КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы, стоящие перед организацией
Российские предприятия вступили в период не просто рыночной экономики, а «информационной» экономики постиндустриального общества. Основные его потребности уже удовлетворены и фирмы должны либо искать специфические потребности, либо создавать новые, или просто улучшать продукцию, создаваемую в настоящее время. Конкуренция вытесняет слабые компании. Для фирмы остается единственный способ выжить – это осмысленно и быстро использовать информацию. Какая же информация нужна фирмам для того, чтобы найти свое место «под солнцем»? Принципы бухгалтерского учета определяют фирму как независимую единицу, но в действительности она тесно интегрирована с рынком и средой. В качестве объектов самых сильных связей можно отметить потребителей, конкурентов, партнеров и инвесторов. Кроме того, на деятельность фирмы оказывают влияние политические, экономические, социальные и технологические ситуации. Когда фирма получает информацию о потребителях, она определяет круг своих желаний и создает набор целей, которых хотела бы достичь. Информация о конкурентах, партнерах, инвесторах дает возможность выбрать наиболее важные цели из этого набора и определить пути реализации выбранных целей. При выборе цели управления основополагающей гипотезой в теории фирмы является гипотеза о том, что фирма всегда стремиться работать эффективно, т.е. с наименьшими издержками. Иными словами предполагается, что фирма всегда старается произвести максимальный объем продуктов при данном количестве ресурсов, или потратить минимальное количество ресурсов для производства заданного количества продуктов. Кроме того предполагается, что основной целью предпринимателя является стремление максимизировать свою прибыль. Однако эта гипотеза вызывала и вызывает ряд серьезных вопросов. Прежде всего, не ясно, какая прибыль должна максимизироваться – долгосрочная или краткосрочная. Далее, предприниматель в результате своей деятельности будет получать не только материальный, но и разного рода «психический» доход, который не учитывается при максимизации экономических выгод. Предприниматель может просто стремиться получать доход, который он будет считать достаточным для себя. Все это будет создавать состояние удовлетворенности. Понятие «удовлетворенности» не играет никакой роли в классической экономической теории, тогда как в психологии, в теории мотивации, оно является одним из самых важных. Согласно большинству психологических теорий, побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Более того, условия наступления удовлетворенности не являются неизменными, а определяются уровнем устремлений, который может быть выше или ниже в зависимости от жизненного опыта. Наконец, в современных условиях акционеры-собственники и реальные управляющие – это разные люди, и управляющие могут и не быть заинтересованы в максимизации прибыли. Если использовать при выработке управляющих воздействий теорию удовлетворенности, то надо полагать, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного уровня продаж. Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации. Можно предположить, что стремящаяся к удовлетворенности фирма может постепенно отстать от фирм, максимизирующих прибыль и поэтому растущих быстрее. Но наблюдения психологов за поведением человека показывают, что его устремления имеют тенденцию устанавливаться на уровне достижимого. С другой стороны внешняя экономическая среда фирмы сложна и быстро меняется, поэтому нет оснований предполагать достижения общего долговременного равновесия. Использование моделей удовлетворяющего поведения перспективнее модели максимизирующего поведения, так как они дают не только понятие равновесия, но и предлагают метод его достижения. Исследование путей формирования и изменения уровней устремлений позволяет выдвинуть следующие утверждения. а) Когда результаты не соответствуют уровню устремлений, начинаются поиски иного стиля поведения (в частности, поиск новых альтернативных действий). б) Одновременно уровень устремлений начинает сам снижаться до уровня практически достижимых целей. в) Если эти два механизма слишком медленно приводят в соответствие устремления и результаты, то рациональное адаптивное поведение заменяется эмоциональным поведением — апатией или агрессией. Уровень устремлений определяет естественную точку отсчета на шкале полезности, тогда как в большинстве классических теорий эта точка произвольна. Когда у фирмы есть несколько альтернативных способов действий, приводящих к результатам, которые соответствуют ее устремлениям или находятся выше их уровня, теория утверждает, что фирма выберет наилучший из вариантов. Если ни одна из альтернатив не приводит к результатам, которые удовлетворяют имеющиеся устремления, теория предсказывает два качественно различных типа поведения: в коротком периоде — поиск нового направления и пересмотр ориентиров, в длительном — то, что выше названо эмоциональным поведением, и то, что психологи склонны считать неврозом. Аргументом в пользу теории удовлетворенности является известный факт, что бизнесмен часто устанавливает цену путем простого прибавления стандартной надбавки к затратам. Установлено также, что фирмы, доля которых на рынке в одной отрасли уменьшается, действуют более энергично, чтобы увеличить свой торговый оборот, чем фирмы, доля которых на рынке стабильна или возрастает. Все это приводит к тому, что задача выбора цели, к которой необходимо стремиться, реально становится весьма сложной и ее решение во многом определяется личностью первого руководителя. После выбора цели необходимо разработать план действий или набор управляющих воздействий, которые должны привести фирму к выбранной цели, в желаемое состояние. Однако фирма является сложной системой, в которой одновременно функционируют множество различных подсистем. Внутри фирмы можно выделить такие обособленные функциональные области деятельности, как производство, финансы, управление коллективом, снабжение, планирование. Важный фактор стратегического планирования - стратегия, разработанная руководителями высшего звена управления – должна быть поддержана руководителями среднего звена и всеми работниками. Последние должны четко представлять свою роль в деятельности фирмы и достижении ею долговременных и краткосрочных целей. Для этого они должны быть соответствующим образом проинформированы. Без ясной формулировки целей нет возможности объединить усилия всех работников для их достижения. Основная задача руководителя после определение цели всей фирмы состоит в определении таких управляющих воздействий для этих функциональных подсистем, чтобы они работали не для достижения своих частных целей, а для достижения цели, стоящей перед всей фирмой. Организованность - это способность организации группы сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения ее участников с единством действий, направленного на достижение общегрупповой цели. Показателями организованности, в частности, являются: - степень стремления к сотрудничеству; - наличие авторитета и ролевой структуры распределения функций; - единство мнений о лидерах-организаторах; - способность группы к согласованным действиям ее участников; - степень инициативности и реальный вклад каждого участника в достижение цели группы; - степень самостоятельности и равные права членов группы в обсуждении проблемы и принятия решения. Совместная деятельность – это организованная система активности взаимодействующих членов группы, направляемая к общей цели. Существует ли универсальная «цель целей», которая является «желаемой» практически для любой компании, каковы современные подходы к интегральной оценке деятельности предприятия, каковы общепризнанные цели и их иерархия, образующая «дерево целей» компании? До недавних пор высшей целью по умолчанию (и одновременно показателем успеха) для большинства российских компаний оказавшихся в условиях рыночной экономики была прибыль и только прибыль. Причем для них важна прибыль сегодняшнего дня, которую во всем мире уже давно отличают от долговременного, «стратегического» успеха и прибыли в будущем. Многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт доказали, что компании, сосредоточенные только на прибыли за данный год или на обеспечении текущей рентабельности (понимаемой, как экономии на всем), страдают близорукостью. А правильный выбор критерия деятельности оказывает большое влияние на принимаемые решения. Повышение эффективности управления предприятием определяется не только и не столько ликвидностью или величиной прибыли, а увеличением «цены» бизнеса. Целенаправленное управление требует выбора на верхнем уровне одной, ориентированной на стоимость, целевой функции. И такой целью является «стоимость бизнеса» в интересах его владельцев (собственников, акционеров).
Глава 5. Внешняя среда организации
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |