КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа
При проведении экономического анализа используется разнообразная информация, среди которой ведущее место занимают данные бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета. В них содержатся наиболее важные и достоверные сведения о деятельности экономических субъектов. Эти сведения заносятся в отчетные формы и учетные регистры на основе научно разработанных принципов группировки информации. Отчетность представляет собой сводную информацию о коммерческой деятельности, поскольку в ней результаты подытожены и выражены в обобщенных показателях. Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Порядок представления, объем и состав бухгалтерской отчетности регламентируются следующими документами: 1)Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ «О бухгалтерском учете»); 2) Положением по бухгалтерскому учету1 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Конкретно бухгалтерская отчетность за 2005 г. регламентируется приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [2]. В соответствии с названным приказом утратили силу следующие нормативные акты: 1) приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; 2) приказ Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н «О методических рекомендациях и порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»; 3) приказ Минфина России от 4 декабря 2002 г. № 122н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н». В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность состоит из следующих документов: • формы № 1 «Бухгалтерский баланс»; • формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; • формы № 3 «Отчет об изменениях капитала»; • формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»; • формы № 5 «Приложение к Бухгалтерскому балансу»; • пояснительной записки; • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному Если организация провела аудит бухгалтерской отчетности по собственной инициативе, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку, могут: 1)принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и 2)не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, № 5 при отсутствии соответствующих данных. Общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие оборотов по продажам товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества), в составе бухгалтерской отчетности не представляют формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку. Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, и № 5 при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств». Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке с указанием состава содержащейся бухгалтерской отчетности. Организации самостоятельно разрабатывают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Общими требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности, являются полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость. В ходе экономического анализа используется широкий круг информации, в частности: 1) данные управленческого учета; 2) хозяйственно-правовые документы: учредительные документы (устав, протокол собрания учредителей, свидетельство о регистрации), контракты и другие хозяйственные договоры, переписка с поставщиками и покупателями, претензии и рекламации, переписка и договоры с банками, акты аудиторских проверок и проверок налоговой инспекции); 3) нормы и нормативы: —федеральные нормативы, являющиеся обязательными на всей территории России. К ним относятся: ставки федеральных налогов; нормы амортизации по отдельным группам основных средств, тарифные ставки на государственное социальное и пенсионное страхование; минимальный размер месячной оплаты труда; нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ; минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ и др.; —региональные и местные нормативы, действующие в отдельных субъектах РФ и утверждаемые представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов; —отраслевые нормативы, применяемые в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий, например налоговые нормативы для малых предприятий; —нормативы организации, разрабатываемые самими хозяйствующими субъектами и применяемые для регулирования производственного процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся нормативы плановой потребности в оборотных активах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте организации, нормы материальных и трудовых затрат на калькуляционную единицу продукции,нормы запасов готовой продукции на складах, заделов незавершенного производства, нормативы отчислений из чистой прибыли в резервные фонды, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.; 4)плановые документы: перспективный план развития организации, бизнес-план и расчеты к нему, план технического развития организации, проектно-сметная документация на капитальные вложения, ремонтные работы; 5)техническая документация: разработки технологических процессов, графики производства работ, технологические карты, технические паспорта оборудования и др.; 6)прочая информация: материалы специальных наблюдений и исследований (например, материалы фотографий и самофотографий рабочего дня), материалы хронометражных наблюдений, результаты специальных анализов качества продукции и сырья, результаты собеседований с сотрудниками организации. Бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета являются основными источниками информации для экономического анализа, поскольку: • в отчетности и бухгалтерском учете содержатся наиболее важные и достоверные сведения об организации; • информация в отчетности и учетных регистрах определенным • методика определения и отражения показателей в учете и отчетности регламентирована нормативными документами первого уровня — постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства по налогам и сборам РФ. К документам второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся следующие положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н), ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н), ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (утв. приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н), ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № бОн), ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н), ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н), ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н), ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н). К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утв. приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н) и Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (утв. приказом ФСФО России от 23 января 2001 г. № 16).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |