Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые свойства и функции конституции 2 страница




56Глава 2. Конституция как основной источник права

сованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организаций и функционирования местного самоуправления организационно-правовые формы и гарантии его осуществлен ния.

Раздел первый завершается гл. 9 «Конституционные поправ­ки и пересмотр Конституции», в которой устанавливаются слу­чаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее попра­вок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В л. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действо­вавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п.3 - б говорится об осуществ­лении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и су­дами Российской Федерации в связи с их новыми полномочия­ми, установленными Конституцией РФ.

В п. 7—9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возмож­ность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.

Правовые свойства конституции. Конституция является учре­дительным, а потому первичным, определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15

Конституции РФ.

Верховенство конституции является определяющим ее право­вым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в националь­ной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция

§ 4. Правовые свойства и функции конституции57

российской Федерации и федеральные законы имеют верховен­ство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тер­ритории Российской Федерации. Законы и иные правовые ак­ты, принимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации».

Законы и иные правовые акты органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Верховенство конституции дик­тует требование непротиворечивости законов и подзаконных актов ее содержанию. Законы и подзаконные (в том числе ве­домственные) акты, противоречащие Конституции РФ, не должны применяться судами и другими правоприменителями. Верховенство и высшая юридическая сил Конституции РФ вы­ражается также в том, что конституционные установления яв­ляются исходным источником всех отраслей частного и пуб­личного права. Законы и другие нормативные правовые акты должны приниматься лишь указанными в Конституции РФ го­сударственными органами и соответствовать либо не противо­речить ей.

В федеративных государствах одновременно с действием фе­деральной конституции действуют учредительные акты (консти­туции, уставы и т. п.) субъектов (членов) федерации при соблю­дении обязательного правила: учредительные акты субъектов РФ не должны противоречить конституции федерации. Следова­тельно, верховенство конституции в федеративных государствах имеет два уровня: верховенство федеральной конституции на всей территории федерации и верховенство учредительного акта субъекта (члена) федерации на территории этого субъекта феде­рации.

Конституция РФ из общей массы законов и иных норматив­ных актов субъектов РФ выделяет конституции республик и ус­тавы других субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, п. «а» ч. 1 ст. 72). Консти­туции и уставы субъектов РФ являются актами особой право­вой природы, они носят учредительный и в силу этого основополагающий характер в правовой системе Российской Федерации и ее субъектов и находятся в одном ряду с Консти­туцией РФ.

58Глава 2. Конституция как основной источник права

Конституция РФ устанавливает на всей территории Россий­ской Федерации верховенство не только свое, но и федераль­ных законов (ч. 2 ст. 4). В этом смысле верховенство предпола­гает юридически строгое разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и полномочий соответ­ствующих их органов. Законы и подзаконные (в том числе ве­домственные) акты, противоречащие учредительным актам как Российской Федерации, так и ее субъектов, не должны приме­няться судами и другими правоприменителями.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному законодательству. Со­гласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 2! июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» (далее — Закон о Конституционном Суде РФ) судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего со­держания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязан­ности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федера­ции, ничему и никому более».

В соответствии с Конституцией РФ в ч. I ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплено, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независи­мо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конститу­ции РФ и закону. Это положение конкретизировано в ч. 3 ст. 5 указанного Закона, где сказано, что суд, установив при рас­смотрении дела несоответствие акта государственного или ино­го органа, а равно должностного лица Конституции РФ, феде­ральному конституционному закону, федеральному закону, об­щепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конститу­ции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает ре­шение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В конечном счете Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ являются решающими правовыми критериями определения правомерности решений и действий государствен­ных органов, органов местного самоуправления, их должност­ных лиц, поведения граждан и их объединений.

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих кон-

§ 4. Правовые свойства и функции конституции59

ституциях не было. Обращает на себя внимание положение, со­держащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законо­дательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие по­ложения Конституции РФ определяют смысл, содержание зако­нов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.

Прямое действие Конституции РФ не означает, что ее поло­жения не нуждаются в конкретизации путем принятия текущих законов.

В ряде статей Конституции РФ содержится прямое указание принятие федерального конституционного закона либо фе­дерального закона. Например, в ст. 6 содержится отсылочная норма о том, что гражданство РФ «приобретается и прекраща­ется ц соответствии с федеральным законом». В ст. 47 Консти­туции РФ предусмотрено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием при­сяжных заседателей «в случаях, предусмотренных федеральным законом». Но и в этих ситуациях действует правило прямого действия Конституции РФ с тем, чтобы положения закона не противоречили ее требованиям. Кроме того, судья или иной правоприменитель, реализуя положения закона, не лишен воз­можности проверить их на соответствие Конституции РФ.

Требование непосредственного применения Конститу­ции РФ обращено ко всем судам, прежде всего в области прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием в процессе их правовой защиты (ст. 15 и 16). Гражданин, который считает на­рушенным свое право, может обратиться в суд, ссылаясь ис­ключительно на соответствующую статью Конституции РФ и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, мотивируя тем. что нет закона или подзаконного акта, конкретизирующего данное конституционное право.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 (в ред. от 6 февраля 2007 г.) отметил, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассмат­риваемые судом отношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

60Глава 2. Конституция как основной источник права

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конститу­цию РФ, в частности, в следующих случаях:

а)когда положения Конституции РФ, исходя из их смысла,не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука­зания на возможность их применения при условии принятияфедерального закона, регулирующего права, свободы и обязан­ности человека и гражданина и другие моменты;

б)когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступленияв силу Конституции РФ, противоречат ей;

в)когда суд придет к убеждению, что федеральный закон,принятый после вступления в силу Конституции РФ, находитсяв противоречии с соответствующими положениями Конститу­ции РФ;

г)когда закон либо иной нормативный правовой акт, при­нятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конститу­ции РФ, а федеральный закон, который должен регулироватьрассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Действие приведенных выше положений постановления Пленума Верховного Суда РФ было скорректировано Консти­туционным Судом РФ с учетом осуществления правил консти­туционного правосудия, установленных ст. 125 Конститу­ции РФ. Как отмечено в постановлении Конституционного Су­да РФ от 16 июня 1998 г, № 9-П, обязанность судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционное™ закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд РФ не ограничивает непо­средственное применение ими Конституции РФ, которое при­звано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который следовало бы применить в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции РФ и тем са­мым препятствует реализации ее положений, то для обеспече­ния непосредственного действия Конституции РФ во всех слу­чаях, в том числе и когда дело разрешено судом па основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение тако­го закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Кон­ституции РФ в порядке конституционного судопроизводства. Пленумы Верховного Суда РФ и Вьющего Арбитражного Су­да РФ не вправе определять какой-либо иной порядок обеспе-

§4. Правовые свойства и функции конституции 61

чения непосредственного применения Конституции РФ при разрешении конкретных дел, чем предусмотренный ею, а также Законом о Конституционном Суде РФ.

В силу вышеперечисленных правовых свойств Конститу­ция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установ­лено: «Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны».

Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.

Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.

В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Дейст­вие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).

В условиях федеративного устройства государства федераль­ная конституция действует на территории всех субъектов феде­рации, а учредительные акты субъектов федерации — на терри­тории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

В России спорным оказался вопрос о соотношении действия устава края или области и устава автономного округа, террито­рия которого входит в состав данного края или области.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. № 9-П отметил, что нахождение автономного округа в крае или области не означает по действующему законодательст­ву поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации. Вхождение автономного округа в состав края или области является условием распро­странения действия устава «рая или области на всю его терри­торию, в том числе и на территорию автономного округа, В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области. В постановле­нии от 14.июля 1997 г. № 12-П Конституционный Суд РФ при­знал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения

62Глава 2. Конституция как основной источник права

округа в край, область. Вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает их поглощения.

Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами вер­ховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обя­зательного применения на всей территории Российской Феде­рации.

Функции конституции. Любая конституция выполняет опре­деленные функции, которые раскрывают ее социально-право­вое назначение и характеризуют основные направления воздей­ствия ее установлений на общественные отношения.

В отечественной литературе различие функций конституции не отличается большим разнообразием. Чаще всего называют юридическую, политическую и идеологическую функции1. С. А. Авакьян, А. А. Безуглов, С. А. Солдатов выделяют учреди­тельную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологиче­скую и юридическую функции2- В- О. Лучин к функциям консти­туции относит учредительную, правонаделительную, охрани­тельную, программную и системообразующую3. И. А. Кравец связывает функции конституции со сферами общественной жиз­ни — правовой, политической, экономической и культурной. В правовой сфере общественной жизни И. А. Кравец относит к функциям конституции функцию учреждения конституционно­го порядка, легитимации и ограничения государственной власти (другие авторы называют ее учредительной функцией), а также правонаделительную, стабилизационно-охранительную, телео­логическую (программную) и системообразующую функции4.

В самом, общем плане функции конституции можно класси­фицировать на правовые и социальные. Каждая из них, в свою очередь, может состоять из ряда подфункций.

Правовые функции конституции определяются тем, что кон­ституция обладает верховенством и высшей юридической си-

1См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв.ред. Б. А. Страшун: в 2 т. М.. 1999. Т. 1. С. 51—52; Конституционное право /отв. ред. В. В. Лазарев. М., 1999. С. 62.

2 См.: Авакьяп С. А. Конституция России: природа, эволюция, современ­ность. М., 2000. СИ; Безушв А. А., Солдатов С А. Указ. соч. С. 163—166.

3См.: Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализа­ции. М., 2002. С. 35.

4См.: Кравец И. А. Формирование российскою конституционализма (Про­блемы теории и практики): дие.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

§ 4. Правовые свойства и функции конституции63

дай, является определяющим источником права, положения которого лежат в основе отраслевого правового регулирования к всей правовой системы,

К правовым функциям конституции следует отнести: учре­дительную (конституирующую), системообразующую, про­граммно-целевую, регулятивную, имеющую, в свою очередь, три подфункции: компетенционную, обеспечительную и охра­нительно-защитную.

Учредительная (конституирующая) функция конституции сле­дует из ее назначения, которое заключается прежде всего в том, что конституция выступает как учредительный нормативный правовой акт. Все положения конституции как единого, целост­ного акта имеют конституирующий, первичный характер. Дан­ная функция выражается в установлении в ней: основ конститу­ционного строя; конституционных принципов демократии; принципов функционирования гражданского общества; прин­ципов правового государства; форм организации самого госу­дарства; будет ли оно республикой или монархией, унитарным государством или федерацией; допускаются ли в составе госу­дарства автономные образования; модели государственного ме­ханизма и т. д. Одновременно устанавливаются другие правовые институты, входящие в предмет конституционного регулирова­ния. Конституционные установления конституирующего, учре­дительного характера имеют всеобщее, универсальное значение, предопределяют природу и характер всех других конституцион­ных положений.

В зависимости от установления формы правления конститу­ции учреждают государства, являющиеся монархиями либо рес­публиками. В зависимости от установления формы государст­венного устройства конституции учреждают унитарные либо федеративные государства. В свою очередь, в федеративных го­сударствах конституции оформляют учреждения субъектов РФ (штатов, земель, кантонов, провинций, республик, областей и т. д.).

Учредительный (конституирующий) характер имеют все по­ложения Конституции РФ. Она учредила Российскую Федера­цию — Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. I), уста­новила в качестве высшей конституционной ценности челове­ка, его права и свободы (ст. 2). Она определила многонацио­нальный народ в качестве носителя суверенитета и единствен-

64Глава 2. Конституция как основной источник права

ного источника власти в Российской Федерации, обозначила формы выражения власти парода (ст. 3), суверенитет России (ст. 4, 5). В ст. 7 Российская Федерация провозглашена соци­альным государством, политика которого направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В качестве основ конституционного строя установлены принципы осуществления публичной государст­венной и муниципальной власти (ст. Ш —12). Ко истина! и я оп­ределила конституционный статус личности, учредила систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституция РФ выделяет и подчеркивает особую роль кон­ституций и уставов субъектов РФ как в общефедеральной пра­вовой системе, так и в системе правовых нормативных актов субъектов РФ- Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная об­ласть, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Статья 66 устанавливает, что статус республики определен Кон­ституцией РФ и конституцией республики, статус края, облас­ти, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа — Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствую­щего субъекта.

Конституция (устав) субъекта РФ — это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов соответствующего субъекта РФ. Такой юридической си­лой обладает любое его положение. Поэтому нельзя разделить нормы конституций и уставов субъектов РФ на имеющие и не имеющие конституирующий, учредительный характер.

Субъекты РФ самостоятельны в установлении пределов кон­ституционного и уставного регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной вла­сти, их названии, структуре, компетенции, о налимий главы субъекта РФ (в республиках — президента, в краях и облас­тях - губернатора и т. д.) и его компетенции, определяют взаи­моотношения между органами законодательной и исполнитель­ной власти, систему органов местного самоуправления.

К сожалению, в правовой науке и в практике государствен­но-правового строительства существуют недооценки, а то и прямое игнорирование положений конституций республик и уставов субъектов РФ. Об этом, в частности, свидетельствует

§4. Правовые свойства и функции конституции65

тот факт, что конституции и уставы многих субъектов РФ пре­дусмотрели учреждение конституционных и уставных судов, но они фактически не созданы.

Системообразующая функция конституции обусловлена тем обстоятельством, что она является организующим средством, обеспечивает единство и сбалансированность всех элементов государственно-правовой системы, так как все они должны действовать в соответствии с конституционными положениями либо не противоречить им.

Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ игра­ют особую роль в качестве системообразующего фактора госу­дарственно-правовой системы в условиях федеративного госу­дарства. Конституция РФ определяет иерархию нормативных правовых актов, упорядочивает систему права. Субординацион­ные связи находят проявление в установлении конституцией ви­дов нормативных актов, их юридической силы, в ряде случаев — в прямом указании на необходимость издания нормативных ак­тов, в том числе в виде федеральных конституционных законов (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 88, ч. 3 ст. 128). Конституция РФ указывает на согласованность российской пра­вовой системы с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Россий­ской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69).

Воздействие Конституции РФ на развитие правовой систе­мы заключается в том, что она обеспечивает единство правово­го пространства (что особенно важно при наличии конститу­ций (уставов) и законодательства субъектов РФ), способствует целостности развития российского права в условиях его диффе­ренциации и интеграции.

В Российской Федерации закрепляется принцип соответст­вия Конституции РФ конституциям и уставам ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что обеспечение такого со­ответствия находится в совместном ведении Российской Феде­рации и ее субъектов (п. «а» ч. 2 ст. 72). Важно, однако, обра­тить внимание на то, что указание в Конституции РФ на «со­вместное ведение» не определяет, какие вопросы в этой сфере правомочна решать Российская Федерация, а какие — ее субъ­екты. Поэтому при установлении степени участия Российской Федерации в решении вопросов о соответствии федеральной Конституции конституций республик и уставов другах субъек-

66Глава 2. Конституция как основной источник права

тов РФ необходимо иметь в виду все положения Конститу­ции РФ.

Ни одному из положений гл. 1 Конституции РФ не могут противоречить конституции республик и уставы других субъек­тов РФ. Субъекты РФ не вправе ограничивать прямое действие норм Конституции РФ и установленный ею объем прав и сво­бод человека и гражданина. В своих конституциях или уставах они могут лишь усиливать правовые и иные гарантии реализа­ции тех прав и свобод, которые записаны в Конституции РФ.

Соответствие конституций республик и уставов других субъ­ектов РФ Конституции РФ обусловливается тем, что статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч. 1 ст. 67), а статус края., области, города феде­рального значения, автономной области автономного округа — Конституцией РФ и уставами этих субъектов РФ (ч. 2 ст. 67). Изменение же статуса субъекта РФ может быть осуществлено только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с федеральным конституционным за­коном (ч. 5 ст. 6 Конституции РФ). Кроме того, Конституци­ей РФ предусмотрена возможность принятия по представлению законодательных и исполнительных органов автономной облас­ти, автономного округа федерального закона об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 67). Отношения автоном­ных округов, входящих в состав края или области, могут регу­лироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области-Конституции республик и уставы других субъектов РФ должны исходить из положения Конституции РФ о том, что ус­тановление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. I ст. 72). Но в отличие от других положений ст. 72 Конституции РФ о предметах совместного ведения это положе­ние конкретизируется в ст. 77: Российская Федерация устанав­ливает путем принятия федерального закона общие принципы организации представительных и исполнительных органов го­сударственной власти.

Понятие «соответствие конституций республик и уставов других субъектов РФ Конституции РФ» имеет правовое содер­жание, которое может быть установлено путем анализа соответ-

§4. Правовые свойства и функции конституции67

ствуюших норм Конституции РФ и норм конституций республик и уставов других субъектов РФ. Поэтому разрешение дел о таком соответствии возложено на Конституционный Суд РФ по запросу перечисленных в ст. 125 Конституции РФ государ­ственных органов. Положения конституций республик и уста­вов других субъектов РФ, признанные Конституционным Су­дом РФ не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу немедленно.

Причины такого несоответствия могут быть различными. Так, некоторые конституции республик были приняты до при­нятия Конституции РФ и, естественно, не учли ее новых требо­ваний. Немаловажную роль сыграла и проявившаяся в начале 1990-х гг. так называемая суверенизация республик. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют некоторые важные фе­деральные законы, которые конкретизировали бы федератив­ные отношения. Принятие таких законов предусмотрено Кон­ституцией РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 3—5 ст. 77 и др.).

Программно-целевая функция конституции свидетельствует о стимулирующем воздействии конституционных положений на развитие общественных отношений. Закрепленные в конститу­ции цели и задачи служат ориентиром и стимулятором совер­шенствования демократического правового государства и граж­данского общества.

Конституция РФ устанавливает стратегические цели и зада­чи перед обществом и государством, закрепляет те конституци­онные ценности, которые должны быть обеспечены и защище­ны, т. е. определяют правовую политику на длительный период общественного и государственного развития.

Многие положения Конституции РФ носят программный, целеполагающий, ориентирующий характер. В их числе поло­жения преамбулы Конституции РФ, положения о демократиче­ском федеративном правовом государстве (ч. 1 ст. 1), о соци­альном государстве (ч. 1 ст. 7), положения, закрепляющие пе­речень основных прав и свобод человека и гражданина (гл. 2), и др. (ч. 2 ст. 65, ст. 79). Но идеалы — это еще не сама реаль­ность.

Вступая в XXI в., Россия, ее многонациональный народ ока­зались перед лицом новых вызовов, бед и испытаний. На базе Ценностей и идеалов, провозглашаемых Конституцией РФ, российское общество и государство ищут собственные пути развития, пытаясь не копировать практику безудержного инди-

68Глава 2. Конституция как основной источник права

видуализма, абсолютизации частной собственности и частной жизни, культивирования свободы без какой-либо ответственно­сти и ограничений, игнорирования общепринятых традиций моральных устоев. Всем этим негативным явления и процессам следует противопоставить гармонию общественных, групповых и личных интересов, сочетание социальной справедливости и формального равенства. Благодаря этому Конституция РФ смо­жет обеспечить стабильность, устойчивость, силу и прочность прогрессивного развития гражданского общества и правового государства, прав и свобод человека и гражданина, других кон­ституционных ценностей.

Регулятивная функция конституции состоит из трех под­функций: компетенционной (статусном, правонаделительной), обеспечительной и охранительно-защитной.

Регулятивная функция конституции выражается в том, что конституция наряду с учреждением общественного и государст­венного строя определяет компетенцию (полномочия), статус органов публичной власти, высших должностных лиц, депута­тов, судей, политических партий, других общественных объеди­нений, граждан и других физических и юридических лиц.

Конституционные компетенционные положения (вне зави­симости от внешней формы их выражения, формулирования) являются представительно-обязывающими и реализуются в об­щих и конкретных правоотношениях путем соблюдения и ис­полнения конституционных запретов и обязанностей, исполь­зования конституционных прав и полномочий, а также путем их применения компетентными органами и объединениями граждан, их должностными липами в качестве организующего фактора исполнения обязанностей и использования прав и полномочий.

Конституционные полномочия, права и обязанности не реа­лизуются автоматически. В силу этого регулятивная функция конституции включает подфункцию по обеспечению, по уста­новлению гарантий реализации конституционных полномочий, прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Реализация конституционных положений может дать сбои в виде их неисполнения либо ненадлежащего исполнения. т. е. в результате допущенных правонарушений. В целях недо­пущения конституционных правонарушений либо преодоления их последствий конституция устанавливает специальные охра­нительно-защитные средства, способы, механизмы, направлен-

§ 5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 69

ные на предупреждение конституционных правонарушений, их пресечение, на разрешение конституционно-правовых споров и конфликтов, на установление конституционной ответственно­сти в виде восстановления конституционных прав, полномочий и обязанностей и применения соответствующего наказания. С этими целями Конституция РФ предусматривает специаль­ные охранительно-защитные полномочия Президента РФ, Фе­дерального Собрания РФ, Правительства РФ, Уполномоченно­го по правам человека в Российской Федерации, судов Россий­ской Федерации, контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Наряду с правовыми функциями конституции следует раз­личать общесоциальные функции конституции, т. е. воздействие конституционных установлений на развитие различных сфер общественных отношений: государственно-политических, эко­номических, социальных, духовно-культурных, международных (см. § 2 гл. 6).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.