КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение структуры урока
Данная последовательность является обязательной для всех типов урока, она обусловлена взаимосвязанностью ее компонентов и значимостью при подготовке и непосредственной разработке урока. При этом важно помнить, что цель определяет не только средства обучения, но и приемы и методы ее достижения. Смена мотивации учебной деятельности обязательно приведет к структурной организации всех компонентов урока. Постановка целей. Мотивация деятельности учителя и учащихся. Каждый учебный предмет имеет свою методику преподавания, определяемую его содержанием, образовательно-воспитательными задачами, теорией обучения и возрастом учащихся. Мотивация деятельности учащихся помогает организовать изучение содержания курса, разработать пути и средства преподавания предмета и формирование мировоззрения, общественной и гражданской активности учащихся. Курсы истории и обществознания носят теоретический и обобщающий характер, насыщены мировоззренческими понятиями. На уроках обществознания изучаются философские, политические, экономические, социологические, правовые, морально-этические и другие вопросы. Постановка целей урока органически связана с общей дидактикой и возрастной психологией в выборе методов, форм и средств обучения. В соответствии с теоретическим, мировоззренческим характером курса права или обществознания при его изучении на первое место выдвигаются вопросы методики формирования общих понятий и закономерностей. Одна из особенностей курса обществознания состоит в том, что он в мировоззренческом плане обобщает знания учащихся по всем изученным предметам. Межпредметные связи обществознания весьма многогранны. Поэтому только умелая реализация этих межпредметных связей может обеспечить всесторонний охват и глубину мировоззренческих идей и понятий. Межпредметные связи в курсе права или обществознания следует рассматривать в нескольких аспектах: по содержанию мировоззренческих идей, понятий, явлений и событий, по приемам учебной работы, преемственности в формировании умений и навыков деятельности; по уровню нравственной воспитанности учащихся. Обобщающая функция обществознания состоит в том, что оно синтезирует основополагающие факты и закономерности конкретных наук (права, политологии, социологии, экономики, культурологии, философии и др.) в единую систему мировоззренческих знаний, на основе которых завершается процесс формирования научного мировоззрения учащихся. Основными методическими приемами в реализации поставленных целей являются: интеграция предметов, репродуктивные и проблемные вопросы учащимся, логическая беседа (система взаимосвязанных вопросов), задание на комментирование, анализ наглядных пособий, текстов, жизненных явлений, постановка заданий для классной и внеклассной работы, выполнение которых требует от ученика применения ранее полученных знаний и умений. Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Под целями урока понимаются те результаты, которые предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии. Все отмеченные цели – образовательные, воспитательные и развивающие – тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока различна. Выбор целей урока зависит: - от темы урока, его содержания; - от места урока в изучаемой теме, разделе, курсе; - от типа урока, формы его проведения, - от возрастных особенностей учащихся. Образовательные задачи школьного курса права состоят в овладении учащимися прочными знаниями по предмету: - усвоение терминов, фактов, явлений характеризующих юридический процесс; - формирование у учащихся системы представлений о предмете; -овладение учащимися умением применять знания; -выработка умений и навыков самостоятельной работы с документами, правовыми актами, материалами, умения работать с текстом (учебников, исторических и юридических документов и др.), с иллюстрациями, составлять планы, конспекты, тезисы, вести запись лекций. Воспитательные задачи идут в неразрывном единстве с образовательными задачами. Изучение права невозможно без воспитания гражданской позиции, коммуникативных способностей личности, патриотизма, любви и преданности Родине, воспитания интернационализма, уважения к правовой культуре и традициям других народов, веротерпимости, эстетического воспитания и др. Развивающие задачи направлены на динамику формирования личности, умение не только репродуцировать изученный материал, но и решать творческие задачи, применять частично-поисковый и исследовательский методы в самостоятельной работе учащихся или в работе на уроке под контролем учителя. При формулировании целей урока необходимо помнить о глаголах, которыми вы определяете свою деятельность и деятельность учащихся на уроке: репродуктивные, пассивные – дать представления, записать в тетрадь, выслушать ответ, проследить по карте, пересказать текст и др.; продуктивные, активные – выявить причины, проследить ход событий, проанализировать явления общественной жизни, охарактеризовать политического деятеля, провести сравнительную характеристику динамики военных операций в ходе войны, аргументировать свой ответ цитированием исторических источников, выявить сходство и различие в оценке событий историками и общественными деятелями различных эпох и др. Правильный выбор глаголов действия поможет не только определить мотивацию деятельности, но и выбрать методы, приемы и формы работы на уроке, которые будут способствовать достижению поставленных целей. Анализ и отбор содержания урока С началом учебного года, после завершения работы по составлению годового календарно-тематического планирования, учитель переходит к непосредственному планированию систем уроков по темам. Оно основано на многостороннем анализе учебного материала темы, предполагающем анализ: — компонентный (понятийный); — логический; — психологический; — воспитательной значимости учебного материала; — дидактический. В методике преподавания права и обществознания его вариация представляется последовательностью действий в схеме логико-дидактического анализа темы: — определение целей обучения; — логический и методический анализ содержания учебного материала; — дидактический анализ структурных элементов урока. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся. Логико-методический анализ сводится к установлению логической организации учебного материала темы и к выяснению основных юридических и обществоведческих мировоззренческих и методических идей, заложенных в ее содержании. При установлении логической организации учебного материала надо выявить возможный способ построения темы: на содержательной основе, на дедуктивной основе, с использованием элементов дедуктивного подхода. Юридические и обществоведческие мировоззренческие и методические идеи, заложенные в содержание темы, вскрываются при анализе теоретического материала (его основу составляют понятия, исторические и политические факты, события, явления) и дополнительного (наглядного, документального и другого) материала. При этом устанавливается: — какие понятия вводятся впервые и даются ли им определения; — какова связь вводимого понятия с ранее изученными; — какова структура юридических и обществоведческих текстов; — содержатся ли альтернативные точки зрения на изучаемые события, явления общественной жизни; — как реализуются внутрипредметные связи в курсе права и обществознания при изучении отдельно взятой темы на одном или нескольких уроках; — каков объем материала, обязательного для изучения каждым учащимся; — какие утверждения доказываются (имеют ссылки на исторические документы), а какие лишь разъясняются, носят эмоциональный иллюстративный характер; — какие методы необходимы для доказательства правовой правдивости события, общественного явления; — какие новые понятия, события содержатся в данном материале; — какие документы предназначены для введения новых понятий и событий, явлений, их закрепления, для связи изученного материала с предыдущим (если такого разделения нет в учебнике); Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его активность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель не знал свой предмет, но если не сумел вызвать интерес и организовать учебную деятельность учащихся – большого успеха не добьется. Методика позволяет интегрировать знания по праву и обществознанию, педагогике и психологии. Методика разрабатывает критерии отбора содержания, глубины и логики раскрытия фактического и теоретического материала, оптимального выбора научно обоснованных с точки зрения образовательно-воспитательных целей, методов, средств и обучаемости школьников с учетом других условий обучения. Методика акцентирует внимание начинающего учителя на основании каких фактов, источников, обобщений могут быть сформированы основы знаний об историческом и общественном процессе и осуществлены другие цели обучения. Конечно, ни общие работы по методике, ни даже поурочные пособия не дадут готовых рекомендаций на все случаи обучения. Огромная роль в осуществлении образовательно-воспитательных целей обучения принадлежит педагогическому такту, творчеству и мастерству учителя. В ходе преподавательской деятельности приобретаются умения формулировать вопросы, стимулирующие мышление учащихся, вырабатываются приемы, повышающие его мастерство. Методическое мастерство учителя формируется в вузе в теоретическом плане, закрепляется и оформляется в его преподавательской деятельности. Знание учителем основ методической науки — опора для его творчества, для формирования его педагогического мастерства.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |