Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Горизонты инженерной культуры




Развитие инженерной культуры продолжается. Она зарождалась в доисторические времена как форма технической деятельности (деятельности, направленной на развитие средств деятельности), «теоретическим» основанием которой было мифология. Затем она, утрачивая связь с мифологией, долгое время жила в единстве с искусством и понималась как особый вид искусства (technica ars). С течением времени она стала все больше опираться на науку и в конце концов обрела свой классический облик как деятельность, связанная с практическим применением научных знаний в производстве техники. Сформировавшись в виде классической инженерии, она охватывала, главным образом, сферу промышленного производства и опиралась, в основном, на физико-математические и технические науки. В настоящее время «постклассическая» инженерная культура становится универсальной, применимой во всех сферах человеческой деятельности; она делает своей теоретической базой всю систему научного знания, включая гуманитарные и социальные науки. Что же дальше? Каковы перспективы дальнейшего развития инженерии?

Конечно, прогноз – дело рискованное. Но есть основания считать, что тенденции экспансии и универсализации, которые свойственны инженерной культуре, будут сохраняться и дальше. Однако она уже сейчас все больше выступает как деятельность, которая опирается на всю совокупность научных знаний и состоит в применении их для решения всевозможных практических проблем. В каком же направлении может дальше идти экспансия и универсализация инженерии?

Можно предположить, что путь дальнейшей эволюции инженерии будет связан с тем, что она расширит свою теоретическую базу за пределы науки. Если в прошлом инженерия сначала опиралась на мифологию, а затем, пройдя период тесного союза с искусством, вступила в «законный брак» с наукой, то нет ничего невероятного в том, что она еще раз изменит свою когнитивную ориентацию. Представляется вполне возможным, что инженерия, не покидая почву науки, втянет в свою теоретическую базу философию.

В пользу этой гипотезы говорит то, что при чрезвычайно возросшей и продолжающей расти технической мощи человечества цена инженерных решений и их последствий (социальных и экологических) становится все более высокой. Поэтому вопросы, касающиеся целей и идеалов, ради которых принимаются эти решения, все больше выдвигаются на первый план. А эти вопросы наука не решает – они лежат в сфере идеологической, аксиологической, мировоззренческой, и теоретическим анализом их занимается философия. Крупные сдвиги в технике и технологии будут все больше требовать не только научного, но и мировоззренческого, философского обоснования. Без него станет трудно принимать технические решения относительно того, стоит или нет разрабатывать и осуществлять какой-либо фундаментальный проект (скажем, «машину времени», клонирование человека или организацию контакта с инопланетной цивилизацией). В системную проработку инженерных проектов придется включать анализ философско-мировоззренческих аспектов их реализации.

Первые признаки такого поворота инженерии в сторону философии уже появляются. Об этом свидетельствует, например, развитие философии техники, которая ныне превращается в одну из важнейших направлений философской мысли. Примечателен и тот факт, что при обсуждении выдвигаемых в наше время проектов международного сотрудничества (создания надгосударственных организаций, объединения действий всего человечества в решении экологических и других глобальных проблем, освоения космоса и др.), большое место, как правило, отводится согласованию культурно-мировоззренческих установок и выработке единой философской концепции целевых и ценностных приоритетов, на которых будет основываться проект.

Сближение инженерии с философией может привести в будущем к ее дальнейшей экспансии в область, которая поныне остается самой загадочной и не поддающейся рациональному научному объяснению. Это «святая святых» человеческого духа – творчество. Уже наметились некоторые пути стимуляции мыслительных процессов творческого типа: созданы эвристики, помогающие организовать творческий процесс, описаны некоторые механизмы творческой интуиции. Но, вероятно, для дальнейшего проникновения в тайны творчества нужно сочетать психологическое исследование творческого мышления с философским подходом к построению его общей теории и с инженерной разработкой его технологии. Это должен быть совершенно новый вид технологии, пронизанный художественным началом и представляющий собою особую разновидность искусства, т.е. возрождающий в новой форме единство инженерной и художественной культуры. И тогда в будущем, быть может, станет возможным «художественно-инженерное» конструирование творческих процессов, специализированных в соответствии с целью, на которую они направлены. Это откроет перед человечеством негаданные возможности, превосходящие любые мечты фантастов.

Впрочем, если развитие инженерии будущего пойдет по намеченному здесь пути, то, может быть, ей предстоит пережить метаморфозу, ведущую к рождению из нее некоего принципиально нового культурного феномена, который уже нельзя будет рассматривать как форму технологической культуры.


 

Глава 10. Культурные сценарии деятельности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.