Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы факторного анализа экономических показателей




 

Важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину иссле­дуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего анализа факторов невозможно сформулировать обоснованные выво­ды о результатах деятельности организации, выявить резервы повы­шения ее эффективности, обосновать управленческие решения.

Факторный анализ — это анализ влияния факторов на измене­ние результативного показателя. Методы факторного анализа приме­няются в тех случаях, когда поставлена следующая задача: рассчи­тать влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя.

Основными задачами факторного анализа являются:

• отбор факторов, которые определяют динамику результативных показателей;

• классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода;

• определение вида зависимости и моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями;

• расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изме­
нении величины результативного показателя;

• принятие управленческих решений на основе результатов фак­
торного анализа.

К методам детерминированного факторного анализа экономичес­ких показателей относятся:

1) метод экономико-математического моделирования;

2) метод сравнений;

3) метод элиминирования;

4) индексный метод;

5) метод цепных подстановок;

6) интегральный метод;

7) метод выявления изолированного влияния факторов; и др.

Рассмотрим применение названных методов факторного анализа на примере мультипликативной модели.

Поставлена следующая задача: провести факторный анализ выруч­ки от продаж в торговой точке, реализующей один вид товара, и вы­явить влияние основных факторов на изменение выручки.

1. Применяем метод экономико-математического моделирования. Модель взаимосвязи результативного показателя (выручки) и факторов, обусловивших его изменение, имеет следующий вид:

В = q х р,

где q — количество проданного товара в натуральном выражении; р — цена единицы товара.

2. Применяем метод сравнений. Зафиксируем в виде формулы
сумму выручки от продаж за два рабочих дня.

Базовый вариант (выручка за первый день):

ВО = q0 * p0-Отчетный вариант (выручка за второй день):

В1 = q1 * p1. Изменение выручки за второй день в сравнении с первым:

ΔВ = В1 - Во.

3. Применяем метод элиминирования. Рассчитаем влияния факторов на изменение выручки:

1) влияние на выручку изменения количества проданного товара

ΔВ(q)=(q1 - q0)* p0

3) влияние на выручку изменения цены единицы товара

ΔВ(p)=(p1 - p0)* q0

4)При использовании в анализе метода элиминирования в класси­ческом варианте возникает затруднение, состоящее в том, что сумма влияния факторов не равна изменению результативного показателя:

В1 - Во≠ ΔB(q) + ΔВ(р).

Образуется так называемый «неразложенный остаток» (Н). Мате­матически его можно представить следующим образом:

Н =Δq*Δp

Изложенное выше проиллюстрируем на практическом примере:

B0 = 10 тыс. шт. х 6 руб. = 60 тыс. руб.;

В1 = 12 тыс. шт. х 9 руб. = 108 тыс. руб.

ΔВ = 108 - 60 = +48 тыс. руб.

Расчеты влияния факторов:

1) ΔB(q) = (12 - 10) х 6 = +12 тыс. руб;

2) ΔВ(р) = (9 - 6) х 10 = +30 тыс. руб.

 

Итого: +42 тыс. руб.

«Неразложенный остаток» составил 6 тыс. руб., или

Δq = +2 тыс. шт.;

Δp = +3 руб.;

Н =2x3 = 6 тыс. руб.

Экономистов не устраивало наличие «неразложенного остатка» и они постоянно вели поиск новых методов факторного анализа, кото­рые позволили бы разложить изменение результативного показателя по факторам без остатка. В связи с этим обстоятельством появи­лись такие методы факторного анализа, как индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод выявления изолиро­ванного влияния факторов и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.