КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция организационной культуры
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Выработанная и осознанная философия жизнедеятельности коллектива трансформируется для каждого предприятия (учреждения) в официально провозглашенных принципах его развития и создания соответствующей творческой атмосферы в коллективе. Выделяются следующие общие принципы построения организационной культуры, присущие разным моделям ее реализации: • уважение достоинства и умений каждого работника путем поощрения высокой производительности труда, свободного обмена информацией, ответственность руководителей за развитие подчиненных; • поддержка инициативы каждого работника в сфере новаторства и определенного риска; • обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников на основе объективных критериев, распределение прав и ответственности между руководителями и подчиненными; • развитие трудовой демократии и привлечение работников к решению производственных и управленческих задач. Организационная культура предприятия призвана оказывать влияние на сложную систему внутрифирменных человеческих отношений, включающих отношения управленческого типа (руководитель — подчиненный) и горизонтального типа (между работниками одного уровня), а также на отношения предприятия с внешним миром — с покупателями его товаров и услуг, источниками пополнения рабочей силой, органами власти и средствами массовой информации.
Организационная культура предприятия (учреждения) как область знаний и сфера практической деятельности выражает целостную характеристику различных компонентов и направлений, обеспечивающих реализацию. Далее приведена краткая характеристика положений, раскрывающих суть концепции организационной культуры. Адаптация предприятия к требованиям внешней среды. Возможность адаптации предприятия к требованиям внешней среды обусловливается спецификой предприятия (учреждения). Процесс приспособления организации к изменяющимся условиям внешней среды в современных условиях развивается по следующим направлениям: • осуществление децентрализации производственной и коммерческой деятельности, когда создаются автономные подразделения, обладающие делегированными полномочиями, а в органе управления предприятием сосредоточиваются вопросы стратегического развития и система координации деятельности подразделений; • поиск новых рынков сбыта и формирование инновационных стратегий, позволяющих завоевывать прочные позиции на рынке; • развитие системы управления в направлении дебюрократизации управления, повышения ответственности нижестоящих звеньев и персонала, демократизации системы управления и производственной жизни. Социальные ценности. В условиях перехода России к рыночной экономике в организационной культуре должны преобладать новые социальные ценности и нормы экономического поведения. Система этих норм и ценностей включает: • отбор из прежней технократической культуры и из опыта западных рыночных моделей культуры новых, прогрессивных социальных ценностей и норм, которые необходимы для стимулирования работников, упрочения новых экономических и управленческих отношений (повышение собственного статуса работников, престижности творческого труда и др.); • переориентацию системы ценностей установок работников и формирование новых традиций, направленных на становление работника нового типа, обладающего социальными качествами, соответствующими моделям рыночного хозяйства — высокой ответственностью, активностью, компетентностью, умением отстоять себя и свое дело и т.д.; • резкое усиление значимости таких ценностей, как профессиональная самореализация, стремление к добросовестному труду, выполнению профессионального долга; • обращение в системе социальных ценностей и норм к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам — честности, искренности, чувству долга и другим нравственным критериям, культивируемым в современном менеджменте; • деидеологизацию системы ценностей и норм поведения работников, уменьшение зависимости формирования ценностных установок и ориентиров от социалистической идеологии и классового подхода. Мотивация трудовой деятельности. Главным фактором, регулирующим поведение человека в сфере коллективного труда, выступает мотивированность труда и всей деятельности человека. Мотивация как средство создания заинтересованности работника в результатах труда требует приведения в действие определенных факторов, которые известны как ее регуляторы: состояние рабочей среды, вознаграждение, стабильность положения работника, уважение окружающих, принадлежность к фирме и т.д. Правильное использование мотивации позволяет повысить заинтересованность работников в результатах труда и снизить уровень неудовлетворенности. В современных условиях при сохранении значения таких регуляторов мотивации, как материальное вознаграждение и состояние рабочей среды, важными регуляторами становятся те из них, которые являются источником личной удовлетворенности: • личное развитие — ответственность, новый опыт, возможность обучения; • чувство причастности — развитие коммуникаций, информированность, участие в принятии решений; • интерес и вызов — интересные проекты, ответственные цели, сложность решения задач. Возрастает роль моральной мотивации и заинтересованности работников в коллективном новаторском поиске. Получают развитие такие качества, как честность, надежность, качество выполняемой работы, этические оценки сущности человека. Система производственных коммуникаций. В прошлом в процессе труда взаимодействие работников жестко регламентировалось, коммуникации были ограничены и осуществлялись при посредничестве или под контролем менеджеров. В новых условиях система коммуникаций характеризуется наличием гибких и подвижных взаимосвязей между участниками процесса труда, тесных контактов между работниками в ходе производства и реализации нововведений, конструктивных связей с внешними организациями. Создание эффективной сети коммуникаций не только обеспечивает необходимые взаимоотношения работников в процессе труда, но и служит для продвижения культурных ориентиров: целей, идеалов, ценностных установок и т.д. Роль и место лидера. В современных условиях формируется новый тип лидера — носителя инновационно - предпринимательского духа, способного давать сотрудникам образцы социально значимого поведения, создавать новые и закреплять уже наработанные культурные ценности. Вот, например, какие требования, по мнению ряда ученых, предъявляются к современному руководителю: • способность руководить — анализ своей роли, определение заданий подчиненных, передача полномочий и ответственности, вознаграждение эффективной работы, способность принимать решения, умение справиться с «трудными» людьми; • умение обучать и развивать подчиненных — создание благоприятной среды для личного роста, умение определить индивидуальные потребности в обучении, умение консультировать, извлекать уроки из опыта работы; • способность формировать коллектив — выявление возможностей коллектива, определение роли лидера, развитие зрелости коллектива, умение поддерживать инновационно - творческую атмосферу. В современных условиях повышается значимость роли лидера. Без хорошо подготовленного и способного лидера организация не может жить и развиваться в условиях жесткой рыночной конкуренции, поэтому важна соответствующая подготовка современного руководителя. Корпоративный имидж. Важной составляющей организационной культуры предприятия в условиях его функционирования в рыночной экономике является корпоративный имидж — репутация предприятия (учреждения) на рынке и в обществе. Она складывается из системы взаимоотношений предприятия (учреждения) с внешним окружением и характеризует степень его соответствия индивидуальным особенностям организации. Ниже приводится системная модель индивидуальности фирмы, оценка элементов которой составляет ее корпоративный имидж: 1. Фирменные коммуникации — систематическое и комбинированное использование всех элементов связи: сбытовой рекламы, методов стимулирования, продаж, кадровой рекламы, работы с общественностью, со средствами информации и т.д. 2. Фирменное поведение — позиция организации по отношению к рынку, обществу с учетом общих принципов морального, социального, экономического, политического, информационного и экологического поведения. 3. Фирменный дизайн, включающий символику идентификации фирмы с помощью различных визуальных средств. Модель корпоративного имиджа должна быть обязательным инструментом функционирования предприятий в рыночной экономике, элементом их общей корпоративной культуры.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |