Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонстративное обучение




Обыденно-практическое обучение

Культура учебы

Всякий труд требует обучения. Чем сложнее труд, тем сложнее и дольше процесс обучения ему. В истории человеческого общества культурные сценарии учебы постепенно усложнялись и совершенствовались.

Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение, сценарий которого не предполагает специальной организации учебного процесса. Учеба происходит стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых. Взрослые учат младших в процессе решения своих трудовых задач, не отвлекаясь на организацию учебы как особого дела. При этом в первобытных племенах ритуалы инициализации юношей служили своего рода экзаменами на «аттестат зрелости»: успешно выдержавший испытания юноша считался полноправным членом племени, способным участвовать в его делах наравне со взрослыми.

Обыденно-практическое обучение было главной, если не единственной, формой учебы в течение долгого исторического времени. В натуральном крестьянском хозяйстве дети с раннего возраста постепенно овладевали знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы заниматься земледелием и животноводством, охотой и рыбной ловлей, крестьянскими ремеслами и домоводством. Обыденно-практическое обучение сохраняется и доныне там, где труд не требует специального образования, и овладеть его секретами можно просто путем наблюдения и подражания старшим в домашних условиях (так обычно с детства происходит приобщение к домашнему труду). Характерными особенностями такой формы обучения являются нераздельное слияние процесса учебы с жизнью, неформальное личностное общение ученика и учителя.

Это вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения задач учебы. В ней обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать, ученик копирует действия учителя. Учеба становится самостоятельным, специфическим видом деятельности: учитель демонстрирует ученику способы деятельности не по ходу выполнения своих основных трудовых задач, а специально для ученика. Сценарий демонстративного обучения требует от учителя педагогических навыков и методических приемов: подбора задач, посильных для ученика, последовательного перехода от менее сложных к более сложным задачам. От ученика требуется лишь точное повторение действий учителя, а не понимание того, что и почему надо делать.

Сначала демонстративное обучение возникает в области ремесел и прикладного искусства, а затем распространяется и на другие занятия. Демонстративное обучение господствовало в средневековой Европе: в ремесленных цехах, в монастырских школах и университетах. В той или иной мере демонстративное обучение входит в учебный процесс и поныне. И не только потому, что многие учителя склонны к этому типу обучения и требуют от своих учеников не более чем повторения и запоминания учебного материала. Есть одно существенное обстоятельство, в силу которого без демонстрации как метода обучения трудно обойтись.

Дело в том, что помимо явного, вербализованного знания, которое излагается в книгах или в словах преподавателя, существует еще и знание неявное, невербализованное. Далеко не все знания, навыки и умения можно полно и точно отразить в учебниках или в объяснениях преподавателей. Специалисты часто сами не осознают того, как они действуют при решении каких-то профессиональных задач, а потому их рассказ о своих действиях оказывается неполным (домашние хозяйки знают, что даже самые подробные кулинарные рецепты не гарантируют, что блюдо получится вкусным). Еще более значительное место занимает неявное знание в научной и художественной деятельности. «Тайны творчества», как правило, сам творец толком не знает и не может выразить.

В 1970-х гг. после публикаций о создании лазера на углекислом газе ни в одной лаборатории мира не удавалось на основе опубликованной информации воспроизвести действующий лазер этого типа. Абсолютно точные копии работающего лазера совершенно непостижимым образом отказывались работать. И только на основе непосредственного наблюдения за работой создателей лазера удалось уловить опущенные в их публикациях «мелочи» и получить действующие образцы

Таким образом, многим вещам приходится учиться «на примере», подражая образцам, которые демонстрирует учитель. «Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю. Этими скрытыми нормами может овладеть только тот, кто в порыве самоотречения отказывается от критики и всецело отдается имитации действий другого».[98] Если не придерживаться традиций, передаваемых путем подражания, можно утерять какие-то достижения прошлого.

«Обычно эти потери невосполнимы. Жалко наблюдать бесконечные попытки – при помощи микроскопов и химии, математики и электроники – воспроизвести единственную скрипку, сделанную среди прочих скрипок полуграмотным Страдивари200 лет назад».[99]

Но как бы важно ни было наблюдение и повторение действий учителя, сведение процессы учебы только к подражанию образцам, которые демонстрирует учитель, ставит ученика в позицию пассивного объекта обучения, целиком и полностью находящегося под властью учителя («авторитарная педагогика»). Индивидуальные особенности личности учащегося существенного значения для действий учителя не имеют. Его дело – продемонстрировать знания и умения, а как они уложатся в головах учеников – это уже их дело. Учитель и ученик здесь отчуждены друг от друга, противопоставлены друг другу как активный субъект и пассивный объект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.