КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема «Информационные ресурсы
компьютерных сетей»
Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления о том, как устроены компьютерные сети, как происходит целенаправленный поиск информации в локальных сетях и в Internet. С элементами работы в Internet учащиеся скорее всего к данному моменту уже знакомы. Однако это, как правило, отрывочные сведения, сопровождаемые неразвитыми навыками поиска информации. Начинают изучение темы с лекции о назначении компьютерных сетей и основных принципах их построения. Знакомят учащихся с понятием «компьютерная сеть» и подразделением сетей на локальные и глобальные. Надо заметить, что с появлением технологии Internet различия между теми и другими типами сетей, с точки зрения пользователя, поубавились, а функциональное сходство возросло. Если в школе есть медиацентр, то расскажите о его структуре и локальных информационных ресурсах, если его нет, то дайте общее представление о таком центре. Вопросы стратегии обмена информацией в локальных сетях также представляют безусловный интерес. Как одна машина получает пакет (файл) от другой, если линия занята? Как выстраиваются и обслуживаются очереди? Все это заслуживает обсуждения, пусть и в обзорном порядке. Затем следует переход к глобальным сетям, описание структуры и основных функций (электронная почта, телеконференции, работа с удаленными базами данных). Целесообразно уделить внимание аппаратной части обеспечения работы с глобальными сетями, рассказать о процессах модуляции-демодуляции и пояснить, почему они необходимы. Поясните учащимся принципиальную разницу между режимами работы off-line и on-line и начните осваивать первый из них. Для этого следует обучить работе с почтовой программой (типа Outlook Express), рассказать о принципах формирования персональных электронных адресов, показать, как создавать и отправлять электронные письма и как стать участником телеконференции (объяснив предварительно разницу между коммерческими и некоммерческими телеконференциями). Доступ к информации в Internet — важнейший, с практической точки зрения, вопрос данной темы. Несмотря на кажущуюся информированность об Internet, большинство учащихся не имеют истинных представлений о возможностях поиска. Расскажите о файловых архивах FTP и о том, как они устроены, о наличии и функциях «зеркал» и т.д. Кроме того, опишите основные команды работы с FTP-протоколом, обеспечивающие прием-передачу данных. Поскольку в настоящее время и в ближайшей перспективе в функциях поиска информации доминируют поисковые WWW-серверы, то другие информационные системы в школьном курсе информатики можно не рассматривать. Рассказ о «мировой паутине» и о специальном программном обеспечении — WWW-броузерах — является в прагматическом смысле центральным. Объекты рассказа — организация HTTP-протоколов, конструкция URL-запросов, интерфейс одного из популярных броузеров (скорее всего, это будет Internet Explorer). В познавательном плане учащиеся знакомятся также с принципами гипертекста и мультимедиа, используемыми в WWW. Научиться поиску информации по темам или ключевым словам с помощью поисковых машин типа Rambler и ей подобных — существенная часть практически-ориентированной деятельности при изучении данной темы. Опыт показывает, что приобретение навыков осознанного поиска контекстно-зависимой информации требует определенных усилий, тем более что в различных поисковых машинах запросы строятся по разным синтаксическим правилам. В этой деятельности может быть полезным использование имитатора поисковых машин, который позволяет отрабатывать указанные навыки с помощью локализованной программы, без подключения к Internet. В процессе обучения в данной теме чрезвычайно полезны лекционные демонстрационные устройства, позволяющие выводить изображения с экрана компьютера на большой демонстрационный экран. В качестве дополнительного материала естественно привлечь вопросы технологии создания Web-страниц. Хотя данный курс предполагается непрограммистским, элементы языка разметки гипертекстов HTML вызывают интерес и у учащихся гуманитарной ориентации. Скорее всего в данном небольшом курсе целесообразно ограничиться лишь простыми примерами создания Web-страниц. Создание максимально простой личной Web-страницы каждого учащегося было бы отличным завершением данного раздела. Кроме того, естественным продолжением темы является обсуждение того, какие новые проблемы создает Internet перед человеческим сообществом. Проблемы эти глубоки и их обсуждение Позволяет коснуться важных проблем этики, социологии, политики и т.д., что для курса гуманитарной направленности весьма важно. Содержание практической работы при изучении этой темы целесообразно свести к следующим действиям: • работа с почтовой программой и Web-броузером; • работа с поисковыми серверами; • подбор материала в WWW по заданной теме; • подготовка демонстрации собранного материала средствами PowerPoint. При этом поиск информации, подштовка демонстраций и другие работы осуществляются на базе материалов гуманитарных дисциплин, изучаемых в школе — истории, литературы и т.д. Тема «Информационные системы и базы данных»
Цель изучения данной темы — доведение до учащихся принципов построения классических информационных систем и лежащих как в их основе, так и в основе многих возможностей Internet, баз данных. Изучать эту тему можно либо начав с общих принципов функционирования информационных систем, а затем перейдя к базам данных, либо наоборот. Практически это не имеет значения. В обзорной лекции по информационным системам рассказывают о важнейших классах информационных систем: • информационно-справочных (ИС) и информационно-поисковых (ИПС) «доинтернетовских» системах; • системах, обеспечивающих автоматизацию документооборота и учета; • автоматизированных системах управления (АСУ); • автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУТП); • экспертных системах; • системах автоматизации научных исследований (АСНИ); • системах автоматизированного проектирования (САПР); • геоинформационных системах (ГИС) и т.д. Разумеется, нет ни необходимости, ни возможности детально описывать все эти системы. Первая из указанных выше групп (ИС, ИПС) в значительной мере интегрирована в Internet-технологии, об АСУ, АСУТП, САПР, АСНИ, экспертных системах достаточно дать самые общие представления на уровне функциональных схем. Тем не менее сделать это желательно, поскольку, напомним, данный курс носит в значительной мере общеобразовательный характер. Детализацией данного материала может быть, например, описание элементов автоматизированной системы управления школой. Если есть возможность углубиться в одну из указанных систем, то, по-видимому, в настоящее время целесообразнее всего ориентироваться на геоинформационные системы, переживающие пепиод бурного развития и интегрирующие в себе элементы некоторых других информационных систем. Изучение ГИС позволяет привлечь знания, полученные в курсе географии, обсудить некоторые проблемы картографии, землепользования, связать их с проблематикой собственно информатики — компьютерной графикой и базами данных. Следует учесть, что ГИС-образование в настоящее время переживает пору расцвета, регулярно выходят учебные пособия, разрабатываются многочисленные компьютерные программы. При изучении этой интересной темы встает вопрос о программной поддержке. Опыт показывает, что на данном этапе изучения наиболее целесообразно использование ГИС-имитаторов — относительно небольших программ, воспроизводящих функции ГИС, но в отличие от «тяжелых» практически-ориентированных систем легко осваиваемых и допускающих установку на школьных компьютерах. Изучение баз данных — центральная задача данной темы. Хранение и обработка информации в базах данных — универсальная методология, применяемая независимо от характера данных. В этом смысле данная тема является чрезвычайно ценной для курса информатики гуманитарной направленности. В современном базовом курсе информатики базам данных уделяется заметное место. Первое, что должен сделать учитель — проанализировать изучавшийся ранее материал по базам данных и реальное наличие у учащихся соответствующих знаний и навыков. Данная тема является в значительной мере продолжением темы «систематизация информации», в которой вводились основные модели данных, лежащие в основе построения баз данных. Отталкиваясь от этого, напоминаем учащимся устройство реляционных баз данных, базовые понятия: запись, поле, тип поля, ключ, составной ключ и т.д. Далее, следует провести разговор-напоминание о том, что такое система управления базой данных., ее основных функциях — определение данных, обработка данных, управление данными. Этот разговор не следует привязывать к конкретной СУБД для того, чтобы сформировать у учащихся общие представления о такой важной сфере прикладной информатики. Далее, перед учителем встает проблема выбора базовой СУБД Для данного курса. Если несколько лет назад выбор обычно осуществлялся (в учебных целях) в пользу dBASE-подобных систем, то в настоящее время это чаще всего наиболее широко распространенная СУБД персональных компьютеров — Access; именно такой выбор мы и рекомендуем для школьного курса. Дополнительным основанием для этого является функциональная полнота СУБД, простота интерфейса, полная интегрированность с такими популярными Программами, как Word, Excel, PowerPoint и др. Маловероятно, чтобы такая достаточно сложная программа, как Access, изучалась в базовом курсе информатики, и поэтому ей придется посвятить некоторое время. Вначале изучают пользовательский интерфейс (строка заголовка, пиктограмма системного меню, полоса меню, панель инструментов, строка состояния и т.д.). Затем переходят к основным объектам Access: таблицы, запросы, формы, отчеты. Что же касается макросов, также относящихся к основным объектам, то это материал повышенной трудности, который (равно как и модули) годится в качестве дополнительного. В данном пособии мы не будем детализировать методику изучения указанных понятий. Ее можно уточнить как с помощью специальной литературы, посвященной Access, так и анализируя, к примеру, широко распространенные пособия Н.В.Макаровой и Ю.А.Шафрина, адресованные школьникам (см. рекомендуемую ниже литературу). Необходимо предостеречь от сведения раздела курса, посвященного базам данных, к изучению лишь одной из программ-СУБД. Непременным элементом изучения должны стать принципиальные вопросы реляционного подхода, такие как нормализация данных, стратегия и методика создания однотабличных и многотабличных баз данных, связывание файлов через общие поля и т.д. Наконец немаловажно в данном случае и то, на какое содержательное наполнение будет опираться данная тема. Учитывая гуманитарный характер курса, лучше всего строить базы данных с географической, литературоведческой, исторической тематикой. В качестве дополнительного материала, если позволят время и успехи учащихся, рекомендуется создание макросов для обработки данных в базах данных. Содержание практической работы при изучении этой темы целесообразно свести к следующим действиям: • освоение (повторение) приемов работы в среде Access; • работа с готовой БД: поиск, сортировка, редактирование, подготовка отчетов; • разработка проекта БД по данной теме; • создание БД средствами СУБД Access.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |