Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие деятельности направленной на регулирование безопасности в НС




Механизмы государственного управления за составляющей предотвращения НС

Официально предотвращение возникновения НС трактуется для НС техногенного и естественного характера, как подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на регулирование техногенной и естественной безопасности, проведения оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения НС, которые основываются на данных мониторинга (наблюдений), экспертизы, исследований и прогнозов относительно возможного хода событий с целью недопущения их перерастания в чрезвычайную ситуацию или смягчение ее возможных последствий.

Таким образом основными элементами, через которые субъект управления в единстве его функций, полномочий и организационных связей обеспечивает управленческое влияние в сфере гражданской защиты за составляющей предотвращения НС становятся,:

регулирование безопасности в НС;

оценка уровней риска НС

заблаговременное реагирование на угрозу возникновения НС.

Формирование и развитие деятельности направленной на регулирование техногенной и естественной безопасности, в части безопасности в НС, должно осуществляться многопланово, в общем комплексе мероприятий по регулированию безопасности производства, технологических процессов, безопасности продукции (работ, услуг), оборудования, безопасности сейсмоа, пожарной, эпидемиологической безопасности и других видов безопасности, которые утверждаются как государственные или отраслевые нормы и правила органами исполнительной власти в соответствии с отраслями экономики и сферы своей ответственности.

Почвой для применения комплекса мероприятий направленных на регулирование безопасности в НС прежде всего становятся определенные в правовом поле:

показатели отнесения городов к соответствующим группам из ІДО, объектов - к соответствующим категориям из ЦО и класса повышенной опасности;

нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации объектов производственного и социального назначения в зонах возможного влияния опасных техногенных процессов и природных явлений;

нормативы (регламенты) параметров уражальних факторов НС, что традиционно проводятся за видами безопасности техническими комитетами в системе стандартизации (избыточное давление во фронте ударной волны, давление гидравлического потока, площадь и длительность затопления, плотность теплового потока, доза облучения, предельно допустимая концентрация, токсичная доза, и тому подобное).

Основными механизмами регулирования являются государственная стандартизация, сертификация, экспертиза, государственный присмотр и контроль на соответствие требованиям в сфере ЦЗ, лицензирование, учет и реализация требований ІТЗ ЦЗ (ЦО), а также страхование и экономические регуляторы (налоги, штрафы, санкции на возмещение убытков, фонды, льготы, и тому подобное). Все механизмы должны опираться на определенные нормы и быть ув'язані между собой в правовом поле (рис. 1.3).

Государственная стандартизация определяется Законом Украины «О стандартизации» устанавливает нормы, характеристики и правила, которые отвечают уровню научно-технического и технологического развития, формирует единую систему измерений гармонизированную с международными стандартами.

Создания комплекса стандартов в сфере ЦЗ позволяет достичь оптимальной степени упорядочения и закрепления установленных норм, положений, правил, методов относительно прогнозирования возникновения и развития НС, предотвращения им, ликвидации этих ситуаций и их последствий, упрощает работу органов исполнительной власти и самоуправления, предприятий, учреждений и организаций у этой сфере.

Группа стандартов, которая входит в комплекс национальных стандартов в сфере ЦЗ включает,: стандарты требований относительно мониторинга, предотвращения и ликвидации НС, ограждения населения, животных, растений, объектов экономики, защиты почв, атмосферного воздуха, продовольствия, пищевого сырья и кормов, водных источников и систем водоснабжения, средств и методов управления, связи и оповещения, технической оснастки аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты.

Рис. 1.3. Механизмы регулирования безопасности в НС

Государственная экспертиза. Основные документы по этому вопросу цє Законы Украины «О научной и научно-технической экспертизе», «Об экологической экспертизе». В рамках комплексной государственной экспертизы аспекты безопасности в НС рассматриваются в таких ее составных частях как государственная экспертиза проектно-сметной документации в части пожарной безопасности, государственной экспертизы проектов строительства опасных объектов производственной защиты в части противоаварийной защиты.

Отделенной государственной экспертизы в сфере ЦЗ в правовом поле Украины нет, следует заметить, что и самим законодательством в сфере ЦЗ государственная экспертиза предвидена, как экспертиза относительно техногенной безопасности объектов.

Государственное лицензирование осуществляется с целью установления квалификационных, организационных, технологических и других требований и контроля за их сдержкой для осуществления определенных видов хозяйственной деятельности.

Как регулятивный механизм, лицензирование принадлежит к группе традиционных административных методов управления, которые определены Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Лицензирование объектов экономики для заблаговременного осуществления комплекса мероприятий по подготовке объектов к постоянному функционированию в условиях НС и категорійних объектов из ЦО в военное время, к которым будут применяться отдельные правила лицензирования, а также и сами эти правила в государстве отсутствуют.

Сертификация систем защиты и управления безопасностью признана во всем мире как эффективный механизм независимой компетентной оценки на соответствие требованиям нормативных правовых актов. Сертификация из ЦЗ, в первую очередь должна касаться надежности технических компонентов систем защиты, оповещения и управления мероприятиями ЦЗ на категорійних объектах, систем управления безопасностью на потенциально-опасных объектах, подтверждение показателей готовности персонала к действиям в условиях НС.

Главной мотивацией этой сертификации являются интересы национальной безопасности, и потому ее характер должен быть обязательным. На данное время сертификация из ЦЗ остается в методическом плане слабо отработанным механизмом государственного регулирования безопасности в национальном правовом поле.

Экономическое регулирование, основные механизмы которого можно классифицировать по функциональному принципу, выделив следующие группы:

механизм экономической ответственности (санкции, возмещения убытков);

механизм перераспределения риска (страхование);

механизм формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств (система фондов);

механизм стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение прибыли, льготное кредитование мероприятий по повышению безопасности);

механизм резервирования на случай НС (образование резервов материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий НС).

Страхование. Базовым законодательным актом является Закон Украины «О страховании». К основным классам страхования, которые предвидены в законодательстве и что касаются сферы ЦЗ, принадлежат страхования от рисков стихийных явлений, огневых и технических рисков.

Развитие системы страхования напрямую связано с решением проблемы определения риска НС, ведь именно такой показатель составляет основу механизмов страхования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.