особенно заметны. Для обучения можно рекомендовать Arity-Prolog. В любом случае изложение материала рекомендуется вести в рамках стандарта, подчеркивая особенности и различия конкретной системы программирования.

При планировании курса учитель должен исходить из отпущенных на него часов. Возможно несколько вариантов: ознакомительный 34-часовой курс, более полный 68-часовой или еще больший, носящий характер интегрированного курса (например, с классической логикой и/или математической логикой). Ниже представлены варианты такого планирования.

Далее следуют рекомендации по изучению отдельных тем (в той последовательности, в которой обычно изучают Пролог, хотя некоторые темы и допускают перестановку).

Тема «Введение в Пролог»

 

В этой теме уместно (в лекционной форме) напомнить учащимся основные принципы обработки данных в информатике. Еще раз прозвучит и будет подкреплена аргументами мысль о том, что операторная часть языков программирования, составляющая основу Паскаля, Бейсика и других языков хоть и важна, но не менее важно представление данных, подвергаемых обработке — входных, выходных и вспомогательных, используемых внутри программ. Невозможно эффективно обрабатывать информацию, не располагая разветвленными структурами данных; эффективность решения задачи во многом связана не только с операторной частью программы, но и с тем, насколько умело структурированы данные.

Тем не менее классические языки программирования требуют от программиста полностью описать, в виде цепочки операторов, порядок обработки информации. Однако это не единственный путь; уже давно реализуются попытки поручить воспроизводство логических рассуждений системной программе (т.е. с внешней стороны, самому компьютеру), а за человеком оставить лишь формулировку задания. Подведите учащихся к мысли: главная особенность языка Пролог состоит в том, что он является не столько языком для записи алгоритмов, сколько языком для описания данных и логики их обработки.

Материалы для этой темы можно найти в предисловии к большинству учебников по Прологу, а также в журнальных статьях, указанных в списке литературы. Если учащиеся уже изучали элементарное введение в Пролог в базовом курсе, то беседа эта может быть сведена к напоминанию основных принципиальных позиций и показу нескольких программ на Прологе. Если нет, то после общего разговора приводим элементарные программы на Прологе, не упоминая ни о каких формальных правилах их построения. Такие программы включают два-три факта и один вопрос, ответ на который, с точки зрения учащихся, очевиден. При этом подчеркните: очевидность ответа для человека означает, что его мозг выполнил некую (пусть и очень простую) программу. Если решать задачу на Паскале, то эту программу придется написать человеку, если же решать ее на Прологе, то сопровождающая его системная программа эту прикладную программу напишет сама. Как она это сделает — вопрос «на потом».

Еще одна важная мысль, которая прозвучит в этой теме, такова: чтобы система могла сама делать логические выводы, исходная информация должна быть чем-то большим, чем совокупность Данных. Эта информация включает связи между входящими в нее элементами. Такая информация — уже не просто данные, а элементарные знания. В связи с этим необходимо ввести элементарные представления о базе знаний, отталкиваясь от противопоставления с хорошо известным учащимся понятием базы данных. База знаний включает информацию о связях между объектами и состоит из фактов и правил, в то время как база данных ограничивается только фактами. Примеры элементарных баз знаний легко найти в Указанных в списке литературы пособиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.