Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные характеристики государственного управления в сфере гражданской защиты




Развитие общества и уровень его безопасности происходит под воздействием социального управления, целеустремленного влияния людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, которое состоит из двух типов: саморегулирование общества (непосредственное управление); государственного управления (через специально созданные структуры государства).

Государственное управление - целеустремленное организационное, регулирующее и контролирующее влияние субъекта государственного управления на объект государственного управления путем ввода государственной политики, выработанной политической системой и законодательно закрепленной, через деятельность органов государственной власти, наделенных необходимой компетенцией.

Для исследования проблем государственного управления используется методология системного подхода, которая позволяет анализировать будь какой объект или явление, как систему в единстве всех ее составляющих, которые непрерывно взаимодействуют, как между собой, так и с внешней средой.

Система - это совокупность взаимодействующих элементов, которые имеют интегральные свойства, не присущие каждому из этих элементов отдельно.

Особенностями будь какой системы есть ее целостность, структурность, иерархичность организации (то есть наличие совокупности подсистем разного уровня, которые расположены в порядке постепенности), наличие разных типов необходимых коммуникаций между элементами и наличие интегрированного качества, целенаправленность функционирования на полезный результат.

В управлении как субъектом, так и объектом управленческого влияния выступает человек. Специфика государственного управления как виду управления заключается в том, что оно опирается на власть - организационную силу общества, способную к принуждению и распространяет свое влияние на все общество.

Субъектом государственного управления является орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, которое наделено властными полномочиями для осуществления государственного управления.

В качестве объекта государственного управления в соответствии с организационно-структурным критерием выступают формально определенные структуры (область, город, район, предприятие), а за функциональными критерием - виды деятельности.

За своей структурой система государственного управления охватывает такие составляющие:

управляючу;

управленческую деятельность (влияние);

сферы и отрасли общественной жизни.

Свое логическое завершение государственное управление приобретает из определения цели и целей функционирования системы относительно практической реализации организационных, исполнительно-распорядительных функций из воплощения в жизнь требований законодательства и осуществления на этой основе управленческого влияния относительно определенных сфер, отраслей, объектов.

За источником возникновения и содержанием основные виды целей государственного управления образуют такую структуру:

общественно-политические, что охватывают комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

социальные, которые отображают влил общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

экономические, которые характеризуют и утверждают экономические отношения, которые обеспечивают материальную основу реализации общественно-политических целей;

духовные, связанные с восприятием культурных ценностей и с подключением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических целей.

Градация целей государственного управления может осуществляться за будь какими принципами, например, по объему, за результатами, по времени, и тому подобное. Но преимущественно цели государственного управления разделяются на стратегические, тактические, оперативные.

Обоснованность и действенность целей государственного управления определяется их зависимостью от определенных ресурсов и обеспеченности ими.

Функции государственного управления взаємозумовлені с целями и отображают способы осуществления юридически определенных управляющих влияний. По критерию содержания, характеру и объему влияния разделяются на:

общие которые имеют место в будь какому управленческому взаимодействию органов управления с объектами управления (анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, работа с персоналом, учет, контроль);

специальные реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях и определяются в основном запросами объектов управления. Эти функции являются основными потому что для их реализации образуются системы управления.

Руководствуясь принятой в теории классификацией систем, государственное управление в сфере гражданской защиты можно отнести к сложным, открытым, динамическим, целеустремленным системам.

Сложность системы определяется возможностью розчленування ее на подсистемы по разным признакам - структурными (органы управления, силы и средства за соответствующими территориальными уровнями), функциональными (предотвращение и ликвидация последствий НС направленное на защиту население, животных, растений, объектов экономики и окружающей среды), деятельными за основными мероприятиями в сфере ЦЗ, и тому подобное. Другой приметой сложности является то, что изменения в будь которому ее отдельном элементе, влияют на другие элементы и функционирования системы в целом.

Открытость системы обусловлена степенью влияния объектов внешней среды (каким выступают чрезвычайные ситуации) на систему и ее поведение так и на которые влияет сама система (состояние безопасности объектов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций).

Практически все реальные (физические) системы являются динамическими. Система функционирует в пространстве и времени. Процесс функционирования системы есть переход ее из одного состояния (повседневной деятельности) в другой (повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного положения). Чем и определяется ее динамическая.

Целенаправленность значит, что относительно внешней среды система выступает и соответственно воспринимается как что-то единственное и все ее элементы служат одной цели:

реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особенный период..

Отмеченная цель реализуется управляючою составляющей системы государственного управления в сфере гражданской защиты которая является организационной структурой государственных органов, организаций, их персонала, материальные и информационные ресурсы, которые выделяются и тратятся обществом на формирование и реализацию государственно-управленческих влияний и поддержание жизнедеятельности самого субъекта управления в составе трех определенных национальным законодательством государственных систем,:

гражданской обороны Украины (ІДО);

единой государственной системы органов исполнительной власти по вопросам предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и естественного характера (ЄДС НС);

единой государственной системы гражданской защиты (ЄДС ЦЗ).

В качестве интегрированной национальной системы противодействия НС выступает ЄДС ЦЗ.

Таким образом, с позиции системного подхода, сама национальная система государственного управления в сфере гражданской защиты в организационном аспекте представляется как сложное взаимодействие трех государственных систем, которые в свою очередь являются организованным государством совокупностью субъектов (государственных органов, общин, должностных лиц, отдельных граждан), объединенных целями и заданиями из защиты населения, животных, растений, объектов экономики и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций. Каждая из трех систем имеет собственные территориальные и функциональные подсистемы и сама является иерархической частью более общей системы обеспечения национальной безопасности и обороны. Как части системы национальной безопасности и обороны ЦО, ЄДС НС и ЄДС ЦЗ имеют определены информационные связи с другими подсистемами общей системы - политической, военной, экологической, техногенной, социальной, экономической, научно-технологической, информационной безопасности.

Государственные органы, которые формируют и реализуют управленческое влияние в сфере гражданской защиты являются системоутворюючими элементами национальной системы противодействия НС.

Построение их организационной структуры, вертикальные и горизонтальные связки, форма связей формируется под воздействием как внешних (потенциальных угроз присущих разным территориям) так и внутренних (демократизму и стилю государственного управления, и тому подобное) факторов с учетом правового поля, определенного Конституцией и законами Украины и подзаконными актами Президента и Правительства.

Рядом с тем существование в Украине трех государственных систем, две из которых являются единственными, которые строятся по одинаковому территориально-производственному принципу, имеют практически единственные координирующие и постоянные органы управления силы и средства, определенным образом дублируют друг друга свидетельствует о наличии в государстве проблемы системного характера.

В связи с этим целесообразным будет рассмотреть систему государственного управления в сфере ЦЗ в функциональном аспекте, учитывая специальные функции определенные целями государственной политики и основные компоненты самого процесса противодействия НС.

Формализацию процесса противодействия НС, направленного на защиту населения, животных, растений, объектов экономики и окружающей среды целесообразно определить через рассмотрение термина НС, за которых возникает или явная угроза, или непосредственное поражение объектов защиты.

Универсальными причинами НС официальные источники, прежде всего, называют аварии, стихийные бедствия, катастрофы, которая находит свое подтверждение в определении и самого термина НС в законах Украины, подзаконных актах и государственных стандартах Украины, которые с разной мерой детализации, определяют НС как "нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой стихийным бедствием... ". При этом в законе [16] причины нарушения нормальных условий продолжаются предельно определенным перечнем "эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, большим пожаром, применением средств поражения", согласно [10] дальнейший перечень причин не конкретизируется, а используется термин "или другим опасным событием", в ДСТУ "Безопасность в НС" этот срок заменяется на "другими факторами", но все источники констатируют, "что привели или могут привести к человеческим и материальным потерям", или "до невозможности проживанию населения на территории или объекте, ведение там хозяйственной деятельности, гибели людей и/ или значительных материальных потерь".

В то же время недостаточно выясненным все приведенные определения оставляют лишь порог небеспечности последствий, из которого событие из опасной становится чрезвычайной ситуацией. Этот пробел ликвидируют действующие в государстве Классификационные признаки чрезвычайных ситуаций, где единицами измерения событий определении показатели: количества лиц, председателей, факта возникновения события, тоннажа, времени, площади, или количественное выражение превышения ПДК и их пороговые значения. Пороговые значения показателей признаков для НС в транспортной, производственной сферах, сфере жизнеобеспечения, в естественной среде и других сферах жизнедеятельности человека разные. Так показатель гибели или травмирования людей в результате дорожно-транспортных приключений равняется от 5 и 15 лиц соответственно, рядом с показателями гибели или травмирования людей в результате аварий, катастроф, отравлений и несчастных случаев от 3 и 10 лиц, от 2 и 5 лиц при разрушении подземных сооружений, пожаров (кроме бытовых пожаров), и взрывов, и от 1 лица при заболевании на экзотические особенно опасные инфекционные болезни (чума, натуральная оспа и тому подобное).

При этом следует подчеркнуть, что стоимостный показатель размера причиненного вреда классификационными признаками не приводится. Такой показатель размера причиненных (ожидаемых) убытков в стоимостном показателе (для государственного уровня более 150 тыс. минимальных заработных плат, регионального уровня более 15 тыс. минимальных заработных плат, местного более 2 тыс. минимальных заработных плат) определен Порядком классификации НС за их уровнями, утвержденным ПКМУ от 24.03.04 г. №368.

За объемами технических и материальных ресурсов, которые необходимы для ликвидации последствий НС,: для государственного уровня установлено не менее одного процента от объема расходов двух или больше местных бюджетов регионов; для регионального не менее одного процента от объема расходов двух или больше местных бюджетов районов (мост областного значения); местного уровня когда объемы превышают собственные возможности объекта, где возникла НС.

По критерию гибели людей НС разделяются на такие уровни: государственный уровень свыше 10 (300) лиц; региональный свыше 5 (100) лиц; местный свыше 2 (50) лиц; объектовый, когда критерии НС не достигают отмеченных размеров. Этот критерий снижается к свыше 5 (100), 3-5 (50-100), 1-2 (20-50) при условии, если материальные убытки превышают соответственно 25, 15,0,5 тыс. минимальных размеров заработной платы.

Таким образом для отнесения будь какого опасного события к НС необходимо сравнить фактические последствия события с пороговыми значениями показателей признаков НС, а для определения уровня НС классифицировать ее по критериям территориального распространения, объемам задействованных материальных и технических ресурсов для ликвидации и размеру причиненных или ожидаемых материальных убытков от НС.

Рис. 1.2.

То есть феномен НС заключается в том, что определяющим критерием для перехода опасного события в статус НС и ее классификации по уровню, становятся установленные государством в зависимости от реальных социально-экономических условий количественные показатели последствий и материальных и технических ресурсов необходимых для их ликвидации (рис. 1.2), в то время, как вероятность возникновения или частота реализации опасности играет лишь вспомогательную функцию, которая позволяет,: учитывать величины финансовых вложений в поддержку и повышение общего уровня ограждения объектов, комплексов, систем от НС, с учетом соразмерности количественных характеристик возможных потерь и реальных финансовых возможностей.

Учитывая составляющие приведенного термина НС основными компонентами, которые характеризуют будь какую ситуацию как чрезвычайную, становятся: источники деструктивных влияний (уражальні факторы), объекты поражения и защиты и ресурсы защитных мероприятий.

К уражальних факторам можно отнести группы факторов, которые характеризуются физическим, химическим, биологическим или другим действием определенной соответствующими параметрами и которые могут обусловить такие состояния, при которых возникает или угроза, или непосредственное поражение людей или объектов.

Объектами поражения и защиты становятся население, животные, растения, объекты экономики, территории и окружающей среды как таковые, что требуют осуществления защитных мероприятий.

Ресурсами защитных мероприятий являются инженерно-технические, медико-биологические, транспортно-коммуникационные, материальные и финансовые ресурсы для компенсации потерь и покрытия расходов на ликвидацию негативных последствий, а также силы и средства, которыми осуществляется защита населения и территорий от реальных или возможных уражальних факторов.

Каждое изменение состояний компонентов ситуации происходит под воздействием взаємозумовлених внешних и внутренних факторов.

Во времени процесс хода состояния компонентов формирующих НС определяется тремя характерными периодами (фазами) развития и противодействия НС:

начальный период (ранняя фаза) характеризуется появлением на территории зон потенциального риска, где растет угроза вероятного выявления уражальних факторов;

период первичного влияния (фаза реализации-) характеризуется появлением зон поражения;

послекризисный период (завершающая или поздняя фаза) характеризуется последействием, вторичным проявлением уражальних факторов (в зонах последействия).

В соответствии с этим системой противодействия НС с целью уменьшения убытков и поддержания достаточного уровня ограждения (защищенности) населения и территорий на протяжении начального периода осуществляются меры пресечений, в течение первичного влияния спасательные мероприятия по реагированию (локализации последствий), на протяжении после кризисного - ликвидация последствий и обновительные работы.

Таким образом, учитывая специальные функции, которые определены целями государственной политики в сфере гражданской защиты, и рассмотрены нами компоненты процесса противодействия НС, систему в функциональном аспекте можно определить за составляющими или подсистемами первого уровня:

предотвращение возникновения НС

ликвидации последствий НС.

Реагирование на НС в отдельную подсистему не выделяется, так как в условиях повседневной деятельности осуществляются меры пресечений из заблаговременного реагирования на НС, в режиме повышенной готовности и НС из немедленного реагирования вместе с мероприятиями по ликвидации последствий НС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.