Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции методики обучения праву как науки




Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Это ка­чество методической науки убедительно раскрывает­ся через анализ её функций.

Чрезвычайно важная функция любой науки - вы­разить свое отношение к опыту, к решённым и особен­но нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая наука начинается с практики.

Поэтому первая функция науки - описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики.

Но эмпирический базис науки - это не простая со­вокупность фактов, поэтому вторая важнейшая функ­ция науки - диагностическая, способствующая изби­рательной оценке добытых фактов, их сопоставлению, соотнесению с критериями, систематизации, класси­фикации и т.п.

Эмпирический базис науки может претендовать на определённую завершенность лишь в том случае, если данные практического опыта получили собственно научное объяснение. Из этого следует, что третьей функцией является объяснительная, направленная на обнаружение причинно-следственных связей в рас­сматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определённых закономерностей в них.

Однако важно не просто описать и объяснить тот или иной опыт, имеющий сугубо локальное значение, но и обосновать возможность использования этого опы­та в новых условиях, сделав его достоянием более мас­совой практики. Трансформация практического опыта и фактов в абстрагированное знание, способное усмот­реть типическое, регулярное и закономерное в явлени­ях, ведёт к формированию теоретического знания, тео­рии. В теоретическом знании аккумулируются данные разных наук, поэтому любая теория в сфере образова­ния междисциплинарна.

Наряду с индуктивным движением знания (от прак­тики к теории) возможен и крайне необходим дедуктив­ный поток идей и информации, позволяющий ассими­лировать в той или иной образовательной теории дан­ные других наук, широкий международный опыт.

В этой связи важную роль играет четвёртая функция науки - прогностическая, позволяющая предвидеть возмож­ные последствия практического использования концеп­ций, доктрин, инновационных технологий.

В свою очередь, теоретическое знание может и должно быть представлено на практике не только в виде строго научных текстов, но и в виде адаптирован­ного к ней методического знания. Неверно считать, что трансформация научного знания в знание методиче­ское - некая сугубо механическая, рутинная интерпре­тация, лишённая творческого начала.

Этот процесс связан со следующими функциями:

проективно-конструктивная, при помощи кото­рой происходит перевод теоретических проектов в ре­альные образовательные конструкции;

преобразовательная - переводящая парамет­ры практики, от которой отталкивается научное иссле­дование на более высокий качественный уровень;

критериально-оценочная - занимающаяся раз­работкой критериев и оценкой состоявшихся преоб­разований;

коррекционная - обеспечивающая непрерывное развитие образовательно-педагогической деятельности.

Коррекционно-рефлексивная функция науки, по существу, начинает очередной, новый цикл движения всей системы: «практика — наука — практика», задаёт динамику и жизненную энергию всему образователь­ному процессу.

Отсюда следует, что глубоко ошибочно оценивать методическое знание лишь как знание вспомогатель­ное, промежуточное, необходимое только для обслу­живания теории, перевода её на язык практики. Фор­мирование работоспособного методического знания, по словам Б.С.Гершунского, «требует высочайшей на­учной квалификации, поскольку подлинный мето­дист - это не только специалист, знающий истинные и постоянно развивающиеся потребности практики, но и способный оценить истинные же возможности на­уки, способный «состыковать» научные предложения с практическим спросом, сделать их взаимодополняю­щими и взаимообогащающими».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.