Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и политика




ПРОГРАММА КУРСА

Список рекомендуемой литературы.

Краткое содержание программы курса.

Программы проходят внешнее рецензирование и утверждение на советах образовательных учреждений, а образовательные программы рекомендуемые для изучения во всероссийском масштабе в Министерстве образования и науки РФ.

Учитель может самостоятельно планировать по­следовательность изучения тем курса «Основы правовых знаний» в системе интегрированного преподавания обществознания. При этом следует заметить, что различные курсы «Обществознания», так или иначе, рассматривают область права, а потому результативнее для процесса обучения станет использование ведущих тем учебника «Основы правовых знаний».

Предлагаем вашему вниманию программу по праву для 8-9 классов (68 ч)

9 класс (35 ч)

Автор: А. Ф. Никитин, кандидат педагогических наук

Пояснительная записка

Настоящая программа отражает содержание курса «Право и политика». Учебное пособие по курсу рекомендовано Министерством образования РФ и используется в российских школах с 1995 года.

Основная цель курса — способствовать формированию граж­данина демократического, правового государства, в том числе пра­вовой культуры будущего избирателя, воспитанию цивилизованно­го отношения к собственности, частному предпринимательству. В силе остается также профилактическая функция правового обра­зования, однако придавать ей такое глобальное значение, как это делали в прошлом, не следует.

Важный методический принцип, реализованный в курсе «Пра­во и политика»,— диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа способст­вует развитию демократического мировоззрения школьников, обес­печивает им возможность максимальной самостоятельности в опре­делении собственной гражданской позиции. Диалогизм проявляется, зачастую, уже в основном тексте параграфов учебника (упоминание разных точек зрения на один и тот же предмет). Но еще в боль­шей степени он прослеживается в подборе хрестоматийных текс­тов, заданиях практикума и темах для обсуждения. Этот принцип, являясь ведущим в работе по курсу, обусловливает формирование уважения к различным точкам зрения. Вместе с тем, целесообразно препятствовать превращению уроков права и политики в митинги, в ходе которых в устной форме выражаются политические страсти, предпочтения, активные намерения... Правильно понятый академизм образовательного процесса полезен в работе над темами, злобо­дневность которых способна разжечь повышенное проявление эмо­ций. В области политики (и отчасти права) взвешенное спокойствие при анализе и обсуждении непростых явлений — необходимое каче­ство, входящее в состав основных свойств гражданственности.

Требует пояснения обоснованность объединения в одном курсе правоведческого и политологического разделов. Право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, которая не всегда реализовывалась в прошлом. Хорошо известно, что представляет собой политика, не опирающаяся на строгие правовые основы, иг­норирующая законы, исходящая из принципа «практической целе­сообразности».

Соединение юридической и политологической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях вза­имообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики ее институтов, так и особенности правового регулирова­ния общественной жизни. Само понятие «государство», например, и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, есть основной элемент полити­ческой системы общества. Понятие «правовое государство» подра­зумевает верховенство закона в любой сфере социальной действи­тельности, разумеется и в политике.

Существенной основой единства политики и права является и феномен гражданственности. Гражданин — это по преимуществу участник политической и правовой жизни страны. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданско-пра­вового образования учащихся основной школы.

Ведущим в содержании курса является правовой материал. И не случайно. Практика образования молодых людей в демокра­тических странах показывает, что правовое образование и воспи­тание занимают в содержании работы различных учебных заведе­ний значительное место.

Главная трудность создания гражданско-правовых курсов за­ключается в неустоявшемся характере российского законодательст­ва в целом. Вместе с тем, неразумно ждать того времени, когда на­ше законодательство приобретет устоявшийся, стройный вид. В принципе, имеющихся законоположений достаточно для успешно­го гражданско-правового образования школьников. Кроме того, те­ория права содержит немалое количество вечных вопросов, таких, как соответствие права морали, разумность и мера наказаний, суть правового государства, правовой культуры и др.

Данный курс рассчитан на традиционные 35 ч. Это, конечно, обрекает его содержание на неизбежную беглость, фрагментар­ность. Сгладить эти объективные трудности можно путем испытан­ного проблемного построения работы с учебным материалом, че­редования обзорных лекций с семинарскими занятиями, использования систем консультантов и т. д.

Вместе с тем, в условиях относительной самостоятельности школ в выборе содержания и форм обучения не исключено, что не­которые учебные заведения смогут выделить для этого курса 2 ч в неделю. Такой вариант организации работы по курсу следует счи­тать оптимальным. В этом случае схема занятий по каждому пара­графу такова: один час уделяется основному тексту (ответам на во­просы), второй — хрестоматийным текстам, практикуму и темам для сочинений и обсуждений.

Помимо учебного пособия «Право и политика», учебно-мето­дический комплект по курсу включает методическое пособие, рабо­чую тетрадь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.