КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Креативное обучение
Развивающее обучение Третья, более совершенная форма учебного процесса - развивающее обучение. Оно связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся. Сценарий учебного процесса здесь ориентирует учителя не только на показ, но и на объяснение, а ученика - не просто на повторение и запоминание, а на понимание изученного материала и самостоятельное выполнение упражнений, способствующих его освоению. Центр тяжести обучения переносится на самостоятельную работу учащегося. Развивающее обучение в том или ином виде сейчас является наиболее распространенным в системе образования – от начального до высшего. Согласно его сценарию, учитель дает ученикам задания, требующие от ученика самостоятельной работы, а потому ученик выводится из пассивной позиции. Учитель должен учитывать индивидуальные психологические особенности учащегося для того, чтобы добиваться максимального учебного эффекта. Побуждение ученика к самостоятельному учебному труду является одной из важнейших функций учителя. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить»[100]. Сценарий развивающего обучения предполагает, что учитель не просто учит, но и разжигает у ученика интерес к знаниям, любознательность, охоту к учебе. «Учиться можно только весело, - говорит герой романа Анатоля Франса. - Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Однако как в демонстративном, так и в развивающем обучении учитель остается центральной фигурой сценария учебного процесса. Он без участия ученика определяет, что и как следует изучать, какие задачи и в какой последовательности ученик должен решать. Он берет на себя сообщение ученику основных сведений. На него возлагается и вся ответственность за учебную деятельность ученика (что выражено в известном тезисе: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя»). К тому же учитель, как правило, работает не с отдельной личностью, а с группой, организуя работу каждого – даже при индивидуальном подходе – по единым планам и педагогическим принципам. В этом духе и строится доныне педагогика как наука о принципах, методах, формах деятельности учителя, а не учащихся – последние должны лишь делать то, что велит учитель. В ХХ веке постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного [101] обучения. Сценарий креативного обучения предполагает «штучный подход», индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся. Во главу угла ставится задача развития способностей учащихся к самостоятельному формированию новых знаний, умений, способов действий. Главным фактором креативного обучения является инициативность учащихся. Ученик перестает быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным субъектом общения. Он несет ответственность за свою работу в той же мере, как учитель – за свою. Формула «нет плохих учеников» тут не работает: не из всякого ученика даже очень хороший учитель может «сделать» креативную личность; безответственный, безынициативный, не желающий или не способный действовать самостоятельно ученик для креативного обучения не годится. Правда, хороший педагог и в этом отношении многое может сделать. Но – далеко не всё![102] В креативном обучении учебный процесс превращается в совместную работу учителя и ученика. Он организуется как форма естественного, живого человеческого контакта полноправных партнеров, заинтересованных друг в друге и в деле, которым они вместе занимаются. Учитель здесь – не «поводырь», а человек, обладающий бóльшим объемом знаний и умений, чем ученик, а потому имеющий возможность давать советы и рекомендации ученику и пользующийся у него авторитетом. Отношения между учителем и учеником принимают характер неформального, личностного общения. В этом общении идет не одностороннее движение информации от учителя к ученику, а двусторонний обмен информацией. В него втягивается вся личность учащегося в целом, а учитель уже не просто «выполняет обязанности», а входит в духовный мир ученика как близкий ему человек. Обучение в такой форме - это уже самообучение, которое каждый отдельный ученик совместно с учителем организует по-своему в соответствии с психологическими особенностями своей личности. Совместная работа ученика с учителем в процессе креативного обучения – это их со-творчество. Креативное обучение – это и обучение творчеству, и само по себе творческая деятельность. Огромное значение при этом приобретает личность педагога. Он должен быть яркой, талантливой личностью. Нетворческий педагог творчеству не научит. В креативном обучении происходит как бы возврат к тому, что было характерно для начального обыденно-практического обучения: учебный процесс сливается с жизнью, с решением реальных задач, становится совместной жизнедеятельностью учителя и ученика. В то же время креативная форма обучения синтезирует в себе методы всех предшествующих форм.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |