КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь методики обучения права с другими науками
В связи с существенным обновлением и расширением методологической базы методических исследований принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения права с другими науками. В прежние годы круг сопредельных наук ограничивался философией, политологией, социологией, историей, педагогикой и психологией. Очевидно, что «органическая связь методики права и обществоведческих с сущностью самого преподаваемого предмета» (В.Г.Карцов) в любые времена будет осуществляться в содержании учебного материала, формирование которого происходит на основе данных правовой и исторической науки. Сначала методисты отрицали, что эта связь существует также в формах, способах и средствах изучения общественного прогресса, используемых наукой и школой. Позднее под влиянием идеи «активизации учебного процесса» было признано, что «исследовательский метод, используемый в обучении обществознанию и праву в старших классах, позволяет в доступных формах и видах частично вводить учащихся в лабораторию учёного» (С.А.Ежова). Сегодня взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной наукой рассматривается значительно шире, распространяясь на концептуальные основы и методы деятельности. В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, методов, приёмов и средств обучения, основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения конкретному учебному предмету, его значение для духовно-нравственного становления личности школьника. Методика опирается также на данные педагогической психологии и физиологии высшей нервной деятельности. При обосновании системы школьного образования по конкретному предмету используются знания по логике и истории соответствующей науки, науковедению. Безусловно, что и это далеко не полный перечень наук, имеющих отношение к методике обучения праву в современной школе Проектирование содержания обществоведческого и правового образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание. 2.2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ИСТОКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ [3]
Особенностью и достоинством системы отечественного школьного образования издавна является включение в ее структуру такой предметной области, как правоведение. Истоки юридического образования, как такового, в России относятся лишь к XVIII в., хотя в грамоте, данной в 1682 г. царем Федором Алексеевичем Славяно-греко-латинской академии, предписывалось преподавание «учения правосудия и духовного и мирского». Однако предписание осталось неосуществленным. В петровские времена начали переводить книги по праву. Основанием для этого послужила резолюция Петра I от 1718 г. на представленный ему доклад «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтоб оных в малое время в совершенство поставить». В резолюции предлагалось «сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, а также начать переводить книги юриспруденции». Среди первых переводных книг была работа Самуила Пуфендорфа (1632—1694) — представителя естественной школы права в Германии. Она называлась «Об обязанностях гражданина и человека». Пуфендорф первым в Германии предложил строить юридическую науку на светской основе. В его интерпретации естественное право выглядело универсальной социальной этикой. Он полагал, что человеческая натура устроена таким образом, что вне общества человек не может ни жить, ни сохранить человеческий род. Более того, мыслитель считал, что поведение людей должно регламентироваться вне зависимости от имущественного положения и политических убеждений. Книга С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» стала в России руководством по обучению правоведению. В то же время делались попытки создать учебные заведения, где было бы возможно осуществлять правовое обучение. Так, одна из инструкций, появившихся в петровские времена, предписывала учредить «краткую школу для изучения гражданских и экономических дел», где юридическое образование должно было сочетаться с экономическим. Эта модель, несомненно, является прообразом лицеев и колледжей экономического профиля. Данное предписание не осталось лишь на бумаге. В коллегии юнкеров была предпринята попытка практического обучения праву. Уже позднее Екатерина II в своем «Наказе» писала о необходимости распространения в народе сведений о действующем законодательстве, объясняя свою позицию следующим образом: «в противном случае гражданин будет зависеть от некоторого числа людей, взявших к себе в хранение законы и толкующие оные. Преступления не столь часты будут, чем больше людей Уложение читать и разуметь станут. И для того предписать, чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат». Это высказывание свидетельствует о существовавшем уже в XVIII в. глубоком понимании связи права, морали и нравственности. В современных правовых курсах, изучаемых школьниками, принцип взаимодействия права и морали является ведущим. В силу того, что право имеет политическую природу и по сути своей является нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп, праву учили в тех пределах, которые позволяли бы формировать должную благонамеренность, законопослушность учащихся. В 1725 г. в Петербурге была учреждена Академия наук, в структуру которой вошли собственно академия, институт и гимназия. В этом первом в истории Российского государства университете открылась кафедра правоведения, где преподавали политику, этику, право натуры. Первоначально курсы читали иностранцы, например, профессор Кенигсбергского университета Бекенштейн, заключивший пятилетний контракт, X. Фр. Гросс, руководствовавшийся, в частности, книгой С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» (в числе его учеников был русский поэт и дипломат князь Антиох Кантемир). Особо следует отметить Штрубе де Пирмонта — секретаря фаворита Анны Иоанновны Бирона, сделавшего первую попытку составить руководство к изучению действующего русского права. Следует отметить, что и в странах Западной Европы национальное право стали преподавать лишь в XVIII веке. В России в начале XIX века в учебных целях стали появляться сборники отечественных законов и различные руководства. В настоящее время сохранилась рукопись, принадлежащая перу Штрубе де Пирмонта, озаглавленная «Краткое руководство по российским правам». Автор, считая недостаточным объяснять юношеству в Российской империи только гражданское право древних римлян, предложил составить руководство к действующему русскому праву. В 1747 г. Академия согласилась на это предложение. Но когда рукопись была составлена, академическая канцелярия осталась недовольна содержанием пособия: «при точнейшем рассмотрении оказалось, что оная книга сочинена не тем образом, как он обязался и ее назвал, то есть кратким руководством, ибо в оной ничего более не учинено, как только под кратким заглавием расположен материал и содержание указов, регламентов, например, вексельный устав, весь воинский устав, большая часть Уложения и Указной книги...». Таким образом, пособие Штрубе де Пирмонта представляло собой систематически расположенную выборку действовавших в то время законов. В результате было принято решение — книгу не печатать. Юристы более позднего времени, в частности, Николай Михайлович Коркунов (1853—1904), оценивая эту историю, писали о своем несогласии с данной характеристикой работы де Пирмонта на том основании, что в канцелярии в то время не было ни одного юриста, а, следовательно, оценить по достоинству значение этой работы было некому. Итак, профессорами правоведения, как правило, были иностранцы, но они воспитали первых русских юристов. Со временем появились и русские профессора правоведения. Среди них можно назвать Семена Ефимовича Десницкого (ок. 1740-1789) — правоведа, просветителя, профессора права Московского университета. Известно, что С. Е. Десницкий учился у Филиппа Генриха Дильтея — тирольца, приехавшего в Москву в 1756 году. Получая по 12 рублей за лекции, Дильтей купил дом в Москве за 1500 рублей. В 1765 г. университетское начальство обвинило Дильтея в том, что он часто приходит на лекции нетрезвым, на этом основании преподаватель был отстранен от занятий. Однако Дильтей пожаловался Сенату и был восстановлен на службе. Десницкий закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и был направлен для продолжения образования в Англию — в Глазовский университет. По окончании университета Десницкий защитил докторскую диссертацию по римскому праву, получил ученую степень доктора права и вернулся на родину. Уже в те времена Семен Ефимович, будучи сторонником идеи разделения властей, создал новый проект формирования в России «законодательной, судительной и наказательной власти». В правовой сфере Десницкий разработал ряд институтов, например, он предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное. Его перу принадлежит «Слово о прямом и ближнем способе к научению юриспруденции» (М., 1768). Десницкий перевел труд английского юриста Блэкстона «Истолкование английских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридических терминов, используемых в русских судебниках и Соборном уложении 1649 года. Для наших дней актуально мнение Десницкого в отношении применения смертной казни. Он считал, что смертная казнь возможна только в двух случаях: умышленное убийство и измена Родине. Десницкий осуждал мучительные способы исполнения смертной казни, а также применение позорящих наказаний. В XVIII в. юридическое образование можно было получить и в кадетском корпусе — среднем военном учебном заведении, учащиеся которого изучали юриспруденцию на третьей ступени обучения. В 1731 г. Анна Иоанновна повелела учредить корпус кадетов, где «обучали арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и шпажному действию». «А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в государстве не меньшее нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции». Следует отметить, что юриспруденция, по-видимому, не пользовалась популярностью среди обучающихся: из 2478 русских кадетов в 1733 г. юриспруденции училось только 11. Тем не менее, слушание указов проводилось по два дня в неделю, ибо «небесполезно есть, чтоб оным из кадетов, обучающихся юриспруденции для знания российских гражданских прав, в некоторые дни слушать уложения, уставы, регламенты и указы». А в инструкции 1789 г. предписывалось преподавать уже известную нам книгу С. Пуфендорфа «Об обязанностях человека и гражданина». В 1860-х гг., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, их учебный план продолжал включать в себя законоведение. Методика изучения законов сводилась, как правило, к их механическому заучиванию. В 1849 г. законоведение было введено в гимназиях вместо древних языков. А гимназисты, имеющие «особенные и отличные» познания в российском законоведении, получали право на 14-й чин, если они шли на государственную службу. Типичным для того времени можно считать учебный план гимназии по уставу 1852 г., включавший такую учебную дисциплину, как законоведение. Учебные планы 5-7 классов одной из петербургских гимназий в XIX веке содержали разнообразные курсы, например: законы основные, законы гражданские определительные, законы о гражданском судоустройстве, законы уголовные и полицейские с судопроизводством уголовным. В конце XIX века учебная литература пополнилась новыми пособиями. В частности, в 1894 г. А. Мушников издал сокращенное изложение курса законоведения для кадетских корпусов, выпущенного в 1889 г., под названием «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии». Автор видел цель этого пособия в том, чтобы дать возможность лицам, не изучавшим данного курса, приобрести начальные теоретические сведения, необходимые для освоения русского законодательства. Таким образом, в XIX веке была сделана попытка создать условия для основательного познания учащимися законодательства Российской империи. Преподавание законоведения как самостоятельного предмета было полностью прекращено после выхода в свет Устава гимназий 1864 года. Это решение объясняли отсутствием учебной литературы, квалифицированных преподавателей, желающих изучать право. Преподавание правовых знаний в школе было возобновлено в советское время.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |