КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы факторного анализа экономических показателей
Важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего анализа факторов невозможно сформулировать обоснованные выводы о результатах деятельности организации, выявить резервы повышения ее эффективности, обосновать управленческие решения. Факторный анализ — это анализ влияния факторов на изменение результативного показателя. Методы факторного анализа применяются в тех случаях, когда поставлена следующая задача: рассчитать влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя. Основными задачами факторного анализа являются: • отбор факторов, которые определяют динамику результативных показателей; • классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода; • определение вида зависимости и моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями; • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изме • принятие управленческих решений на основе результатов фак К методам детерминированного факторного анализа экономических показателей относятся: 1) метод экономико-математического моделирования; 2) метод сравнений; 3) метод элиминирования; 4) индексный метод; 5) метод цепных подстановок; 6) интегральный метод; 7) метод выявления изолированного влияния факторов; и др. Рассмотрим применение названных методов факторного анализа на примере мультипликативной модели. Поставлена следующая задача: провести факторный анализ выручки от продаж в торговой точке, реализующей один вид товара, и выявить влияние основных факторов на изменение выручки. 1. Применяем метод экономико-математического моделирования. Модель взаимосвязи результативного показателя (выручки) и факторов, обусловивших его изменение, имеет следующий вид: В = q х р, где q — количество проданного товара в натуральном выражении; р — цена единицы товара. 2. Применяем метод сравнений. Зафиксируем в виде формулы Базовый вариант (выручка за первый день): ВО = q0 * p0-Отчетный вариант (выручка за второй день): В1 = q1 * p1. Изменение выручки за второй день в сравнении с первым: ΔВ = В1 - Во. 3. Применяем метод элиминирования. Рассчитаем влияния факторов на изменение выручки: 1) влияние на выручку изменения количества проданного товара ΔВ(q)=(q1 - q0)* p0 3) влияние на выручку изменения цены единицы товара ΔВ(p)=(p1 - p0)* q0 4)При использовании в анализе метода элиминирования в классическом варианте возникает затруднение, состоящее в том, что сумма влияния факторов не равна изменению результативного показателя: В1 - Во≠ ΔB(q) + ΔВ(р). Образуется так называемый «неразложенный остаток» (Н). Математически его можно представить следующим образом: Н =Δq*Δp Изложенное выше проиллюстрируем на практическом примере: B0 = 10 тыс. шт. х 6 руб. = 60 тыс. руб.; В1 = 12 тыс. шт. х 9 руб. = 108 тыс. руб. ΔВ = 108 - 60 = +48 тыс. руб. Расчеты влияния факторов: 1) ΔB(q) = (12 - 10) х 6 = +12 тыс. руб; 2) ΔВ(р) = (9 - 6) х 10 = +30 тыс. руб. Итого: +42 тыс. руб. «Неразложенный остаток» составил 6 тыс. руб., или Δq = +2 тыс. шт.; Δp = +3 руб.; Н =2x3 = 6 тыс. руб. Экономистов не устраивало наличие «неразложенного остатка» и они постоянно вели поиск новых методов факторного анализа, которые позволили бы разложить изменение результативного показателя по факторам без остатка. В связи с этим обстоятельством появились такие методы факторного анализа, как индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод выявления изолированного влияния факторов и др.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |