КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объемные потери одноступенчатого насоса
Жидкость, выходящая из рабочего колеса в количестве QК в основном поступает в отвод и затем в нагнетательный патрубок насоса и частично возвращается в подвод через зазоры в уплотнении между рабочим колесом и корпусом насоса (утечка qК). Энергия жидкости, возвращающейся в подвод, теряется. Эти потери называются объемными. Утечки обусловлены тем, что давление на выходе из рабочего колеса больше, чем в подводе. Утечки тем больше, чем больше зазор в уплотнении между рабочим колесом и корпусом насоса. Схема образования объемных потерь в уплотнении рабочего колеса представлена на рисунке: Кроме рассмотренных утечек жидкости, имеет место утечки через сальники, но эти утечки весьма малы, и при рассмотрении баланса мощности ими можно пренебречь. Объемные потери оценивают объемным к. п. д., равным отношению мощности N¢, оставшейся за вычетом объемных потерь, к гидравлической мощности NГ: .
К. п. д. объемных потерь может быть определен по формуле: . Гидравлические потери Гидравлические потери – потери на преодоление гидравлического сопротивления в: - подводе; - рабочем колесе; - отводе. Гидравлические потери оцениваются гидравлическим к. п. д., который равен отношению полезной мощности насоса NП к мощности N¢: .
К. п. д. насоса равен: . Умножив и разделив правую часть этого уравнения на NГ N¢ и проведя перегруппировку членов, получим: , КПД насоса представляет собой произведение механического, объемного и гидравлического коэффициентов полезного действия. КПД насоса определяет степень совершенства его конструкции, как в механическом, так и в гидравлическом отношении. У современных насосов ; ; . Значение для каждого насоса меняется от режима работы. Максимальные значения КПД серийно выпускаемых крупных наосов достигают 0,9 – 0,92, малых – 0,6 – 0,75.
1.10. КИНЕМАТИКА ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В РАБОЧЕМ КОЛЕСЕ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА Рабочее колесо центробежных насосов является основным элементом насоса. С помощью рабочего колеса осуществляется преобразование подводимой к насосу механической энергии в энергию движущейся жидкости. Такое преобразование происходит за счет непосредственного силового воздействия лопастей рабочего колеса на жидкость, заполняющую его каналы. Кинематическими показателями движущейся через колесо жидкости являются: - значения и направления скоростей; - траектории движения жидкости. Кинематические характеристики оказывают решающее влияние на энергетические параметры насоса (напор, подача, КПД). Абсолютная скорость в области лопастного колеса может быть получена как геометрическая сумма двух скоростей: - относительной ; - переносной u. В векторной форме: . Параллелограмм скоростей потока в рабочем колесе центробежного насоса показан на рисунке:
Для определения составляющих абсолютной скорости рассматриваются упрощенные теоретические схемы течения жидкости в межлопастных каналах рабочего колеса центробежного насоса. В основу представления об установившемся движении потока через рабочее колесо центробежного насоса положена гипотеза о струйном течении жидкости. Согласно этой гипотезе траектория каждой частицы жидкости в пределах межлопастного канала колеса по форме совпадает с кривой очертания лопасти. Реально такое движение может наблюдаться лишь при бесконечно большом числе бесконечно тонких лопастей. Тем не менее, при расчете проточной части центробежных колес с часто расположенными лопастями, образующими каналы большой длины (по сравнению с размерами поперечного сечения), такое допущение в первом приближении является вполне обоснованным. Для определения значения и направления относительной скорости предположим, что заданы: - геометрические размеры рабочего колеса r; - объемная подача рабочего колеса Q; - частота вращения рабочего колеса n. Рассмотрим плоское сечение канала рабочего колеса. Это сечение располагается перпендикулярно оси насоса. Рассматриваемая точка потока отстоит от оси вращения на расстоянии r. Относительная скорость в этом случае направлена по касательной к поверхности лопасти. Для определения ее значения воспользуемся уравнением неразрывности, составив его для цилиндрического сечения потока, проходящего через рассматриваемую точку. Площадь этого сечения, за вычетом части, занятой толщиной лопастей, обозначим через . Радиальная составляющая относительной скорости потока равна: . Учитывая коэффициентом степень стеснения сечения телом лопастей шириной , получим: , . Переносная скорость в рассматриваемой точке потока равна: . Она направлена по касательной к окружности радиусом в сторону вращения. Радиальная составляющая относительной скорости лежит в рассматриваемой плоскости и перпендикулярна вектору переносной скорости u. Касательная к поверхности лопасти, по которой направлена относительная скорость , образует угол с направлением, обратным переносной скорости. Проводя из конца вектора прямую, параллельную направлению скорости u, до пересечения с этой касательной, получим, согласно плану скоростей, в точке пересечения конец вектора относительной скорости . Значение относительной скорости равно: . Суммируя по правилу параллелограмма векторы скоростей и u, получаем абсолютную скорость v. Так как радиальная составляющая относительной скорости равна радиальной составляющей абсолютной скорости, то значение скорости v может быть определено из соотношения: , где угол между направлениями скоростей (абсолютной и переносной). Таким образом, гипотеза о струйном течении, основанная на предположении о бесконечном числе лопастей, позволяет построить параллелограмм скоростей в любой точке потока внутри рабочего колеса центробежного насоса. Коэффициент стеснения равен отношению действительной площади сечения потока к площади сечения, свободной от лопастей: , или , где z – число лопастей; s – толщина лопастей в рассматриваемом цилиндрическом сечении. Обозначая через шаг – расстояние по окружности между одноименными точками смежных лопастей, получим, что коэффициент стеснения равен: , Или . Толщина лопасти может быть выражена через нормальную толщину и угол : . Параллелограмм скоростей потока при входе в рабочее колесо может быть получен аналогичным образом. Коэффициент стеснения потока на входе в рабочее колесо в этом случае может быть принят равным от 0,75 для малых насосов до 0,83 для больших насосов. План скоростей для выходного сечения рабочего колеса строится так же, как и для произвольной внутренней точки. Коэффициент стеснения потока на выходе из рабочего колеса в этом случае может быть принят равным от 0,90 для малых насосов до 0,95 для больших насосов. Таким образом, зная: - размеры рабочего колеса; - форму лопастей; - значение расхода; - значение частоты вращения колеса насоса можно определить: - треугольники скоростей для входного, выходного и любого промежуточного сечений рабочего колеса; - найти векторы абсолютной скорости; - построить траектории абсолютного движения жидкости. Характер движения жидкости до рабочего колеса насоса определяется конструкцией подводящего (всасывающего) водовода. Для обеспечения большей устойчивости потока в подводящем канале скорости течения назначаются постепенно нарастающими от входного патрубка к входу в колесо. Диаметр входного патрубка определяется по сечению трубопровода, который в свою очередь рассчитывается исходя из допустимых потерь напора. Выравнивание поля скоростей по сечению потока непосредственно перед входом в рабочее колесо достигается с помощью конфузора, повышающего скорости на 15 – 20 %. Простейшей конструктивной формой является прямоосный конический патрубок. Однако такое решение возможно только при консольном расположении рабочего колеса насоса. Отводящие каналы центробежных насосов должны обеспечивать: - осесимметричность потока жидкости при выходе из рабочего колеса; - преобразование кинетической энергии потока, выходящего из колесав энергию давления. Наиболее характерной конструкцией отводящего канала одноступенчатых центробежных насосов является спиральный отвод, состоящий из: - спирального канала; - диффузора. Спиральный канал собирает перекачиваемую жидкость, выходящую из рабочего колеса, и подводит ее к диффузору. При этом обеспечивается осевая симметрия потока за рабочим колесом насоса. В диффузоре происходит снижение скорости потока и преобразование кинетической энергии жидкости в потенциальную энергию давления. Поперечное сечение спирального отвода может иметь различную форму. Обычно оно бывает круглым.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |