Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства методики




В праксеологическом (значимом для практики) ас­пекте сущностные характеристики методики проявля­ются в таких её свойствах, как детерминированность, массовость, избирательность, результативность, про-цессуальность, вариативность и эвристичность[2].

Свойство детерминированности означает, что методика состоит из «элементарных» операций (про­цедур) педагогической деятельности, для которых из­вестны условия их выполнения, а также однозначная последовательность выполнения этих процедур или актов деятельности.

Одно из свойств методики — её массовость. Каж­дый отдельный вид методики педагогической деятель­ности, будучи по природе своей алгоритмом, представ­ляет собой решение типичной проблемы, которая по­стоянно существует в массовой педагогической практике и характеризуется определёнными параметра­ми и их комбинациями.

Различные комбинации параметров, как исходных данных, определяющих специфику педагогического процесса, образуют педагогические задачи, в реше­нии которых помогает использование соответствующих методик. Свойство массовости имеет методологическое и праксеологическое следствие, связанное с понятием избирательности.

Главным праксеологическим свойством методики является результативность. Вопрос о результатив­ности методики - это вопрос о том, насколько приме­нение алгоритма конструирования педагогической деятельности позволяет добиться такого качества её организации, при котором обеспечиваются оптималь­ные условия становления личности.

Процессуальность методики обеспечивается персонализацией, т.е. указанием на конкретных возмож­ных исполнителей тех или иных действий.

Педагогической деятельности присуще постоянное стремление к поиску новых, нешаблонных решений, соответствующих неповторимости моментов педаго­гической деятельности. Отсюда методическое описа­ние предполагает вариативность, возможность в определенной мере импровизировать.

Вариативность в сочетании с целесообразностью даёт возможность практику понять и осознать прин­цип отбора наиболее эффективных способов дей­ствия. Информация, заложенная в методическом зна­нии, преобразуясь в сознании воспринимающего её человека, начинает продуцировать обобщённое зна­ние, которое впоследствии делает возможным само­стоятельное конструирование процесса организации деятельности в вариативных обстоятельствах. Это свойство можно обозначить как эвристичность.

Наконец, методика призвана быть действенной. Под действенностью понимается возможность непо­средственно руководствоваться на практике предла­гаемым образцом деятельности с ожидаемыми ми­нимальными потерями от влияния привнесённых об­стоятельств и субъективных факторов.

Перечисленные здесь свойства и сближают мето­дику с технологией, и одновременно отличают её от технологии, как системной последовательности мето­дов (в их прикладном значении), обеспечивающих максимально точный, стандартизированный переход от цели к запланированному результату.

Методика педагогической деятельности по своей природе субъектна и субъективна. Говоря о ней, мы подразумеваем кого-то, кто непосредственно констру­ирует, осуществляет, организует какую-то деятельность, кому адресованы предписания о ней. Субъективность методики проявляется в том, что каждый исполнитель привносит в её осмысление и реализацию нечто своё.

В целом, приходится констатировать, что в педаго­гических науках и в самой методике обучения истории сохраняется многообразие толкований её содержа­ния и смыслов в силу сложного и многоуровневого ха­рактера самого феномена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.