Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ производства продукции




 

3.1.4.1 Показатели производства продукции

В процессе анализа производства продукции используются ряд показателей, отражающих процесс ее производства и находящиеся в определенной взаимо­связи (валовой оборот, валовая и товарная продук­ция).

Валовой оборот - стоимость продукции, произведенной производственными подразделениями предприятия и включает стоимость внутризаводского оборота, изменения остатков незавер­шенного производства во всех подразделениях.

Внутризаводской оборот - стоимость деталей, полуфабрикатов и работ промышленного характера, произведен­ных в одних подразделениях и потребленных в ходе производства другими подразделениями того же предприятия.

Валовая продукция - разница между валовым оборотом и стоимостью внутризаводского оборота.

Все данные показатели непосредственно отражают технологический процесс производства. Различие в составе валового оборота и валовой продукции характе­ризует уровень технологических связей под­разделений предприятия. Отношение валового оборота к вало­вой продукции (коэффициент производственно-технологического комбинирования), будет тем больше, чем больше последователь­ных стадий производства в соответствии с технологической картой прохо­дит предмет труда от начального момента производства до превращения в готовый продукт. Снижение коэффициента производственного (технологического) комбинирования означает уменьшение числа стадий производственного (технологического).процесса и как следствие величина валового оборота приближается к величине валовой продукции.

Объем продукции характеризуется показателями в нату­ральных, условно-натуральных и стоимостных единицах.

Показатели объема производства в натуральных едини­цах измерения в зависимости от характера технологического процесса называют выпуском, добычей, выплавкой, заготовкой, уловом, сбором, удоем, настригом.

Для определения объема производства продукции, обла­дающей близким потребительским назначением, используются условно-натуральные единицы измерения (килокалории, кор­мовые единицы).

Продукция в натуральных единицах, как правило, не охва­тывает весь ее объем. Это определяет необходимость приведе­ния разнородной продукции к единому измерению на основе денежного выражения затрат общественного труда. Умножив объем определенного вида продукции в натуральных единицах на ее цену, получаем стоимостные (ценностные) показатели данного вида продукции.

Валовая продукция — общий объем продукции, произ­веденной за определенный период в стоимостном выражении.

Товарная продукция — часть валовой продукции, закон­ченной производством и подготовленной к реализации. Опреде­ляется как разница между валовой продукцией и изменением остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, ин­струментов и приспособлений собственной выработки. Товарная продукция включает стоимость готовых полуфабрикатов соб­ственной выработки, изделий, работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны.

Объем товарной продукции (ТП) предприятия определя­ется по формуле

ТП == ГИ+ПФ+И,

где ГИ — стоимость готовых (комплектных) изделий, реализуе­мых на сторону, руб.;

ПФ — стоимость полуфабрикатов своего производства, руб.;

И — стоимость оборудования, инструмента, приспособлений общего назначения собственного производства, зачисляемых в основные средства данного предприятия, руб.

 

Пример. На предприятии в отчетном году произведено готовых изделий и вы­полнено работ промышленного характера для отпуска на сторону на 1000 тыс. руб. За отчетный год остатки незавершенного производства увеличились на 150 тыс. руб. и остатки полуфабрикатов собственной выработ­ки—на 50 тыс. руб.

В этом случае:

валовая продукция = 1000тыс. руб.+150 тыс. руб.+50 тыс. руб.=1200 тыс. руб.,

товарная продукция = 1000 тыс. руб.;

 

Отношение показателя товарной продукции к валовой (ко­эффициент товарности продукции) характеризует величину товарной продукции, приходящейся на рубль стоимости валовой продукции.

Реализованная продукция определяется по стоимости от­груженной продукции покупателям и выражается в плановых, текущих и сопоставимых ценах.

При разработке плана и анализе производственной програм­мы работы предприятия используется комплекс показателей, отражающих объем и динамику производства продукции.

Абсолютный прирост объема производства продукции (DВ) — разность между объемом продукции в анализируемом (В1) и в базисном (Во) периодах:

DВ=В1-Во.

Он определяется в натуральном и денежном выражении.

Индивидуальный индекс производства физического объема продукции используется для изучения динамики производства продукции и определяется как отношение количества продукции, произведенной в отчетном периоде, к количеству продукции, произведенной в базисном периоде в натуральных единицах.

Общий индекс стоимости продукции (IЦВ) определяется по формуле:

IВ = (åВ1 · Ц1): (åВ0 · Ц0),

 

где Ц0, Ц1 – соответственно цена в базисный и отчетный периоды;

В0, В1 – соответственно объем продукции в базисный и отчетный периоды.

Пример. Производство продукции на заводе характеризуется следующими данными:

  Объем производства, шт. Цена, руб./шт.
Детали Базисный период (gо) Отчетный период (g1) Базисный пе риод (pо) Отчетный период (p1)
1 135 140 45
2 80 100 55 70
3 75 90 40 50

Необходимо определить:

- изменение производства продукции за сравниваемые периоды;

в том числе за счет:

а) объема производства;

б) изменения цены.

Решение;

Определяем изменение производства продукции:

1. Общий объем товарооборота за сравниваемые периоды составил

Σ g1p1

Ipg = ---------- = (140 ∙ 60 + 100 ∙ 70 + 90 ∙ 50): (135 ∙ 45 + 80 ∙ 55 + 75 ∙ 40) =

Σ gopo 19 900

= ----------- = 1,477 = 147,7%

13 475

В целом товарооборот продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным увеличился на 47,7 %

В абсолютном выражении – на 6 425 руб. (19 900 – 13 475).

2. За счет изменения объема производства продукции

Σ g1po

Ig = ---------- = (140 ∙ 45 + 100 ∙ 55 + 90 ∙ 40): (135 ∙ 45 + 80 ∙ 55 + 75 ∙ 40) =

Σ gopo 15 400

= ----------- = 1,143 = 114,3 %

13 475

Товарооборот производства продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным за счет объема увеличился на 14,3 %

В абсолютном выражении – на 1 925 руб. (15 400 – 13 475).

2. За счет изменения цены

Σ p1 g1

Ip= ---------- = (140 ∙ 60 + 100 ∙ 70 + 90 ∙ 50): (135 ∙ 45 + 80 ∙ 55 + 75 ∙ 40) =

Σ pоg1

19 900

= ----------- = 1,293 = 129,2 %

15 400

Товарооборот производства продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным за счет роста цен увеличился на 29,2 %

В абсолютном выражении – на 4 500 руб. (19 900 – 15 400).

Проверка: 1) Ipg = Ig ∙ Ip = 1,143 ∙1,293 = 1,147

2) ВП1 – ВПо = 19 900 – 13 475 = ΔВП + ΔВП = 1 925 + 4 500 = 6 425 руб.

Среднегодовой абсолютный прирост продукции (DВП) опреде­ляется по формуле:

D ВП = (ВП1 - ВП0): n

 

где: ВП0, ВП1 — соответственно объем выпуска продукции в базисном и отчетном периодах;

n — число лет анализируемого периода.

 

Анализ выполнения договорных обязательств

В условиях рыночных отношений для предприятия важно соблю­дение договорных обязательств - поддержание деловой репутации. При анализе выполнения договорных обязательств учитываются объемы производства, по которым заключены договоры. Превышение объемов поставок продукции по сравнению с предусмотренными договорами не учитывается.

Пример. Необходимо определить выполнение договорных обязательств.

Таблица - Выполнение договорных обязательств

Продукция Объем реализации, шт. Цена реализации, руб./шт. Объем реализации, тыс. руб. Засчитывается в выполнение плана
план факт план (2 х 4) факт (3 х 4)
1 2 3 4 5 6 7
А 1000 1015 2 2000 2030 2000
Б 900 880 3 2700 2640 2640
В 800 800 4 3200 3200 3200
Г 700 650 5 3500 3250 3250
        11400 11120 11090

Объем недопоставок равен 310 тыс. руб. (11400 - 11090)

В процессе анализа необходимо установить причины срыва поставок и разработать мероприятия по их устранению (причины нарушения сроков и объемов поставок комплек­тующих изделий поставщиками).

 

3.1.4.2. Анализ ассортимента продукции

Ассортимент продукции — состав, соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли, группе, товаров с учетом их качества и сортности.

Уровень выполнения плана по ассортименту продукции предприятием в процентах — в расчет принимается количество продукции, изготовленной в пределах плана, сверхплановая продукция не учитывается.

Коэффициент выполнения плана по ассортименту рас­считывается путем деления объему -продаж, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:

å Ва

Ка = ———

å Во

 

где Ва — объем продукции, зачтенной в выполнение плана по

ассортименту, тыс. руб.

Во — плановый объём производства продукции, тыс. руб.

Пример. Определить коэффициент выполнения плана по ассортименту продукции на основании данных, приведенных в таблице.

Продук-ция Объем производства продукции, тыс. руб. Выполнение плана, % Объем продукции, зачтенной в вы­полнение плана по ассортименту, тыс. руб.
план факт
1 29,5 26,3 89,2 26,3
2 34,4 35,6 103,5 34,4
3 21,7 23,5 108,3 21,7
4 15,3 21,8 142,5 15,3
Итого 100,9 107,2 106,2 97,7

Решение:

Коэффициент выполнения плана по ассортименту равен:

97,7

Ка = ——— 100 % = 96,8%.

100,9

При анализе ассортимента необходимо учитывать зависимость степени выполнения плана по нему от дли­тельности временного периода. При невыполнении плана по ассор­тименту в отдельные периоды времени он может быть выполнен за счет восполнения в последующие периоды. Поэтому необходимо оценивать выполнение плана по ассортименту за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Причины невыполнения плана по ассортименту подразделяются на внешние и внутренние. Внешние причины отражают изменение спроса на отдельные изделия, нарушение условий материально-технического снабжения, несоблюдение сроков вво­да производственных мощностей по не зависящим от коллектива причинам. Внутренние причины зависят от предприятия - не­достатки в организации труда, производства, управления, системы экономического и материального стимулирования

3.1.4.3. Анализ ритмичности производства продукции

Среди качественных показателей, характеризующих ра­боту предприятия, большое значение имеют показатели равномерности, ритмичности и колеблемости.

Равномерность производственного процесса — повто­ряемость параметров процесса производства, равный объем эффекта за равные промежутки времени, не связана с планом.

Ритмичность производственного процесса — равномер­ный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.

Анализ ритмичности завершается выявлением причин от­ступлений от нормальных условий производства и подсчетом дополнительного объема производства продукции при условии восполнения отставания от установленного графика.

Показатели ритмичности производственных процессов мо­гут быть заменены имеющими обратный смысл показателями аритмичности, являющимися мерой отклонения фактических параметров изучаемого процесса от плановых.

Аритмичность производства целесообразно определять на всех технологических стадиях процесса производства, что позволит выявить "узкие места" и разработать мероприятия по их устранению. Система показателей аритмичности позволяет судить и о качестве плановых заданий. Устойчивая аритмичность ведет к неполному использованию производственных мощностей, влечет за собой сверхурочные работы, брак продукции, создание сверхнормативных остатков и замедление оборачиваемости оборотных средств, выплату штрафов за невыполнение договора по поставкам продукции смежникам, что отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия.

Если работа предприятий осуществляется в условиях ин­фляции, то стоимостная величина продукции, произведенная в разные периоды времени, существенно меняется. Поэтому расчет коэффициента ритмичности в стоимостных показателях целесообразно проводить в сопоставимых ценах.

Количественную оценку ритмичности технологического процесса отражают коэффициенты ритмичности и аритмичности, показывающие соответственно удельный вес продукции, выпущенной без нарушения и недополученной в связи с нарушением технологического ритма работы предприятия.

Коэффициент ритмичности выпуска продукции (Кр) — отношение суммы фактического выпуска продукции (или ее удельного веса, но не выше планового задания) к плановому объему продукции за анализируемый период:

Кр = åВф i: åВпi

Для расчёта показателей ритмичности могут быть исполь­зованы данные об объеме производства продукции в денежном измерении, в трудовых затратах или в натуральном выражении (для предприятий, выпускающих однородную продукцию).

 

Пример. Определить коэффициент ритмичности производства продукции на основании данных, приведенных в таблице.

Декада Выпуск продукции за месяц, тыс. руб. Удельный вес продукции, % Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
План Факт План Факт
1 15 18 532 31,3 35,2 1,235 31,3
2 16 13 380 33,3 25,4 0,836 25,4
3 17 20 720 35,4 39,4 1,219 35,4
Итого 48 52 632 100,0 100,0 1,097 92,1

Производство продукции по декадам определялось договорами на ее поставку другим организациям. Предприятие перевыполнило план по производству продукции в целом за месяц, но не выполнило план производства продукции за вторую декаду, что приведет в соответствии с договором к штрафным санкциям. Возможно, у предприятия возникнут проблемы с реализацией сверхплановой продукции.

Коэффициент аритмичности (Кар) — отношение объема продукции, недополученной в связи с нарушением ритмичности, к общему плановому объему производства за анализируемый период. Вычисляется по формуле

Кар =1- Кр.

Желательное изменение коэффициента ритмичности — стремление к единице (максимальное значение), а коэффициента аритмичности — к нулю (минимальное значение).

Равномерность (колеблемость) — показатель, характери­зующий отклонение фактических данных от базисных, которы­ми являются одинаковые показатели производства, реализации продукции за равные промежутки времени. Для измерения равномерности используют показатели вариации, и в первую очередь коэффициент вариации

 

Пример. По следующим данным необходимо определить коэффициент равномерности поставки продукции за месяц

Пятидневки, n Поставка продукции за пятидневку, тыс. руб. Отклонение от среднего значения, тыс. руб. (xi –x) (xi –x)2
1 150 -20 400
2 121 -49 2401
3 200 30 900
4 180 10 100
5 121 -49 2401
6 250 80 6400
Итого 1022 - 12 602

х = 1022: n = 1022: 6 = 170 тыс. руб.

σx = Σ (xi – x)2:n = 12 602: 6 = 45,8 тыс. руб. (корень квадратный????

σ ∙ 100 45?8 ∙ 100

V = ------------- = -------------- = 26,9 %

X 170

Кр = 100 % - V = 100 – 26,9 = 73,1 % (коэффициент равномерности)

3.1.4.4. Анализ качества продукции

Качество продукции — совокупность потребительских свойств и признаков продукции, обеспечивающих удовлетво­рение определенных потребностей покупателя в соответствии со своим назначением.

Показатели качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, влияющих на эксплуатацию или потребление.

Существуют следующие группы показателей качества:

назначения — отражают функции продукции, для вы­полнения которых она предназначена (полезная работа, произ­водительность, мощность и др.);

надежности — способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах ^безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

безопасности — особенность продукции, которые обе­спечивают безопасность человека при ее эксплуатации, по­треблении, обслуживании, транспортировке, хранении (время срабатывания защитных установок, степень изоляции);

транспортабельности — приспособленность продукции к транспортировке (очень важно для продукции сельского хозяйства);

стандартизации и унификации — насыщенность про­дукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями;

эстетичности — характеризуют эстетическое воздействие на человека (художественная выразительность, рацио­нальная форма, целостность композиции, совершенство произ­водственного исполнения);

экологичности — отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации продукции (уровень опасных и вредных химических выделений, акустических воз­действий, электромагнитных, радиационных и других излучений);

технологичности — характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

эргономичности — характеризуют систему "человек — изделие" и учитывают комплекс гигиенических и психологиче­ских, антропометрических, физиологических, психофизиологи­ческих свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

патентно-правовые — степень патентной защиты из­делия в РФ и за рубежом;

экономичности — уровень затрат на разработку, изготов­ление, эксплуатацию и потребление продукции (экономическая эффективность эксплуатации — потребление энергии, расходы материалов);

Основными причинами снижения качества продукции явля­ются несовершенство и нарушение технологии ее производства, низкое качество сырья, недостаточный уровень квалификации рабочих и организации производства.

Отдельные показатели качества продукции выражаются в виде коэффициентов.

Уровень качества продукции (Укп) — отношение качества определенного продукта к качеству эталонного продукта:

Укп = Кп: Кп э

где К — значение качества изделия в натуральных единицах измерения;

Кп э — значение качества эталонного (базового) изделия в тех же единицах измерения.

Индекс качества продукции (1кп) — обобщающий показа­тель оценки среднего уровня качества выпускаемой продук­ции (при условии, что каждый вид продукции имеет главный показатель, наиболее полно отражающий свойства изделия). Определяется как отношение качества продукции в текущем периоде к ее качеству в базисном.

Удельный вес продукции высшей категории качества — отношение изделий высшей категории качества к общему объему продукции, выпускаемой на предприятии, в денежном выраже­нии, в процентах.

Удельный вес прогрессивных видов (сортов) продукции (изделий) —отношение прогрессивной продукции (изделий) в натуральном (стоимостном) выражении к общему объему про­дукции, в процентах.

Удельный вес устаревшей продукции (по технико-эконо­мическим показателям не соответствует требованиям поку­пателей) — отношение устаревшей продукции к общему ее объему выпускаемой предприятием, в денежном выражении, в процентах.

Количество рекламаций, полученных от потребителей за определенный период, также характеризует качество продук­ции и работы предприятия.

Коэффициент надежности (коэффициент готовности, эксплуатацион -ной работоспособности, технического использования машины) — надежность данного вида техники, изделия (его элементов) характеризует способность безотказно выполнять заданные функции в конкретных условиях эксплуатации в те­чение определенного периода времени. Этот коэффициент (Кн) определяется по формуле

Кн=Тп: Тр

где Тп — суммарное время простоев конструкции, связанных с отысканием и устранением причин отказов и необходимой профилактикой, планово-предупредительными ремонтами, наладкой, регулировкой (за исключением времени простоев, не за­висящих от конструкции, т. е. по организационным причинам — отсутствие энергии, рабочих, материалов и т. п.) за тот же пе­риод, ч;

Тр — суммарное (нормативное) время работы конструкции за определенный период, ч;

В зависимости от того, какие свойства продукции отражают показатели качества, они делятся на обобщающие, единичные и комплексные.

Обобщающие показатели- характеризуют качество всей выпус­каемой продукции независимо от ее вида и назначения: объем и удельный вес производства продукции высшей и первой категории качества, сортность, удельный вес новой продукции в общем объеме товарной продукции, коэффициент экспортной продукции. На основе обобщающих показателей оценивается динамика качества раз­нородной продукции.

Единичные показатели качества продукции характеризуют одно свойство продукции: жирность молока, долговечность прибора, крепость вина.

 

Направлениями анализа являются:

оценка выполнения плана и динамики качества продукции по обобщающим показателям;

анализ технического уровня и качества продукции по единичным и комплексным показателям;

анализ показателей брака продукции;

оперативный анализ качества производственного процесса.

Сравнительную характеристику качества продукции осу­ществляют на основе ее сортности.

Сорт продукции — градация продукции по одному или не­скольким показателям качества, установленным нормативной документацией.

Качество продукции характеризуется путем ее распре­деления по сортам. Число сортов и их наименование (высший, первый, второй, третий) зависит от специфики отрасли. Оценку сортности продукции и ее динамику можно осуществить, рас­считав коэффициент сортности продукции.

На основе анализа сортности продукции можно определить резервы повышения эффективности производства.

Для определения размера увеличения объема выпуска продукции за счет повышения сортности необходимо умножить разность между фактической и плановой средней ценой изделия на фактическое количество вы -пущенных изделий. Ту же величину можно получить путем умножения разности между фактическим и плановым коэффициентом сортности на фактический выпуск продукции в стоимостном выражении.

Коэффициент сортности продукции (Ксп) — отношение фактической стоимости всей продукции к условной ее стоимости, выраженной в ценах первого (высшего) сорта:

Ксп = åВi Цi: åВi Ц1,

 

где Вi — объем выпуска i-го вида продукции в натуральном выраже­нии на предприятии за анализируемый период, ед.;

Цi — цена единицы i-го вида продукции соответствующего сорта,

руб./ед.;

Ц1 — цена единицы 1-го вида продукции первого (наивысшего)

сорта, руб./ ед.

 

Пример. По данным приведенным в таблице необходимо определить влияние сортности на объем товарной продукции

Показатели Цена, руб./шт. План
Количество, шт. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб.
Первый сорт 150 1 000 90,9 150,0
Второй сорт 100 100 9,1 10,0
Итого - 1 100 100,0 160,0
Стоимость продукции по цене 1 сорта 150     165,0
Потери от снижения сортности продукции - - - 5,0

160

Ксп = ------ = 97,0 %

165

Потери от снижения сортности продукции составили 5, 0 тыс. руб.(165 – 160).

Анализ производственного брака

 

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Основные понятия, связанные с браком продукции:

• дефект — отдельное несоответствие продукции установ­ленным требованиям;

• брак — продукция, по своим свойствам и качеству не отве­чающая установленным стандартам или техническим условиям, не может быть использована по прямому назначению;

По технико-экономическим признакам различают:

• исправимый брак — брак, в котором все дефекты, обу­словившие забракование продукции, являются устранимыми;

• неисправимый брак — брак, в котором хотя бы один из дефектов, обусловивших забракование продукции, является неустранимым.

По месту обнаружения различают:

• внутренний брак — обнаружен на месте производства;

• внешний брак — обнаружен потребителем.

Потери от брака представляют непроизводительный рас­ход сырья, материалов, заработной платы и других ресурсов, что снижает объем производства и повышает себестоимость продукции. Влияние брака на объем производства продукции определяется путем умножения его удельного веса в произ­водственной себестоимости на объем продукции в стоимостных (трудовых) измерителях.

Бухгалтерский учет осуществляет обобщение информации о потерях от брака в производстве на счете 28 "Брак в производ­стве". На нем собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, т. е. окончательно­го брака, расходы по исправлению и т. п.), отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забрако­ванной продукции по цене возможного использования, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, суммы, подлежа­щие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак), а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака.

На основе бухгалтерской информации о браке целесообразно осуществлять оценку работы производственных подразделений.

Общий объем производственного брака оценивается по себестоимости забракованных изделий и расходов на его исправление. Для определения потерь от брака из полученной суммы вычитают стоимость брака по цене возможного использования и суммы, удержанные с виновников брака.

При анализе производственного брака следует иметь в вид что потери от брака планируются на предприятиях где при современной технологии брак неизбежен (литейное, термическое, вакуумное, стекольное и некоторые другие производства).

 

Анализ влияния брака на результаты производства

Ос­новные понятия, связанные с браком продукции:

де­фект - отдельное несоответствие продукции ус­тановленным требованиям;

брак - продукция по своим свойствам и качеству не отвечает установленным стандартам;

исправимый брак - брак, в котором все дефек­ты, обусловившие забракование продукции, являются устранимыми;

неисправимый брак - брак, в котором хотя бы один из дефектов, обусловивших забракование продукции, является неустранимым.

Брак готовой продукции, полуфабрикатов вызывает отвлечение ресурсов от произ­водственных целей, что отрицательно сказывается на объеме выпускаемой продукции.

Потери от брака представляют непро­изводительный расход сырья, материалов, заработной платы и других ресурсов, что снижает объем производства и повышает себестоимость продукции. Влияние брака на объем производства продукции определяется путем умножения его удельного веса в производственной себестоимости на объем продукции в стоимост­ных (трудовых) измерителях.

Целесообразно определять потери от брака (табл.3.1).

Таблица 3.1 - расчет потерь от брака, тыс. руб.

Показатели Значение показателя
1.Себестоимость забракованной про­дукции 2. Расходы по исправлению брака 3. Стоимость брака по цене использования 4.Сумма удержаний с виновных лиц 5 Потери от брака. (п.1 + п.2 - п.3 - п.4)  

 

Контрольные вопросы

1. Что отражает система показателей производства про­дукции?

2. Как определяется ритмичность производства продукции?

3. По какому принципу построена система показателей ка­чества продукции?. 4. Как определяется средняя сортность продукции?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.