КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научная организация труда. Кабинет права и обществознания
Методика проведения уроков права в старших классах Сущность современного урока права и обществознания и основные требования к нему, типологии уроков Методы работы с литературой на уроках права Учебники и учебно-методические комплексы по праву Структура школьного правового образования Интернет-сайты http://www.denisсredit.ru http://www.deniskredit.ru http://www.denisshevchuk.narod.ru http://www.interfinance.ru http://www.interfinance.info http://www.pavlino-rus.narod.ru http://www.zheleznodorozhni.narod.ru http://www.corporateresources.narod.ru http://www.mgu-frank.narod.ru Глава III. Деятельность учителя и учащихся 3.1. Понятие о средствах, методах, приемах преподавания и организации учебной деятельности учащихся 3.2. Методика изучения теоретического и фактического материала на уроках права 3.3. Типы и виды законодательных актов. Дидактические основы работы с юридическими документами на уроках права 3.5. Наглядные средства правового обучения. Техника и технология применения наглядных средств обучения на уроке права Глава IV. Основы конструирования урока 4.2. Отбор содержания урока иподготовка учителя к урокамправа и обществознания 4.3. Определение структуры урока 4.4. Организационные формы изучения нового материала 4.5. Урок контроля и проверки знаний. Результаты обучения 4.6. Методика подготовки и проведения комбинированного урока 4.7. Повторительно-обобщающий урок. Самоанализ урока. 4.8. Организация самостоятельной работы учащихся по изучению права. Глава V. Педагогическое мастерство и педагогические технологии 5.1. Педагогическое мастерство и аттестация педагогических кадров 5.2. Многообразие форм урока права (традиционные, нетрадиционные формы) 5.4. Основные организационные формы учебных занятий по праву. Дифференциация обучения 5.5. Современные технологии обучения праву и обществознанию 5.6. Технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в обучении праву 5.7. Технология проблемного обучения 5.8.Технология интенсификации обучения. Мультимедийные технологии 5.9. Применение игровых технологий в организации учебного процесса на уроках права 5.10. Интеграция предметов. Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин 5.11.Основные направления и формы организации внеурочной работы по праву 5.12. Модульно-блочное планирование по отраслям права в школе Глава VI. Изучение курса «Теория и методика обучения праву» в вузе 6.1.Программа и содержание курса «Теория и методика обучения праву» 6.2.Планы семинарских и лабораторных занятий с методическими рекомендациями для студентов 6.3.Перечень вопросов для самостоятельной работы студентов Литература. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
ПРЕДИСЛОВИЕ Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. И едва ли не наибольшие изменения коснулись преподавания предметов «право» и «обществознание», которые, по понятным причинам, находились и находятся в центре внимания общественности и государства. Знакомство с работой творчески работающих педагогов показывает, что главное в их опыте, не только личностная позиция, практическая педагогическая философия, представляющая интеграцию нравственно-ценностных ориентиров, психологических установок по отношению к ученику и к самому себе, но и компетентность учителя, которые имеют важное значение в деле модернизации образовательного процесса. «Компетенция» в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими ему знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В настоящее время в обществе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовке учителя общественно-исторических дисциплин, так как профессиональная культура данного учителя влияет на формирование мировоззрения учащихся в наибольшей степени. Для учителя права или обществознания профессиональное значение имеет социальная культура: она определяет уровень его педагогического мастерства. Молодой специалист находится в состоянии поиска ориентиров профессионального роста. При этом следует учитывать, что на страницах методических журналов большое место уделяется инноватике в организации учебного процесса, нетрадиционным формам ведения урока, а начинающий учитель еще не полностью овладел структурным анализом типологии урока и ему сложно ориентироваться в инновационных методах организации учебного процесса. В этой связи мы попытались структурировать знания по методике профессиональной подготовки по предмету, с целью познакомить с основными профессиональными знаниями необходимыми в формировании профессиональной культуры начинающего учителя права и обществоведения. Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения права и обществознания в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Складывающаяся ситуация во многом обусловлена предоставленным ныне общеобразовательным учреждениям правом самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы, ориентированные на развивающее личность обучение. Важный показатель профессиональной культуры учителя – способность к сотрудничеству, а необходимое условие – направленность учебного процесса на развитие личности ученика, формировании его мировоззрения. Здесь многое зависит от учителя права и обществознания, от его расположенности к детям, любви к своему делу. Личность учителя, его позиция, его мысли должны быть открыты учащимся. Настоящий урок – это всегда диалог. Но это предъявляет к профессиональным качествам учителя высокие требования: культура диалога - умение слушать, владеть собой, направлять речь ученика в нужное русло при отвлечении от темы дискуссии, способность учитывать различные точки зрения учеников, искать оптимальный вариант решения в спорной ситуации, учить ученика и формировать у себя умение обязательно обосновывать свои выводы. Чтобы применять формы диалога, необходимо менять структурные элементы различных форм организации обучения при конструировании уроков. Поэтому развитие профессиональной культуры и компетентности учителя предполагает не только хорошее знание структурных компонентов современного урока истории и обществознания, но и умение постоянно изменять, варьировать его структуру, видоизменять, разнообразить, развивать его формы. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Овладение навыками конструирования урока позволит поднять квалификационный уровень учителя и повысить профессиональную культуру, компетентность, мастерство. Предмет «Теория и методика обучения праву» изучается в педагогических институтах после предметов психолого-педагогического цикла и на завершающем этапе изучения основного теоретического курса по специальности юриспруденция. Курс теории и методики преподавания права интегрирует знания теоретического курса по праву, обществоведческим дисциплинам и психолого-педагогическим дисциплинам, готовит студентов к практической деятельности в учебных заведениях. Курс призван помочь в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий, научить методически работать: со школьными учебниками; реализовать на практике методику отбора содержания учебного материала; определение уровня знаний и умений учащихся и планирование задачи по их дальнейшему формированию. Цель курса: помочь студентам юридического отделения овладеть знаниями по теории и методике обучения праву, в самоподготовке по предмету и овладеть необходимыми основами мастерства по избранной специальности. Основными задачами учебного курса являются: освоение студентами теоретических основ обучения праву различных категорий населения, прежде всего, учащихся общеобразовательных учебных заведений и учреждений профессионального уровня; - практическое освоение студентами (будущими специалистами) различных методик, главным образом интерактивного характера, обучения правовых дисциплин, формирование умений и навыков; планирование организации, подготовки и проведения занятий, применения разнообразных методов обучения; формирование у будущих учителей умений и навыков анализа собственной педагогической деятельности в обучении праву; - формирование у студентов умений и навыков воспитательной работы в процессе обучения праву. Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану, которые самым непосредственным образом оказывают влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя права. Это, прежде всего, такие предметы, как: общая и профессиональная педагогика, психология, юридическая психология, логика, социология, все дисциплины обще-профессионального блока федерального компонента государственного образовательного стандарта специальности 032700. Специфической чертой курса является то, что лекционные занятия проводятся преимущественно в формах, характерных для проблемных (активных) методов обучения - лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции-диалоги и др. Семинарские (практические) занятия, темы и методические рекомендации по проведению даны в последней главе данного пособия. Студент, освоивший учебный курс «Теория и методика обучения праву», должен: ЗНАТЬ: 1) теоретические и дидактические основы педагогической деятельности; 2) особенности права, как предмета обучения, и специфику преподавания отраслей права; 3) особенности правового обучения учащихся образовательных учреждений школьного и общеобразовательного уровня; 4) специфику обучения праву студентов неюридических специальностей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; 5) особенности правового обучения в учреждениях дополнительного образования для детей и взрослых; 6) принципы, формы и методы правового обучения и воспитания различных категорий населения, прежде всего учащихся образовательных учреждений; 7) современные образовательные технологии и методики в области правового образования, в том числе методики интерактивного обучения; 8) психологические основы педагогической деятельности; 9) организацию, подготовку (планирование) и проведение занятий по правовым дисциплинам; 10) средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам; 11) основы научной организации труда преподавателя (учителя) права; 12) особенности межпредметных и междисциплинарных связей в процессе правового обучения; 13) принципы и системы контроля за качеством эффективностью правового обучения; 14) основы и особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, студентов и слушателей учреждений различного уровня профессионального образования; 15) особенности самостоятельной работы обучающихся с правовой научной и учебной литературой, нормативно-правовыми источниками, при выполнении письменных работ (рефератов, научных докладов, контрольных, курсовых и дипломных работ). УМЕТЬ: 1) эффективно использовать различные методы (методики) обучения права при проведении занятий с разными категориями обучающихся; 2) применять технические и современные информационные средства при обучении праву; 3) организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; 4) организовывать самостоятельную работу обучающихся при изучении правовых дисциплин; 5) применять существующие и собственные методы психологического анализа и стимуляции учебной деятельности в процессе правового обучения; 6) организовывать научно-исследовательскую работу учащихся, студентов и слушателей образовательных учреждений различного уровня. ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ПРАВА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В процессе становления в России новой системы образования роль и место учителя в школе существенно изменились. Статус педагогов трансформировался под влиянием всей совокупности социально-педагогических факторов. Учителя, в том числе учителя права и обществознания, получили большую свободу деятельности, но одновременно увеличилась их роль и ответственность за выбор собственной образовательной стратегии. Сегодня учитель, а не идеологический работник партийных и государственных органов определяет на основе элементов государственных образовательных стандартов содержание образовательной программы своей школы по своему предмету и несет ответственность за ее реализацию. Подготовку специалиста оценивают по трем основным показателям: - профессиональная культура; - компетентность; - продуктивность. Эти три компонента введены в квалификационные требования к педагогическим работникам. В этой связи необходимо знать, что включают данные понятия и какова их роль в формировании профессионализма учителя права и обществознания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |