Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Вопросы для самопроверки

1. Что представляют собой понятия: прибыль, убыток, финансовый результат? От чего зависит финансовый результат предприятия?

2. На каких счетах формируется финансовый результат предприятия? Для чего предназначен счет 90 «Продажи»? По каким направлениям ведется аналитический учет по счету «Продажи»?

3. Какие операции отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»? Имеет ли счет 91 сальдо на отчетную дату? Как ведется аналитический учет по счету 91?

4. Охарактеризуйте счет 99 «Прибыли и убытки». Как ведутся записи на счете 99? Как отражаются доходы и расходы на счете «Прибыли и убытки»? Из чего слагается конечный финансовый результат?


* С 1 января 2008 г. метод ЛИФО исключен из способов оценки материально-производ-
ственных запасов (Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 № 26н).


Под редакцией профессора Н. В. Войтоловского, профессора А. П. Калининой, профессора И. И. Мазуровой

Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 2-е издание, переработанное и дополненное

Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации

Рецензенты:

Э. И. Крылов — заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборос­троения, доктор экономических наук, профессор;

В. В. Ковалев — профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук

Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хо­зяйственной деятельности организации: учебник / под ред. проф. Н. В. Войтоловского, проф. А. П. Калининой, проф. И. И. Мазуровой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2007. — 513 с. — (Университеты России).

ISBN 978-5-9692-0154-5

 

В настоящем учебнике излагаются теоретические основы и прикладные вопросы экономического анализа в соответствии с новыми государствен­ными стандартами по данной дисциплине.

В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты анализа хозяй­ственной деятельности организаций, система и методология комплексного анализа, а также методика экономического анализа. Второй раздел посвя­щен изучению методических вопросов анализа финансового состояния орга­низации. Рассмотрена методика комплексной оценки эффективности фи­нансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации, а также методология функциональной диагностики как инструмента анализа банк­ротств.

Для студентов высших, учебных заведений, обучающихся по экономи­ческим специальностям.

УДК 33 ББК 65.053я73

По вопросам приобретения обращаться в книготорг*Юрайт» Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: [email protected]. www.urait.ru

Покупайте наши книги:

—в нашем офисе: 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1;

—через интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: [email protected].

© Коллектив авторов, 2005

© Коллектив авторов, 2006, с изменениями

© 000 «Высшее образование», 2007

ISBN 978-5-9692-0154-5


Оглавление

 

Предисловие………………………………………………………………………9

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 1. Экономический анализ и его роль в управлении коммерческой организацией…………………………………………………………………….13

1.1. Содержание и задачи экономического анализа, его связь с другими экономическими науками………………………………………………………13

1.2. Экономический анализ как база принятия управленческих решений16

1.3.Предмет и объекты экономического анализа……………………………..17

1.4.Виды экономического анализа и их роль в управлении коммерческой организацией…………………………………………………………………….20

1.5.Пользователи экономической информацией коммерческой организации и субъекты экономического анализа……………………………………………..22

1.6.Взаимосвязь производственного и финансового анализа. Характеристика управленческого анализа………………………………………………………..23

1.7.Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа………………………………………………………...24

1.8...... Раскрытие аналитической информации в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности……………………………………………..29

Контрольные вопросы…………………………………………………………..30

Глава 2. Система и методология комплексного экономического анализа….32

2.1. Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа…………………………………………………………..32

2.2.Содержание и этапы комплексного экономического анализа…………..37

2.3.Системный подход к анализу хозяйственной деятельности……………..39

2.4.Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации……………………41

Контрольные вопросы…………………………………………………………...45

Глава 3. Методика экономического анализа…………………………………..46

3.1. Количественные и качественные методы экономического анализа

3.2...... Понятие методики экономического анализа…………………………49

3.2.1.Сравнение………………………………………………………………….50

3.2.2.Детализация и группировки……………………………………………..52

3.2.3.Взаимосвязанное изучение производственных, финансовых и хозяйственных процессов………………………………………………………54

3.2.4.Элиминирование………………………………………………………….55

3.2.5.Обобщение…………………………………………………………………57

3.3.Статистические и экономико-математические методы анализа ………....59

3.4.Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности……………………………………………………61

3.5.Методы факторного анализа экономических показателей………………64

3.6.Индексный метод факторного анализа……………………………………67

3.7.Метод цепных подстановок…………………………………………….….70

3.8.Интегральный метод факторного анализа………………………………..72

3.9...... Метод выявления изолированного влияния факторов………………75

Контрольные вопросы……………………………………………………….….79

Литература……………………………………………………………………….80

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 4. Анализ в системе маркетинга………………………………………..85

4.1.Понятие, цели и задачи анализа маркетинговой деятельности…………85

4.2.Основные методы и виды анализа в системе маркетинга………………..87

4.3.Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации…………90

4.4.Формирование ценовой политики…………………………………………95

4.5.Анализ конкурентоспособности продукции и организации…………….96

Контрольные вопросы……………………………………………………….…112

Литература

Глава 5. Анализ объемов производства и продаж …………………………..114

5.1.Задачи анализа и источники информации………………………………114

5.2.Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь……………………………………………………………………..116

5.3.Анализ объема производства продукции. Влияние структурных сдвигов на объем продукции……………………………………………………………117

5.4.Факторный анализ объема продаж………………………………………..122

5.5.Анализ ритмичности производства……………………………………….129

5.6.Анализ ассортимента продукции………………………………………….131

5.7.Анализ качества продукции……………………………………………….133

5.8.Факторы и резервы роста производства и реализации продукции……137

Контрольные вопросы………………………………………………………….139

Литература……………………………………………………………………...139

Глава 6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………141

6.1.Задачи анализа и источники информации………………………….……141

6.2.Анализ состава, структуры и движения трудовых ресурсов……………142

6.3.Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и методика их анализа………………………………………………………………………146

Контрольные вопросы………………………………………………………… 148

Литература……………………………………………………………………...148

Глава 7. Анализ эффективности использования основных производственных фондов…………………………………………………………………………..149

7.1.Задачи анализа и источники информации……………………………….149

7.2.Анализ состава, структуры, движения и состояния основных производственных фондов…………………………………………………….150

7.3.Показатели эффективности использования основных производственных фондов и методика их анализа………………………………………………...155

Контрольные вопросы………………………………………………………….161

Литература…………………………………………………………………….. 161

Глава 8. Анализ эффективности использования материальных ресурсов…162

8.1.Задачи анализа и источники информации………………………………162

8.2.Система показателей эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………………………………..…..163

8.3.Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами…….165

8.4.Анализ эффективности использования материальных ресурсов………166

8.5...... Анализ эффективности управления запасами и затратами …………172

Контрольные вопросы………………………………………………………….177

Литература……………………………………………………………...………178

Глава 9. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)……………...... 179

9.1. Обобщающие показатели себестоимости продукции и методика их анализа………………………………………………………………………….179

9.1.1. Задачи анализа себестоимости продукции и источники информации…………………………………………………………………….179

9.1.2.Система показателей себестоимости продукции………………………181

9.1.3.Анализ динамики (выполнения плана) по показателю полной себестоимости продукции……………………………………………….……182

9.1.4.Факторный анализ затрат на рубль объема продукции………………186

9.2...... Анализ влияния на себестоимость продукции эффективности использования производственных ресурсов…………………………………190

9.3........ Анализ себестоимости продукции по статьям затрат…………….198

9.3.1.Анализ материальных затрат…………………………………………….201

9.3.2.Анализ затрат на оплату труда…………………………………………..207

9.3.3.Анализ комплексных статей затрат…………………………………….213

9.4. Маржинальный анализ себестоимости продукции……………………222

9.4.1.Основные понятия и значение маржинального анализа ………….... 222

9.4.2.Способы определения порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации…………………………………………………….227

9.4.3.Факторный анализ изменения порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации…………………………………….232

Контрольные вопросы…………………………………………………………235

Литература……………………………………………………………………..236

Глава 10. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций……………………………………………………………………238

10.1. Сущность и состав доходов и расходов как экономическая база формирования финансовых результатов……………………………………..238

10.2.Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности коммерческих организаций……………………………………244

10.3.Задачи анализа и источники информации………………………………245

10.4.Система показателей прибыли коммерческих организаций…………...247

10.5.Анализ структуры и динамики бухгалтерской прибыли по данным отчетности………………………………………………………………………248

10.6.Анализ формирования чистой прибыли………………………………..250

10.7.Использование чистой прибыли коммерческих организаций…………253

10.8.Сметный расчет прибыли от продаж……………………………………256

10.8.1.Методика составления сметы себестоимости продаж………………..257

10.8.2.Метод прямого расчета…………………………………………………260

10.8.3.Индексный (аналитический) метод с использованием экспертных оценок…………………………………………………………………………...261

10.9...... Методика факторного анализа прибыли от продаж……………….262

10.10.Анализ и оценка влияния инфляции на прибыль от продаж …….... 269

10.11.Влияние учета затрат на достоверность показателей прибыли коммерческих организаций……………………………………………………271

10.12.... Анализ и оценка прибыли на одну акцию…………………………273

Контрольные вопросы………………………………………………………….276

Глава 11. Анализ рентабельности и деловой активности коммерческих организаций……………………………………………………………………..277

11.1.Система показателей рентабельности и методика их расчета……..….277

11.2.Моделирование показателей рентабельности активов как база проведения факторного анализа………………………………………………282

11.3.Рентабельность активов коммерческой организации как показатель эффективности ее хозяйственной деятельности……………………………..285

11.4.Рентабельность чистых активов как показатель эффективности использования собственного капитала коммерческих организаций……….286

11.5.Рентабельность производственных фондов коммерческих организаций……………………………………………………………………..290

11.6.Основные факторы и пути повышения рентабельности активов коммерческих организаций…………………………………………….……..291

11.7.Анализ факторов изменения рентабельности активов коммерческих организаций……………………………………………………………………292

11.8.Факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческих организаций……………………………………………………………………299

11.9.Рентабельность продукции и пути ее повышения……………………302

11.10. Факторный анализ показателей рентабельности продукции ……...304

11.10.1.Факторный анализ динамики процентов рентабельности продукции……………………………………………………………………….306

11.10.2.Факторный анализ динамики затрат на один рубль объема продаж в копейках………………………………………………………………………...308

11.11. Показатели деловой активности коммерческих организаций и пути их улучшения………………………………………………………………………313

Контрольные вопросы…………………………………………………………316

Литература………………………………………………………………….…..317

Приложения к главе 11…………………………………………………..……320

Глава 12. Анализ финансового состояния организации………………..….325

12.1. Значение, задачи и основные приемы анализа финансового состояния………………………………………………………………………..325

12.2.Характеристика аналитической информации …………………………..327

12.3.Финансовое состояние и способы оценки уровня его устойчивости..358

12.4.Экспресс-анализ финансового состояния………………………………362

12.5.Анализ финансовой независимости…………………………………….366

12.6.Анализ платежеспособности и ликвидности…………………………..379

12.7.Анализ чистых активов………………………………………………….388

12.8.Анализ денежных потоков…………………………………………..……395

12.9.Система критериев для оценки потенциального банкротства…………417

12.10. Анализ факторов, воздействующих на уровень финансовой устойчивости……………………………………………………………………424

12.10.1. Анализ зависимости финансовой устойчивости от нераспределенной прибыли…………………………………………………………………………424

12.10.2.Анализ эффективности привлечения заемного капитала ………....432

12.10.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ………….....445

12.10.4.Анализ состояния расчетов с бюджетом……………………………..455

12.10.5. Анализ эффективности использования оборотных активов..…….460

12.11. Интегральная оценка устойчивости финансового состояния ……... 464

Контрольные вопросы…………………...……………………………………..472

Литература……………………..……………………………………………….473

Глава 13. Методика комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации………………….475

Контрольные вопросы………………..………………………………………..494

Литература…………………...…………………………………………………494

Глава 14. Функциональная диагностика как инструмент анализа банкротств……………………………………………………………………....496

14.1. Диагностический метод исследования — важнейший инструмент анализа банкротств и разработки плана санации предприятия…………….496

14.2. Методология и методика диагностики предприятия………………….503

Контрольные вопросы……………...…………………………………………..513

Литература ………………………………………………..…………………….513


Предисловие

 

Эффективное функционирование организаций в условиях рыноч­ной экономики в значительной степени зависит от обоснованности и качества принимаемых управленческих решений. Научной основой принятия таких решений, важнейшим элементом системы управле­ния экономикой на микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйство­вания, является экономический анализ.

В условиях динамичных изменений рыночной ситуации знание современных приемов и методов экономического анализа позволяет разрабатывать эффективную стратегию и тактику функционирования предприятия, выявлять неиспользованные резервы повышения эффек­тивности производства и реализовывать их в практической деятель­ности.

Профессиональный экономист, бухгалтер, руководитель предприя­тия должны не только знать общие тенденции развития организации в новых экономических условиях, но и понимать, каким образом действие основных экономических законов проявляется на уровне конкретного хозяйствующего субъекта. Они должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного анализа и уметь применять их на практике.

В настоящем учебнике излагаются как теоретические основы, так и прикладные вопросы экономического анализа в соответствии с новыми государственными стандартами по данной дисциплине.

В первом разделе учебника рассмотрены теоретические вопросы анализа хозяйственной деятельности организаций, в частности, его содержание и роль в управлении коммерческой организацией, систе­ма и методология комплексного анализа, а также методика экономи­ческого анализа.

Второй раздел посвящен изучению методических вопросов комп­лексного анализа хозяйственной деятельности предприятий, в том числе анализа в системе маркетинга, объема производства и продаж, использования трудовых, материальных ресурсов и основных фондов. Особое внимание уделяется анализу себестоимости продукции, при­были и рентабельности, финансового состояния организации. В от­дельных главах рассмотрены методика комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой орга­низации, а также методология и методика функциональной диагности­ки как инструмента анализа банкротств.

В учебнике приведены конкретные числовые примеры аналити­ческих расчетов, характеризующие различные методы экономического анализа.

Следует отметить, что при рассмотрении теоретических основ и методологических вопросов анализа хозяйственной деятельности организаций показатели в формулах наряду с русскими обозначаются также латинскими буквами. Это соответствует и другим литературным источникам. В гл. 12, в которой подробно приводится методика ана­лиза финансового состояния организации, обозначения показателей даются, как принято на практике.

Учебник подготовлен коллективом кафедры экономического ана­лиза эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербург­ского государственного университета экономики и финансов (преди­словие — д-р экон. наук, проф. Н.В. Войтоловский; раздел I — канд. экон. наук, проф. А.П. Калинина, канд. экон. наук, доц. В.П. Курно-сова; раздел II: гл. 4 — канд. экон. наук, доц. Т.М. Леонова (4.1 — 4.4); д-р. экон. наук, проф. Н.В. Войтоловский (4.5); гл. 5 — канд. экон. наук, доц. Н.Ф. Колобова; гл. 6, 7 — канд. экон. наук, доц. Н.Н. Сисина, гл. 8 — канд. экон. наук, доц. Н.А. Агеева, гл. 9 — канд. экон. наук, доц. Л.В. Переверзева; гл. 10, 11 — канд. экон. наук, проф. А.П. Калинина, канд. экон. наук, доц. В.П. Курносова; гл. 12 — канд. экон. наук, проф- ИМ. Мазурова, канд. экон. наук, проф. Г.Ф. Сысо-ева (12.1—12.7, 12.9, 12.10.2—12.11); д-р экон. наук, проф. Е.М. Соро­кина (12.8); ММ. Мазуров (12.10.1); гл. 13 —канд. экон. наук, доц. Н.Д. Брылева; гл. 14 — д-р. экон. наук, проф. М.М. Глазов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.