Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика обучения праву» как объект и предмет обучения




«Преподавание принадлежит к разряду деятельностей, силу которых чувствуют только те, на кого обра­щены они, кто непосредственно испытывает на себе их действие; стороннему трудно растолковать и дать почувствовать впечатление от урока учителя или лек­ции профессора. В преподавательстве много инди­видуального, личного, что трудно передать и ещё труднее воспроизвести», — за­метил В.О. Ключевский в одном из очерков, посвящен­ных памяти выдающихся российских историков. В свя­зи с этим и подобными ему примерами у людей, так или иначе причастных к образованию, возникают во­просы: «Не является ли умение преподавателя про­изводить на аудиторию и отдельного учащегося неиз­гладимое впечатление особым даром, талантом, от­пущенным природой лишь некоторым, избранным ею счастливчикам? Не удел ли всех остальных, кто изби­рает учительское поприще, следовать проверенным предписаниям, которые, кстати сказать, часто отож­дествляют с методикой?» Именно в этом смысле ме­тодику уподобляют ремеслу, т.е. профессиональному занятию по шаблонам и инструкциям, лишённому твор­ческой инициативы и воодушевления.

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходи­мо сначала определиться с ведущими понятиями лек­ционной темы:

Образование - осуществляемый в образова­тельных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культу­рой в целом, процесс развития и становления лич­ности, а также результат этого процесса - определённый уровень овладения культурой (образован­ности), развитие личности в контексте культуры.

Парадигма образования — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

Методика [гр. methodike], в интересующем нас значении, - это «отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету».

Кстати, как правильнее называть наш предмет: методика преподавания или методика обучения праву? В названиях книг по этой теме используются оба варианта, например: С.А. Морозова. «Методика преподавания права в школе» (М., 2002); Е.А. Певцова « Теория и методика обучения праву» (М., 2003)

За этой на первый взгляд простой игрой слов Пётр Васильевич Гора видел два принципиально разных подхода к предмету и задачам методики. В одном случае в сферу её исследований попадает только деятельность педагога по «сообщению, передаче сведений о чём-нибудь», т.е. преподавание. В другом - счи­тается, что методика имеет дело с обучением, т.е. со сложным процессом, включающим взаимосвязанные и находящиеся в движении факторы и компоненты образовательного процесса: (1) цели правового и обществоведческого об­разования, (2) его содержание, (3) познавательные возможности учащихся, (4) формы и способы обучения права (преподавания и изучения), (5) результаты образования. В учебно-методической литературе появился и третий (консенсусный) вари­ант названия - «Методика преподавания и изучения права».

Впрочем, дело не столько в названии науки, специальности или учебника, излагающего их основы, сколь­ко в принципиальном отношении специалистов к предмету и целям своих научно-педагогических исследований, к содержанию и критериям оценки результатов образовательной деятельности школьников и педа­гогов.

Слово «методика» имеет глубокие исторические корни и в буквальном понимании означает «способ познания», отвечая на вопрос: «Как я буду познавать ту или иную область жизни, общества, отношений людей между собой?»

Нас интересует методика обучения праву — одной из самых таинственных и загадочных сфер человеческой жизни. Право как результат мыслительной деятельности людей, будучи связанным с их сознанием, тем не менее до сих пор остается весьма сложной для познания субстанцией. В науке даже нет единого определения этому понятию.

Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили констатировать факт рождения на свет относительно молодой области знаний — Методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, содержании, методах обучения праву. Общеизвестно, что система наук может быть условно разделена на естественные, общественные и технические науки. Поскольку юриспруденция относится именно к категории общественных наук, то и знания о том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений с целью достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического мате­риала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитан­ных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход. Основными задачами указанной выше науки являются:

отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих. Методика обучения праву — весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Обозначим основные функции такой науки:

1. Практико-организационная. Она позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной сис­темы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обу­чения, формирования правовой культуры личности такая функ­ция позволяет предвидеть заранее возможный результат процес­са обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются воп­росы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной органи­зации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обуче­ния праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить нечто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому ос­мыслению предлагаемых вариантов правового обучения.

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государ­ства (или закреплены его силой) и формируются потребностя­ми общественного развития. Цель — это мысленное представ­ление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятель­ность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навы­ков);

воспитания (формирования личностных качеств, мировоз­зрения);

развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Пос­ледние связаны с организацией отдельных мероприятий, уро­ков. В 2001—02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране.

В новых государ­ственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базис­ном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерант­ного в общении, демократически и гуманно настроенного в ре­шении правовых конфликтов. К целям правового обучения мож­но также отнести:

повышение уровня правовой культуры общества;

воспитание гражданина, способного отстаивать и защи­щать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

формирование навыков правомерного поведения, уваже­ния законов страны и международного права; формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступ­лениям;

изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и прочее.

Содержание обучения праву в школе представлено в виде модуля (части) Государственного образовательного стандарта знаний в области «Обществознание». В этом документе указывается, что обязательно должен знать, уметь тот, кто обучается праву в школе или иным образом получает среднее образование, и как необходимо проверять, диагностировать процесс обучения, чтобы подготовка школьников осуществлялась качественно, а также выражено в программах, учебниках[1].

Методика обучения праву изучает способы деятельности области правового обучения — методы, которые могут быть разнообразными, однако все они позволяют понять, как учить современного школьника праву, как развивать его способности, формировать общеучебные умения и навыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.