Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура контроллинга




Контроллинг рассматривается как целостная концепция экономического управления предприятием, направленного на выявление всех возможностей и опасностей, связанных с получением предприятием прибыли в рыночных условиях.

Сущность, задачи и функции контроллинга

Ответы: все – а


ГЛАВА 10. КОНТРОЛЛИНГ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Повышение нестабильности внешней среды, усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, растущая диверсификация бизнеса, динамичное развитие и смена технологий ведут к усложнению систем управления современного предприятия. Данные условия выдвигают дополнительные требования к системе управления предприятием, которые выражаются в необходимости увеличения скорости реакции на изменения внешней среды, необходимости в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия, создания продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежания кризисных ситуаций, а также требуют создания механизма координации внутри системы управления.

В конкурентной среде рыночных отношений эффективный управленческий контроль является важнейшим условием успешной деятельности организации. Данные причины объясняют необходимость появления на современных предприятиях такого явления, как контроллинг.

Контроллинг возник на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Слово контроллинг произошло от английского to control – контролировать, управлять. Но в англоязычных странах (Великобритании, США) распространен термин «управленческий учет» (manadgerial accounting, manadgment accounting), хотя работников, занимающихся ведением управленческого учета там называют контроллерами. Сам термин «контроллинг» пришел в Россию из Германии, где он имеет широкое распространение.

В России используют оба термина – контроллинг и управленческий учет, но термин «контроллинг» более информационно емкий, так как он включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает функции учета, контроля, информационного обеспечения и координации. Однако контроллинг не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень, поддерживает процесс управления, в связи с чем контроллинг называют также «управление управлением». Контроллер часто является советчиком как руководителя, так и всего менеджмента компании. Он помогает диагностировать ситуацию и найти правильное решение, но он не отвечает за реализацию решений.

В спектре задач контроллинговой службы можно выделить такие как участие в выработке целей предприятия, предложение альтернативных решений на основе имеющейся информации, анализ экономической эффективности как всего предприятия так и отдельных инвестиционных проектов, выявление и анализ отклонений фактических показателей от плановых и разработка предложений по их преодолению, определение «узких мест» предприятия, оптимизация соотношения «затраты-прибыль», оптимизация информационных потоков на предприятии, консультации руководителей предприятия по производственно-экономическим вопросам.

Одна из задач контроллинга – координация различных подсистем управления предприятием. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии и обеспечивает обратную взаимосвязь в контуре управления. При этом интеграционная и объединяющая роль контроллинга состоит не только в интеграции фаз принятия решений, но и объединении и координации планов различных функциональных направлений структурных единиц и проектов. Таким образом, служба контроллинга – это обслуживающая служба. Она выполняет сервисную функцию для менеджмента.

Область задач контроллинга охватывает и контрольную деятельность. Однако следует понимать соотношение контроллинга и контроля. Несмотря на терминологическое сходство, контроллинг не тождественен контролю. Контроль направлен в прошлое, занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу. Служба контроллинга должна обеспечить такое управление процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, контроль является одной из подсистем управления, которая также нуждается в координации, из чего следует, что контроль – это объект контроллинга.

Таким образом, контроллингэто система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием.

Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей (стратегических, оперативных), стоящих перед предприятием. Реализация данной цели обеспечивается за счет выполнения следующих функций:

· координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

· информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;

· создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

· обеспечение рациональности управленческого процесса.

Контроллинг охватывает все сферы деятельности организации: финансы, учет, менеджмент, интегрируя и координируя деятельность различных служб для достижения оперативных и стратегических целей. Структура контроллинга включает такие разделы как установление целей, планирование, управленческий учет, система информационных потоков, мониторинг, контроль, анализ планов, результатов и отклонений.

При установлении целей определяются как качественные так и количественные цели предприятия и выбираются критерии, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

Далее цели предприятия необходимо облечь в форму прогнозов и планов. При этом существенным является анализ возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем – план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достижению.

Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом, так и по каждому подразделению (рис. 10.1.).

 

Рис.10.1. Разделы контроллинга

 

Роль контроллинга в процессе планирования на предприятии заключается в:

- участии при разработке методики планирования;

- координации различных планов и разработке консолидированного плана в целом по предприятию;

- разработке графика составления планов;

- предоставлении информации для составления планов; предоставление информации для составления планов;

- оценке планов на соответствие целям предприятия и реальность их выполнения.

В процессе стимулирования ролью контроллинга является стимулирование выполнения планов по подразделениям. При организационной работе роль контроллинга заключается в учете и контроле затрат и результатов по подразделениям предприятия.

Следующий раздел контроллинга - управленческий учет - отражает всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия в ходе выполнения плана. Возникает вопрос, зачем нужен управленческий учет, если существует бухгалтерский учет? В чем его отличие?

Бухгалтерский и управленческий учет имеют некоторые общие характеристики, и тот, и другой:

· отражает результаты деятельности предприятия в количественном и финансовом выражении;

· основан на общих исходных данных;

· предполагает общую расчетную информационную базу.

Но бухгалтерский учет нацелен прежде всего на внешних пользователей, классифицируя и регистрируя денежные операции предприятия в соответствии с установленными принципами, стандартами учета и правовыми требованиями.


Таблица 10.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.