Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции (направления деятельности) органов прокуратуры 11 страница




Запрещается вооруженная охрана имущества на терри­ториях закрытых административно-территориальных об­разований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированны­ми и (или) расположенными на их территориях.

В порядке, установленном Правительством РФ, органи­зациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специаль­ные средства в случаях и порядке, предусмотренных Зако­ном о частной детективной и охранной деятельности.

Контроль за частной детективной и охранной деятель­ностью осуществляют органы внутренних дел, иные феде­ральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Зако­ном о частной детективной и охранной деятельности, дру­гими законами и иными правовыми актами РФ.

Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный про­курор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим право­вого статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать сыскные и охранные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.

 

20.2. Субъекты частной детективной и охранной деятельности

Услуги по сыску оказываются частным детективом, которым признается гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпри­нимателя, получивший в порядке, установленном Законом о частной детективной и охранной деятельности, лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятель­ности.

Сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с госу­дарственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в обще­ственном объединении не разрешается.

Предоставление лицензий на осуществление частной де­тективной деятельности производится органами внутрен­них дел.

Гражданин, претендующий на получение лицензии па осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган вну­тренних дел заявление1, а также анкету, фотографии, ме­дицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение профессиональной подго­товки для работы в качестве частного сыщика2, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.

Лицензия не предоставляется:

1) гражданам, не достигшим 21 года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоох­ранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совер­шении преступления (до разрешения вопроса об их винов­ности в установленном законом порядке);

1 В заявлении указываются его фамилия, имя и (если имеется) отче­ство, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предприни­мателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринима­телей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности.

2 Профессиональная подготовка и повышение квалификации част­ных детективов осуществляются в образовательных учреждениях сред­него профессионального и высшего профессионального образования. Обучение частных детективов в заочной форме и в форме экстерната не допускается.

 

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и ох­ранной деятельностью, если со дня их увольнения не про­шел год;

7) гражданам, не представившим необходимые до­кументы;

8) гражданам, не прошедшим обязательной государ­ственной дактилоскопической регистрации.

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и дей­ствительна на всей территории РФ. Гражданину, получив­шему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение част­ного детектива.

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совер­шенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) прибегать к действиям, посягающим на права и сво­боды граждан;

4) фальсифицировать материалы или вводить в заблуж­дение клиента;

5) разглашать собранные в ходе выполнения договор­ных обязательств сведения о заказчике, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в ин­тересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмо­тренных законодательством РФ;

6) передавать свою лицензию для использования ее дру­гими лицами;

7) осуществлять оперативно-розыскные действия, отне­сенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Оказание охранных услуг разрешается только организа­циям, специально учреждаемым для их выполнения и име­ющим лицензию, выданную органами внутренних дел, — частным охранным организациям.

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и дей­ствует на всей территории РФ. В лицензии указываются виды охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственно­стью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организа­ции не может быть менее 100 тыс. руб.

Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных ох­ранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности РФ, государствен­ные должности субъектов РФ, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в обществен­ных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельно­сти.

Частная охранная организация обязана заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание охран­ных услуг в письменной форме1. К договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтвержда­ющих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране. Договор на оказание охранных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам Российской Феде­рации, достигшим 18 лет, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и под­тверждается удостоверением частного охранника.

Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией.

Не вправе претендовать на приобретение правового ста­туса частного охранника лица:

1) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) имеющие заболевания, которые препятствуют испол­нению ими обязанностей частного охранника.

1 В нем указываются те же сведения, что и в договоре на оказание сыскных услуг.

 

Перечень таких заболеваний устанавливается Прави­тельством РФ (хронические и затяжные психические рас­стройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющими­ся болезненными проявлениями; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением пси­хоактивных веществ; острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и 0,2 на другом глазу или 0,75 на одном гла­зу при отсутствии зрения на другом глазу);

3) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

4) которым предъявлено обвинение в совершении пре­ступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

5) досрочно прекратившие полномочия по государствен­ной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством связаны с совершени­ем дисциплинарного проступка, грубым или систематиче­ским нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой до­верия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

6) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, предусмотренным Законом о частной детективной и охранной деятельности, если по­сле принятия решения об аннулировании прошло менее года;

7) не прошедшие обязательной государственной дакти­лоскопической регистрации.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Продление срока действия удостоверения част­ного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в Законе о частной детективной и охранной деятельности1.

Работникам частной охранной организации не разреша­ется совмещать охранную деятельность с государственной

1 Профессиональная подготовка и повышение квалификации част­ных охранников осуществляются в образовательных учреждениях допол­нительного профессионального, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Обуче­ние работников частных охранных организаций в заочной форме и в фор­ме экстерната не допускается.

 

службой либо с выборной оплачиваемой должностью в об­щественных объединениях.

На охранную деятельность распространяются ограниче-иия, установленные для частных детективов (ст. 7 Закона О частной детективной и охранной деятельности). Охран­никам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранни­ком на месте правонарушения и должно быть незамедли­тельно передано в орган внутренних дел (полицию).

Специальная форменная одежда и знаки различия ра­ботников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотруд­ников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специаль­ные средства только в случаях и порядке, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связан­ных с применением огнестрельного оружия и (или) специ­альных средств.

Граждане, занимающиеся частной охранной деятельно­стью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказани­ем ими охранных услуг — за счет средств соответствующей охранной организации.

Частная детективная и охранная деятельность засчиты-вается в общий трудовой стаж и стаж для назначения по­собий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования РФ.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников государственных правоохрани­тельных органов, не распространяется.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение частной детективной и охранной деятель­ности.

2. С какой целью осуществляется сыскная деятельность?

3. Какие виды услуг разрешается осуществлять частным де­тективам в целях сыска?

4. Какие сыскные действия может осуществлять частный де­тектив?

5. Перечислите ограничения и запреты в деятельности частных детективов.

6. С какой целью осуществляется частная охранная деятель­ность?

7. Какие виды услуг разрешается осуществлять в целях охраны?

8. Кто осуществляет контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью?

9. Кто может быть частным детективом?

10. Кому разрешается оказание охранных услуг?

11. Кто имеет право на приобретение статуса частного охран­ника?

12. Кто выдает лицензию на осуществление частной детективной деятельности и оказание охранных услуг?

 

Рекомендуемая литература

1. Гладких, С. Р. Комментарий к закону РФ «О частной де­тективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (постатейный). — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.

2. Демина, М. Ф. Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной систе­мы // Информационно-аналитический портал «Охрана и оружие на Ставрополье»: stk-ohrana.ru

3. Круглый стол «Роль и место частной охраны в свете рефор­мирования правоохранительной системы в России» // Охранная деятельность. — 2011. — № 5 (25).

4. Маликов, А. А. Актуальные проблемы осуществления госу­дарственного контроля за частной детективной и охранной деятель­ностью // Вестник МВД России. — 2005. - № 6.

5. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. М. Семенова, В. А. Байдукова. — М.: Норма, 2008. - Гл. 18.

6. Родионов, В. Ф. Настольная книга частного охранника: практич. пособие / В. Ф. Родионов, Ф. М. Родионов, С. Н. Федот-кин.-М.:ЭКА, 2011.

7. Савюк, Л. К. Правоохранительные органы: учебник. — М.: Норма, 2007. - Гл. 20.

8. Тернова, С. Супермены дешевыми не бывают // Газета. — 2010.-27 янв.

 

ГЛАВА 21

ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: систему судов и других органов юстиции США, Франции, Ве­ликобритании и Германии;

уметь: оперировать юридическими категориями, свойственными правовым системам названных стран: «федеральная судебная система и суды штатов США», «генерал-атторней — окружные атторнеи» в США, «Кассационный суд», «трибуналы малого (большого) процесса» Франции, «Верховный суд» Великобритании, различать пять основных областей юстиции Германии;

владеть: навыками сравнения, сопоставления органов юстиции США, Франции, Великобритании, Германии между собой и с судебной системой, i фокуратурой, органами уголовного преследования Российской Федерации.

 

21.1. Суд и прокуратура США

Судебные органы США выступают как самостоятельные и независимые носители широких властных полномочий. Суды наделены практически неограниченной компетен­цией, позволяющей им рассматривать иски и споры в са­мых разнообразных сферах жизни общества. В США насчи­тывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная, судебная систе­ма с высоким уровнем демократических процессуальных гарантий; страну иногда называют «государство судей», от­мечая тем самым не только полновластие американских су­дов, но и доверие населения к этим органам государствен­ной власти.

Авторитет судов опирается на безоговорочное испол­нение судебных решений гражданами и государственны­ми органами, в том числе по вопросам, связанным с при­знанием Верховным судом неконституционности законов и административных актов, что немедленно исключает их из действующего права. Любое вступившее в законную силу решение Верховного суда носит общеобязательный характер, никто не вправе поставить его под сомнение. Единообразному развитию судебной практики помогает прецедентный характер судебных решений, хотя по своему значению действующие прецеденты постепенно уступают место статутному праву, т.е. писаным законам. В то же вре­мя суды не вправе вмешиваться в прерогативы законода­тельной и исполнительной власти1.

Особенностью судебной системы США является ее дуа­лизм. На территории каждого штата действуют и суды дан­ного штата, и федеральные суды. Такой территориальный параллелизм возник исторически, поскольку к моменту создания Соединенных Штатов в каждом штате сложи­лась своя судебная система, применявшая собственное за­конодательство. Сохранив эту систему, Конституция США предусмотрела федеральную судебную систему, положив в ее основу применение федерального законодательства. В результате обе они наделены юрисдикционной автоно­мией, хотя по определенным делам Верховный суд США признан высшим органом судебной власти страны.

Федеральная судебная система состоит из трех зве­ньев: районных судов, окружных судов и Верховного су­да США. В нее также входят специализированные суды. Федеральные суды рассматривают гражданские дела, по которым одной из сторон является штат, стороны на­ходятся в разных штатах и некоторые другие. В этих су­дах разрешаются уголовные дела о совершении наиболее опасных преступлений (государственная измена, пират­ство и т.д.) и другие, подсудные им по общефедеральному законодательству. Все судьи федеральных судов назнача­ются пожизненно Президентом США с одобрения Сена­та. Закреплена несменяемость судей, пока «поведение их безупречно». Сместить федерального судью можно лишь в результате сложной процедуры импичмента. Вознаграж­дение судей не может быть уменьшено во время пребыва­ния их в должности.

Первым (низшим) звеном федеральных судов являются районные суды. Всего их 96, и они рассматривают уголов­ные и гражданские дела по первой инстанции. В каждом штате действуют от одного до четырех районных судов.

1 См.: Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 470.

 

21.1. Суд и прокуратура США

Судьи назначаются пожизненно, а председатели — на се­милетний срок.

Второе звено — апелляционные (окружные) суды — про­веряют решения районных судов и рассматривают жалобы административных (квазисудебных) органов (Националь­ного управления трудовых отношений и др.). Каждый апелляционный суд охватывает несколько штатов (терри­торий), всего их 13. Дела рассматриваются коллегией в со­ставе не менее трех судей. При окружных судах действуют советы, обладающие некоторой административной компе­тенцией, которые обеспечивают равномерное распределе­ние нагрузки судей.

Высшим звеном федеральной судебной системы являет­ся Верховный суд США. Он состоит из девяти судей, вклю­чая Главного судью (Председателя), все они назначаются Президентом пожизненно «по совету и с согласия Сената». Общественное положение судей Верховного суда выше по­ложения членов Конгресса.

Верховный суд является высшей апелляционной ин­станцией, проверяющей приговоры и решения нижесто­ящих судов по вопросам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и штатом, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев. Чис­ло дел, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, в целом невелико. Всего Суд полу­чает ежегодно около 4 тыс. дел, а рассматривает 150—200. От перегруженности Суд спасает так называемая письмен­ная форма рассмотрения дела, когда Суд обходится без вы­зова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затя­гивающих процесс. Решения принимаются всеми судьями большинством голосов и носят окончательный характер; в случае несогласия с большинством каждый судья может опубликовать свое особое мнение. Верховный суд вправе принимать дела к производству по собственному усмотре­нию, если найдет в деле «федеральный вопрос принципи­ального значения».

Согласно Правилам Верховного суда США он прини­мает к рассмотрению дела в порядке апелляции, в порядке истребования и в порядке «удостоверения». В последнем случае — по обращению какого-либо апелляционного су­да, желающего получить разъяснение конкретного вопроса в связи с конкретным делом1. Наиболее резонансными яв­ляются решения Верховного суда, связанные с признанием неконституционности законов или административных ак­тов. Решения о неконституционности законов могут выно­сить и нижестоящие суды, но Верховный суд США облада­ет правом их пересмотра.

На уровне всей страны действует Судейская конферен­ция во главе с Председателем Верховного суда США, кото­рая обсуждает вопросы судоустройства и выдвигает предло­жения по изменению законодательства. Верховным судом создается также Административная служба федеральных судов, которая призвана обеспечивать деятельность судов.

Кроме территориальных судов существуют специальные федеральные суды: претензионный (рассматривает иски к Конгрессу и Правительству США), налоговый суд, суд по делам международной торговли. На них также распро­страняется апелляционная юрисдикция Верховного суда. Кроме того, в систему федеральных судов входят военные военно-морские суды во главе с Военным апелляционным судом, состоящим при Министерстве обороны.

«Относительно федеральных судов США можно ска­зать, что они выполняют лишь около 10% всей судебной работы в стране... по количественным характеристикам фе­деральная судебная система сравнима с системой штата»2.

Судебные системы каждого штата регулируется их кон­ституциями и законами и весьма отличаются одна от дру­гой. К их подсудности отнесены все гражданские дела и де­ла о преступлениях, нарушающих законы штатов.

В юрисдикцию суда штата по кругу лиц входят резиден­ты штата, а по кругу вещей — собственность, находящаяся на его территории. В некоторых случаях при определении юрисдикции действует так называемый закон длинной руки: юрисдикция суда штата может распространяться и на ответчика — нерезидента штата, если он каким-либо образом связан со штатом.

Во всех судах штатов используют от двух до четырех (в крупных штатах) инстанций в общих судах, а также раз­личные суды ограниченной и специальной юрисдикции:

1 Подробнее см.: Конституционное право зарубежных стран. С. 474—475.

2 Цит. по: Борисова Е. А. Некоторые проблемы теории и практики ми­ровой юстиции // Российская юстиция. 2009. № 2.

 

1) низшие суды (мировые суды, суды магистратов, по­лицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают иски с ценой до 1 тыс. долл. и дела о преступлениях с наказани­ем не свыше 12 месяцев тюремного заключения. Вышесто­ящими для этих судов являются окружные суды;

2) суды первой инстанции (суды графств, округов, го­родские суды и др.), чаще всего их именуют окружными су­дами. Они рассматривают основную массу дел единолично судьями, несколькими судьями либо судьями с участием присяжных заседателей — до 12 человек, а по гражданским делам — до шести человек, если стороны не требуют увели­чения числа присяжных;

3) апелляционные (промежуточные) суды созданы в крупных штатах для пересмотра по жалобам приговоров и решений, вынесенных судами первых инстанций. Суд со­стоит из трех — девяти судей, заседания проходят обычно в составе трех судей. Нередко эти суды разрешают споры о выборах. Порой их решения окончательны и обжалова­нию не подлежат;

4) высшие (верховные) суды возглавляют судебную си­стему штата, состоят из 3—16 судей. В большинстве штатов рассматривают жалобы на судебные решения по вопросам права, в других — и по вопросам факта. Как правило, вер­ховные суды сами решают, принимать ли им к производ­ству апелляционные жалобы (кроме случаев обязательно­го рассмотрения жалоб на приговоры к смертной казни), а в некоторых штатах верховный суд обязан рассматривать все поступающие к нему жалобы.

Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, по делам о нарушении правил дорожного движения. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе функции семейных судов.

Верховным судам штатов принадлежит функция кон­ституционного контроля, они рассматривают многие де­ла, связанные с толкованием конституций и законов шта­тов. Верховный суд США вправе толковать Конституцию США, объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов.

Большинство судей в штатах избираются населением, другие назначаются губернатором с согласия законодательного органа штата. Срок полномочий судей второго и тре­тьего звена — 6—15 лет чаще всего с правом повторного на­значения.

К судьям предъявляются высокие профессиональные и этические требования: большой опыт работы адвокатом, юрисконсультом, университетским профессором, безупреч­ная репутация и др. Важная роль в системе назначения су­дей принадлежит органам судейского самоуправления: су­дейскому совету штата, судейским конференциям и др.

Федерализм США обусловил также существование двух обособленных звеньев прокуратуры: федеральной прокура­туры и прокуратуры штатов.

На федеральном уровне прокуратура представлена ге­нерал-атторнеем и окружными атторнеями (прокурорами).

Должность генерал-атторнея была учреждена на основа­нии Закона о судоустройстве 1789 г. Президент назначает генерал-атторнея «по совету и с согласия» Сената. Гене­рал-атторней надзирает за прокурорами США и руководит ими. Он возглавляет Департамент юстиции, который в из­вестной мере выполняет функции министерства юстиции.

Основные обязанности генерал-атторнея — предста­вительство интересов Правительства США в судах, кон­сультирование Правительства по юридическим вопросам, обеспечение исполнения федерального законодательства — реализуются через подразделения Департамента юстиции и через прокуроров США. Важной обязанностью генерал-атторнея является дача рекомендаций Президенту относи­тельно кандидатов на должности федеральных судей, вклю­чая членов Верховного суда США.

Окружные атторнеи — представители генерал-атторнея на местах, руководители федеральной прокуратуры в каж­дом из 94 судебных округов. Каждый из них назначается Президентом США с одобрения Сената. Функции окруж­ного атторнея — осуществление уголовного преследования за нарушение федерального законодательства и предста­вительство Правительства США при рассмотрении судом гражданских дел, одной из сторон в которых выступают США. Расследование по уголовным делам проводит Фе­деральное бюро расследований, другие федеральные служ­бы и полицейские учреждения, а в ряде случаев — аппарат атторнеев соответствующего уровня. Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Атторнеи всех уровней обладают по существу неограниченными полномочиями в области уголовного преследования. Они имеют исключительное право возбуждения всех уголовных дел, подсудных федеральным судам. Генерал-атторней и подчиненные ему окружные атторнеи могут прекратить уголовное дело на любой ста­дии до момента вынесения присяжными вердикта. В боль­шинстве штатов сохраняется также специальный орган — большое жюри, состоящее из 12—23 присяжных, которые проверяют, достаточно ли у обвинения доказательств для передачи дела в суд.

Штат вправе на основании собственной конституции или соответствующего законодательства устанавливать ор­ганизацию и определять объем полномочий прокуратуры. Прокуратуры штатов организованы и действуют незави­симо от федеральной прокуратуры. Во главе прокуратуры штата находится генерал-атторней, на местах атторнеи, ко­торые в одних штатах назначаются губернаторами, в дру­гих — избираются населением. Для прокуратуры штата, как и для федеральной прокуратуры, главной функцией являет­ся уголовное преследование. При этом на стадии предания суду представители обвинения зачастую вынуждают обви­няемого заключить так называемую сделку о признании ви­ны в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжких пунктах, не требовать смертной казни, лишения сво­боды и т.п. Атторнеи вправе обжаловать приговоры, кроме оправдательного вердикта, вынесенного судом присяжных.

 

21.2. Судебно-прокурорские органы Франции

Система общих судов Франции включает в себя Касса­ционный суд, апелляционные суды и суды первой инстан­ции, рассматривающие различные категории дел.

Кассационный суд, возглавляющий общие суды, суще­ствует несколько столетий, свое нынешнее название по­лучил в 1790 г. Суд находится в Париже, имеет шесть па­лат — пять по гражданским делам и одну по уголовным. Кассационный суд состоит из главного председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их называют совет­никами), 36 советников-докладчиков различных категорий (с правом совещательного голоса), а также генерального прокурора при кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов — помощников ге­нерального прокурора. Кроме этих служащих существуют аудиторы, которые совместно с советниками-докладчиками подготавливают дела к слушанию1.

Большинство дел разрешаются в одной из палат либо смешанной палатой, состоящей из представителей трех па­лат, либо пленумом, в который входят первый председатель суда, старейшина (дуайен) палат и еще по два представите­ля от каждой палаты. Постановления в палатах выносятся коллегий из пяти членов Кассационного суда или из трех судей (например, по явно необоснованным жалобам). Пле­нум собирается для разрешения дел принципиального ха­рактера или при необходимости повторного разбиратель­ства дела в Кассационном суде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.