КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние игры на развитие культуры
Игра старше культуры. Она есть разновидность биологического поведения. «Животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть», - пишет Хейзинга. Игра животных также является свободной и не направленной на достижение какой-либо биологически полезной цели тратой энергии. Она явно доставляет играющим животным радость сама по себе. По мнению Хейзинги, культура возникла из игрового поведения наших далеких предков. Игровое поведение не объяснимо одними только рациональными мотивами, является «избыточным», непрактичным, ненужным. Но именно это обстоятельство позволяет человеку оторвать свой интеллект от работы по обслуживанию биологических потребностей и направить его на иные, высшие, надбиологические цели. Отсюда и начинается рост человеческой культуры. Культура возникает в форме игры, она первоначально «разыгрывается». По мере развития культуры игровой элемент постепенно отступает на задний план. Однако он не исчезает никогда и пронизывает всю историю культуры. Несомненно, непреходящая тяга людей к игре имеет корни, прежде всего, в биологической природе человека. Люди играют, потому что у них, как и у других животных, есть психофизиологическая потребность играть. Голодным не до игры – играют, когда есть избыток сил, которые можно расходовать «просто так», без пользы. Игра дает разрядку напряжения и отдых; позволяет в условной, «невзаправдашней» и потому облегченной форме накапливать жизненный опыт личности, тренировать тело и ум; дает выход излишку энергии, не находящему себе иного, практически полезного применения. Однако игра, подобно труду и любви, выступает не только как вид жизнедеятельности, но и как культурная форма жизнедеятельности. Игра облачается в «одежду» культуры, а это существенно преобразует ее облик. Мир человеческой игры несравненно сложнее и разнообразнее игры животных. Он развивается под влиянием общественных условий и выходит далеко за рамки деятельности по удовлетворению биологических потребностей ченловеческого организма. Игра может рассматриваться в качестве важного фактора развития культуры. Мир человеческих игр, исторически развертываясь и становясь все богаче с развитием культуры, оказывает на нее, в свою очередь, обратное воздействие и становится источником, обогащающим мир ее смыслов. Во-первых, игра, предоставляет людям свободу действий, стимулирует их воображение и вносит в человеческую жизнь смыслы, не связанные с материально-практическими нуждами. Это чрезвычайно важно, потому что только таким путем может возникнуть духовный мир культуры. Игровые процедуры имитируют и заменяют практические действия (например, охотничий танец – движения охотника, бросающего дротик), становясь их знаками, символами. В результате игровое поведение выступает как средство формирования информационно-семиотической среды, в которой человек занимается «внепрактической» деятельностью – деятельностью со знаками вещей, а не с самими этими вещами. А такая информационно-семиотическая среда и есть культура. Во-вторых, правила игры не диктуются объективной необходимостью, а являются «договорными обязательствами», которыми играющие ограничивают свою свободу действий. Так в социальную практику вместе со свободой деятельности входит идея добровольного ограничения этой свободы. В-третьих, в форме игры получает развитие и распространение тенденция соблюдать ограничивающие свободу правила не ради выгоды, а ради порядка. Эта тенденция содействует формированию и закреплению в обществе эстетических и моральных норм культуры. Искусство, магия и даже коллективные трудовые процессы в их первобытных формах связаны с обрядами, которые включают в себя игровой элемент или даже в целом трудно отличимы от игры. В-четвертых, состязательный мотив, более или менее явно присутствующий во всякой игре, ориентирует людей на борьбу за достижение лучшего результата, обеспечивающего выигрыш, победу. Такая ориентация на лучший результат, на высшее совершенство – важная специфическая черта человеческой деятельности. Игра – один из наиболее простых путей вхождения в культуру стремления к совершенному, прекрасному. Кроме этого, независимо от того, воплощается ли лучший результат в какой-либо практически полезной форме или нет, он выступает как знак победы. Победа приносит победителю духовное вознаграждение. Вместе с тем триумф победителя, особенно в коллективных и зрелищных играх, воспринимается как триумф сообщества, членом которого он является. Таким образом формируетсяи реализуется стремление к духовным ценностям - стремление, которое является важнейшим стимулом творчества во всех областях культуры. В-пятых, порождаемое игрой тенденция к образованию внеэкономических, внеполитических содружеств стимулирует развитие форм человеческого общения, способствует возникновению разнообразных культурных контактов и культурных сообществ. Достаточно, например, вспомнить, что в Древней Греции во время Олимпийских игр прекращались войны.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |