Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы зрительного восприятия формы костюма




Характеристика классификации зрительно подобных типовых фигур

Принципы проектирования предпочтительных и адаптированных вариантов фасонов одежды

Особенности проектирования фасонов одежды для конкретного потребителя

При проектировании одежды для индивидуального потребителя, а также для типовых фигур больших размеров и полнотных групп на предприятиях, как в сфере сервиса, так и изготовляющих одежду серийно, возникает задача корректирования фасонов одежды, представленных на идеальных фигурах манекенщиц.

Для фигур очень сложных и с ярко выраженными особенностями строения необходимо разрабатывать предпочтительные варианты фасонов одежды [20-22]. Для фигур средних размеров, ростов и неярко выраженными особенностями строения подчас также целесообразно осуществлять корректировку фасона, который в этом случае будет являться адаптированным.

Предпочтительный и адаптированный варианты фасонов одежды разрабатываются при выполнении адаптационного анализа на стадии ТПр. Адаптационный анализ состоит из двух частей: антропометрического и художественно-конструктивного анализов (см. п.3).

Целью антропометрического анализа является определение пути преобразования модного фасона изделия с учетом особенностей строения типовой или конкретной фигуры. Целью художественно-конструктивного анализа является разработка предпочтительного или адаптированного варианта фасона изделия для заданной фигуры потребителя.

При этом под предпочтительным и адаптированным вариантами фасонов изделия подразумеваются следующие фасоны изделий.

Адаптированный вариант фасона изделия для конкретной, а также для типовой фигуры, особенно больших размеров и полнотных групп, представляет ту же модную форму и фасон изделия, которые предлагаются для идеальной фигуры, но с внесением в нее изменений, позволяющих зрительно воспринимать одежды на двух типах фигур практически одинаковыми.

Предпочтительный вариант фасона одежды представляет собой изделие, которое, с одной стороны, скрывает недостатки фигуры и выгодно подчеркивает ее достоинства, а, с другой, в художественно-конструктивном построении которого использованы основные тенденции текущей и перспективной моды.

1. Разработку фасонов одежды для типовых и конкретных фигур потребителей целесообразно осуществлять на основе их визуализации в инженерно-заданной системе «человек-одежда» в полный рост, как при ручном, так и автоматизированном проектировании в системах 2CAD (2-х мерный компьютерный дизайн) и 3CAD (3-х мерный компьютерный дизайн).

Визуализация системы «человек-одежда» позволяет более полно и объективно формировать на первых стадиях процесса проектирования такие важные для потребителя показатели качества одежды, как социальные, эстетические и функциональные.

2. Для выполнения адаптационного анализа, а также работ творческого характера целесообразно использовать понятия о трех видах фигур, объективно существующих на всех уровнях проектирования: идеальной (ИФ), на которой всегда представляется модный фасон изделия; типовой (ТФ), на которую разрабатывается ПКД на предприятиях всех типов производства одежды; конкретной (КФ), для которой изготавливается изделие по индивидуальным заказам в сфере сервиса.

При выполнении антропометрического анализа виды фигур определяют последовательность его выполнения: ИФ-ТФ – для промышленного проектирования и изготовления изделий и в сфере сервиса для видов услуг по образцам и малыми партиями; ИФ-ТФ-КФ – по индивидуальных заказам в сфере сервиса.

3. Для определения пути преобразования исходного фасона изделия антропометрический анализ типовых и конкретных фигур потребителей целесообразно начинать с определения их группы стройности:

· стройные фигуры или идеальные, для которых фасон изделия не изменяется;

· условно-стройные фигуры, значительно отличающихся от идеальных, но имеющих средние параметры строения и для которых в большинстве случаев необходима лишь адаптации модного фасона изделия;

· нестройные фигуры или фигуры достаточно больших (крайних) размеров и полнотных групп, для которых в большинстве случаев необходима специальная разработка предпочтительных вариантов фасонов и конструкций одежды.

Каждый из выделенных типов строения фигур должен характеризоваться своими значениями коэффициентов стройности:

Кстр1 = Об/Р; (2.1)

Кстр2 = dпб/Р, (2.2)

где Об, Р, dпб – соответственно обхват бедер с учетом выступания живота, рост фигуры, поперечный диаметр бедер. При этом Кстр1 целесообразно применять при использовании обхватных измерений, а Кстр2 – проекционных.

Отнесение той или фигуры к одной из группы стройности и определение антропометрических модулей фигуры потребителя, относительно которых в изделии, должна быть произведена адаптация, возможно на основе использования верхнего и нижнего коэффициентов стройности, определяемых соответственно:

Кстрв = (Р-Вплт)/dпл, (2.3)

Кстрн = dпб/Вят, (2.4)

где Вплт, Вят, dпл соответственно высота плечевой, ягодичной точек и плечевой диаметр.

4. После определения группы стройности фигуры детальный антропометрический анализ необходимо проводить не по значениям дуговых размерных признаков, а – по проекционным, так как они содержат полную информацию об особенностях строения фигуры потребителя.

5. Особенности строения фигуры наиболее наглядно проявляются во фронтальной и профильной проекции. Поэтому наибольшее внимание при анализе фигуры потребителя необходимо уделять той проекции, в которой они в наибольшей степени проявляются, путем ее проработки и визуализации. Для этого при выполнении антропометрического анализа необходимо определить и выделить доминирующие особенности строения фигуры на основе значений величин интервалов безразличия проекционных размерных признаков типовых фигур.

6. Формирование предпочтительного или адаптированного фасона изделия целесообразно начинать с определения варианта силуэтной геометрической формы (СГФ) изделия, а затем детализировать, наполняя конкретными ХКП. Варианты (СГФ) желательно выбирать с использованием аналитических зависимостей, описывающих предпочтительные геометрические формы изделия для каждого класса зрительно подобных типовых фигур.

Этот принцип позволяет сформировать объективные и формализованные методы проектирования адаптированных и предпочтительных вариантов фасонов одежды, а, следовательно, сделать выполнение адаптационного анализа независимым от квалификации проектировщика, автоматизировать его и повысить потребительские ПК одежды для различных по строению типовых фигур потребителей.

Наполнение фасона изделия конкретными ХКП необходимо осуществлять, в первую очередь, с учетом их функционального соответствия внешнему образу потребителя, значимости влияния на разработку адаптированного или предпочтительного варианта модели изделия, а также с учетом функциональных зависимостей между величинами антропометрического параметра доминирующей особенности строения фигуры потребителя (хi) и величиной ХКП, адаптирующего фасон, (Ук), типа:

Ук = F(xi, zj),

где zj – конструктивный параметр фасона изделия, взаимосвязанный с Ук.

7. Разработка предпочтительных вариантов фасонов одежды должна осуществляться на основе законов зрительного восприятия формы костюма (законов количества, качества, центрального расположения и смыслового фактора, зрительных иллюзий и принципов тождества, контраста и нюанса) с одной стороны, а с другой – с учетом доминирующих художественно-конструктивных показателей текущей и перспективной моды.

Это позволяет найти компромиссное решение варианта фасона одежды с оптимальными для рассматриваемой фигуры потребителя значениями показателей функционального и эстетического соответствия, а для очень сложных фигур найти современное решение фасона.

8. Для проектирования конструкций одежды в виде СМКф, как при промышленном проектировании, так и по образцам в сфере сервиса, следует использовать классификацию зрительно подобных типовых фигур, позволяющую разрабатывать и сохранять предпочтительность фасона изделия по потребительским показателям качества одежды для всех фигур, входящих в один и тот же класс на всех стадиях проектирования. При разработке СМК и градации лекал использование классификации зрительно подобных типовых фигур позволяет сформировать, сохранить и гарантировать в течение всего дальнейшего цикла проектирования и изготовления высокие эстетические, функциональные и социальные ПК.

9. Проработка и визуализация адаптированных и предпочтительных вариантов фасонов одежды должна осуществляться на инженерно заданных фигурах потребителей в различных проекциях, но, в первую очередь, на той, в которой проявляются доминирующие особенности строения.

Профильные и фронтальные проекции моделей фигур концентрируют всю информацию о строении фигуры: пропорциях, осанке, особенностях телосложения. Для адаптации различных видов одежды (юбка, платье, блузка, брюки и др.), а также новых фасонов одежды к реальным фигурам целесообразно строение фигуры рассматривать по различным антропометрическим поясам фигуры потребителя.

Такой подход позволяет учесть различные виды отклонений в строении фигуры при выборе фасона. Выделяют следующие пояса или модули: плечевой — от верхушечной точки до горизонтальной плоскости, проходящей через плечевые точки; грудной — от плоскости, проходящей через плечевые точки, до горизонтальной плоскости, проведенной через уровень обхвата груди четвертого; корпусный — от горизонтальной плоскости, проведенной через уровень обхвата груди четвертого, до горизонтальной плоскости, проходящей через выступающие ягодичные точки; бедерный — от горизонтальной плоскости, проходящей через выступающие ягодичные точки, до горизонтальной плоскости, проведенной через коленные точки; голенной — от горизонтальной плоскости, проведенной через коленные точки до пола.

Конструктивные пояса соответствуют и в целом определяются антропометрическими поясами, но для каждого вида одежды они свои.

10. Основой для перехода от фасонов одежды к модельным конструкциям является базовая конструкция (БК) изделия с высокими эргономическими свойствами для заданной фигуры потребителя. Этот принцип исключает потерю антропометрического соответствия изделия при его отработке на эстетические ПК в материале (ручное проектирование, системы 2-CAD) и при разработке ЦМО в системе 3-CAD.

 

 

Под зрительно подобными типовыми фигурами понимаются типовые фигуры, обладающие свойством зрительного подобия при восприятии их внешних контуров и размеров в профильной и фронтальной проекциях. Учитывая закономерности геометрического подобия, существующие между контурами типовых фигур потребителей, на базе ОСТ 17 326-86 разработана классификация зрительно подобных типовых женских фигур, полная версия и характеристика которой приведена в [1,19].

В таблице 2 приведена сводная характеристика классификации с указанием классов типовых фигур, числа типовых фигур в классе, размера эталонной фигуры и частоты ее встречаемости, а также распределение типовых фигур по группам стройности.

Классификация состоит из 23 классов и охватывает 105 типовых женских фигур, что обеспечивает по [17] 80% удовлетворенность населения одеждой. Каждый выделенный класс графически представлен соответствующей эталонной типовой фигурой, имеющей истинные размеры в профильных и фронтальных проекциях [1,19], таблица 2.

 

Таблица 2 – Сводная характеристика классификации зрительно подобных типовых женских фигур

№ п/п Группа стройности, размер эталонной типовой фигуры   № класса, частота встречаемости, в % Число фигур в классе № п/п Группа стройности, размер эталонной типовой фигуры   № класса, частота встречаемости, в % Число фигур в классе
  Первая группа: 6,67     158-92-108    
  170-92-96       Третья группа: 48,87  
  164-88-96       158-104-108    
  Вторая группа: 44,46     158-100-108    
  158-92-96       164-108-116    
  158-100-104       158-108-116    
  152-92-100       158-120-128    
  158-92-100       158-128-136    
  158-96-104       158-100-112    
  170-96-104       164-116-128    
  164-100-108       158-108-120    
  158-96-108       152-96-112    
  158-92-104       158-100-116    

 

Эталонной фигурой класса выбрана та, которая имеет наибольший процент встречаемости среди всех фигур, входящих в класс. В первую группу фигур, зрительно максимально приближенных к стройным фигурам, вошли 2 эталонные фигуры, во вторую, условно-стройных – 10 и в третью группу, нестройных – 11 фигур.

Таким образом, к первой группе фигур близких по строению к условно-идеальной фигуре или к стройным фигурам относится 6,67% типовых фигур по ОСТ. Ко второй группе условно-стройных фигур относится 44,46%, к третьей группе нестройных фигур – 48,87%.

Ко второй группе относятся фигуры, имеющие коэффициенты стройности в следующих пределах: Кстр1 = 0,591¸0,684; Кстр2 = 0,199¸0,221. К третьей группе относятся фигуры со значениями коэффициентов стройности Кстр1 > 0,684 и Кстр2 > 0,221. Классификация зрительно подобных типовых фигур может применена на всех стадиях проектирования конструкций одежды [1,3], так как она позволяет эффективно решать задачи проектирования на инженерном уровне, а также сокращать затраты времени за счет формирования объективной исходной информации.

К первой группе стройности относятся фигуры со значениями коэффициента стройности: Кстр1£ 0,591 и Кстр2 £ 0,199 (таблица 3). Ко второй группе относятся фигуры, имеющие коэффициенты стройности в следующих пределах: Кстр1 = 0,591¸0,684; Кстр2 = 0,199¸0,221. К третьей группе относятся фигуры со значениями коэффициентов стройности Кстр1 > 0,684 и Кстр2 > 0,221.

По аналогичным принципам разработана и классификация зрительно подобных типовых мужских фигур, содержащая 16 классов [23]. Сводная характеристика классификации зрительно подобных типовых мужских фигур приведена в таблице 4, а одна из эталонных типовых мужских фигур на рисунке 8.

Фрагменты классификаций женских типовых фигур приведены в таблицах 5 и 6.

 

Таблица 3 – Классификация фигур потребителей по группам стройности

Значения Кс1 Значения Кс2 Значения Ксв Значения Ксн Группа стройности Путь преобразования фасона изделия
£ 0,59 £ 0,199 ³0,805 0,805¸0,818 (для ТФ) £ 0,394 0,374¸0,394 (для ТФ) Стройные фигуры Исходный фасон изделия не изменяется
0,591 ¸0,684 0,199¸0,221 0,804 ¸0,769 0,395¸0,438 Условно-стройные фигуры Для большинства силуэтных геометрических форм исходного фасона изделия требуется адаптация
> 0,684 > 0,221 £ 0,768 0,681¸0,768 (для ТФ) ³ 0,439 0,439¸0,530 (для ТФ) Нестройные фигуры Для большинства силуэтных геометрических форм исходного фасона изделия требуется разработка предпочтительного варианта

 

Таблица 4 – Сводная характеристика классификации зрительно подобных типовых мужских фигур

№ класса Группа стройности, размер эталонной типовой фигуры   частота встречаемости, в % (кроме эталонной фигуры) Число фигур в классе   № класса Группа стройности, размер эталонной типовой фигуры   частота встречаемости, в % (кроме эталонной фигуры) Число фигур в классе  
               
  170-92-74 8,8     164-108-102 2,8  
  170-96-78 13,2     164-100-100 11,8  
  170-104-86 6,4     170-96-96 5,8  
  170-96-84 9,8     164-108-108 7,8  
  164-104-92 3,4     164-112-112 5,8  
  164-112-100 0,5     170-100-106 < 0,1  
  164-92-86 5,6     170-108-114 < 0,1  
  164-96-90 8,5     170-116-122 < 0,1  
S = 137

 

Рисунок 8 – Эталонная мужская типовая фигура 170-92-74

Классификация зрительно подобных типовых фигур может применена на всех стадиях проектирования конструкций одежды [1], так как она позволяет эффективно решать задачи проектирования на инженерном уровне, а также сокращать затраты времени за счет формирования объективной исходной информации. Особенно эффективно ее применение при выполнении адаптационного анализа фасонов одежды, разработке семейств модельных конструкций и градации лекал. Выполнение градации лекал внутри классов зрительно подобных типовых фигур обеспечивает сохранение эстетического соответствия проектируемого фасона изделия при переходе от размера к размеру или к росту.


Таблица 5 – Фрагмент классификации зрительно подобных типовых фигур женщин по [19]

№ полнотной группы № класса подобных фигур Значения коэффициентов стройности Графическая модель эталонной фигуры Размеры типовых фигур по ГОСТ 17522-72 Частота встречаемости фигур, %
Третья группа стройности
    Кстр1Î [0,684; 0,911] Кстр2Î [0,221; 0,275] Кстр3Î [0,184; 0,284] Кстрв Î [0,681; 0,768] Кстрн Î [0,439; 0,530]       158-108-116 152-108-116 158-116-124 164-112-124 164-116-124 2,4 1,1 2,2 1,4 0,6

 

Таблица 6 – Фрагмент классификация зрительно подобных женских типовых фигур по группам стройности

Первая группа стройности Вторая группа стройности Третья группа стройности
Значения коэффициентов стройности № класса Размеры типовых фигур по ОСТ 17326-81 Значения коэффициентов стройности № класса Размеры типовых фигур по ОСТ 17326-81 Значения коэффициентов стройности № класса Размеры типовых фигур по ОСТ 17326-81
                 
Первая полнотная группа
Кстр1 £ 0,591; Кстр2 £ 0,199; Кстр3 £ 0,150; Кстрв ≥ 0,805; Кстрн £ 0,403;   170-92-96 164-88-92 164-92-96 170-88-92 0,591<Кстр1£ 0,684; 0,199< Кстр2 £ 0,221; 0,150< Кстр3 £ 0,175; 0,769 £ Кстрв <0,805; 0,403< Кстрн £ 0,443;   158-92-961 52-88-92 152-92-96 158-88-92 164-96-100 170-96-100 170-100-104 Кстр1 > 0,684; Кстр2 > 0,221; Кстр3 > 0,175; Кстрв < 0,769; Кстрн > 0,443;   158-104-108 152-100-104 152-104-108
  158-100-104 146-96-100 152-96-100 158-96-100 164-100-104 164-104-108 170-104-108

 


Зрительное восприятие различных объектов основано на объективно существующих зрительных иллюзиях. Причина их возникновения подробно изложена в [1]. Несовершенства человеческого глаза позволяют весьма эффективно использовать их для нивелирования недостатков фигур потребителей. Практический опыт в этой области позволил сформулировать законы зрительного восприятия формы костюма, основанные на принципах тождества, контраста и нюанса. Эти принципы проявляются как в цветовом, так и в геометрическом решении костюма.

Под тождеством понимается полное сходство однородных рассматриваемых элементов. Например, костюм синего цвета и блузка также синего цвета. Использование при разработке одежды контуров, поверхностей, линий членений повторяющих силуэтные контуры изделия или фигуры – также является проявлением тождества (рисунок 9, а).

Под нюансом понимаются незначительные отличия однородных элементов формы, которые приближаются друг к другу. Например, костюм синего, а блузка – голубого цвета. Проявление нюанса в силуэтных линиях одежды и линиях членения вытачек показано на рисунке 9,б.

Рисунок 9 – Проявление в линиях членения, силуэтных линиях и контуров фигуры тождества (а), нюанса (б) и контраста (в)


Контраст проявляется в резких отличиях элементов формы друг от друга или противопоставлении их друг к другу. Например, костюм синего, а блузка – желтого цвета. Контрастными силуэтными линиями по отношению, например, спинному контуру потребителя, можно скрыть его сутулую осанку, выступающий живот или другие выпуклые и вогнутые участки фигуры (см. рисунок 9, в).

Геометрическое решение композиции костюма наиболее полно отражается в членении поверхности изделия. При этом в зависимости от расположения и

числа членений также проявляются закономерности, которые могут быть обозначены как доминирующие или главенствующие.

Так, при членении прямоугольной формы изделия на две равные части – ни одна не главенствует над другой (см. рисунок 10, а).

Рисунок 10 – Варианты членения поверхности изделия

При неравном членении формы изделия на две части – большая часть всегда главенствует над меньшей и подчиняет ее (см. рисунок 10, б, в). При этом, очевидно, что первый вариант членения (рисунок 10, б) целесообразно предложить для фигур верхнего типа, а второй вариант (см. рисунок 10, в) –очевидно, не стоит предлагать для фигур с сильно развитыми грудными железами, а вот для фигур нижнего типа он будет являться предпочтительным.

Членение формы изделия на три части предполагает три возможности:

· при равенстве всех трех частей – всегда главенствует средняя часть (см. рисунок 10, г);

· при равенстве двух крайних частей – всегда главенствует средняя, даже если она меньше других (см. рисунок 10, д);

· при неравном членении – всегда главенствует большая часть (см. рисунок 10, е).

Для разработки предпочтительных и адаптированных вариантов фасонов одежды важно также знание законов зрительного восприятия формы. К ним относятся:

· закон количества,который утверждает, что большее количество линий, формы, объема всегда главенствует по отношению к той части или частям изделия, в которых эти параметры не наблюдаются;

· закон центрального расположения свидетельствует, что расположение какой-либо детали в центре делает ее главной;

· закон качества утверждает, что в изделии главенствует всегда та деталь, которая обладает иными свойствами. Например, это может быть другая фактура или вид материала: платье из тканого материала – воротник из меха; костюм из трикотажа, отделочные детали из атласа и т.д.;

· в соответствии с законом смыслового фактора главенствует всегда та деталь или отделка, которая несет смысловую нагрузку. В качестве смыслового фактора может выступать эмблема, украшение, цветовой акцент, вышивка, живые или искусственные цветы.

Использование всех указанных закономерностей позволяет создавать очень изящные и грамотные варианты предпочтительных решений фасонов одежды для фигур с различными особенностями строения фигур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.