Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная поддержка развития кооперации и агропромышленной интеграции




Органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в хозяйственную, финансовую, органи­зационно-управленческую и иные виды деятельности кооперати­ва и агропромышленного формирования (за исключением случа­ев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Дело в том, что функции государства и юридического лица (коо­ператива, агрофирмы, холдинга т.д.) несовместимы. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых зло­употреблений такое совмещение двух различных видов деятельно­сти деформирует каждую из них; если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотребле­ния властью.

Однако есть случаи, когда органы государственной власти и мес­тного самоуправления, их должностные лица пытаются влиять на хозяйственную и финансовую деятельность некоторых коопера­тивов и агропромышленных формирований. Незаконные вмеша­тельства чаще всего сводятся к административным запретам (запрещение вывозить продукцию за пределы административно­го района; отказ в регистрации по мотивам «нецелесообразнос­ти» и т. д.).

Сельскохозяйственные кооперативы и агропромышленные формирования как юридические лица вполне самостоятельны и не подчинены государственным органам. Органы государственной власти не вправе давать указания сельскохозяйственным товаро­производителям: что и где сеять, какие применять технологии, по какой цене, где и когда продавать продукцию и т. п. Однако это не значит, что кооперативы и агропромышленные формирования не подчиняются вообще никому. Прежде всего они должны соблю­дать российское законодательство. Определенные органы государ­ственного управления наделены функциями контроля за деятель­ностью сельскохозяйственных товаропроизводителей; они име­ют право проводить проверки, запрещать те или иные виды дея­тельности, в частности ведущие к нарушению экологических требований.

Государство должно регулировать и поддерживать агропро­мышленное производство, используя экономические методы и за­конодательство.

В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» закреплены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выде­ления им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перера­батывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение (ст. 7).

В государствах, где имеется эффективная система сельскохо­зяйственных кооперативов, им оказывается государственная под­держка в виде возможности получения льготных кредитов для стартового развития, для электрификации, телефонизации т. д., в виде льготного налогообложения, таможенного протекционизма. В США, например, для этих целей принят целый ряд законов. Та­кой подход к кооперативам со стороны государства объясняется пониманием особой роли данной формы хозяйствования — удов­летворение интересов сельскохозяйственных товаропроизводите­лей, развитие сельскохозяйственного производства, повышение материального благосостояния сельского населения. Однако в на­шей стране кооперативное движение пока не находит должной поддержки со стороны государства.

Для успешного развития кооперации в нашей стране, на наш взгляд, необходимы следующие меры:

поддержка кооперативов, преследующих социальные цели, та­кие, как содействие занятости или развитие деятельности, направ­ленной на благо неимущих категорий населения или отдельных регионов;

включение в число мер поддержки кооперативов налоговых льгот, кредитов, дотаций, закупок товаров на особых условиях;

содействие обучению и профессиональной подготовке работ­ников по вопросам кооперативных принципов и методов хозяй­ствования на всех уровнях общего образования и профессиональ­ной подготовки;

облегчение кооперативам доступа к кредитам и рынкам; совершенствование системы учета статистических данных о ко­оперативах.

Государству необходимо принять конкретные законодательные акты о кооперативах, руководствуясь кооперативными ценностя­ми и принципами, и, в зависимости от обстоятельств, их пере­сматривать.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйствен­ной продукции и продовольствия, а также на производственно- техническое обслуживание и материально-техническое обеспече­ние АПК.

В экономической литературе выделяют ряд принципов, на ко­торых должна базироваться система государственного регулиро­вания агропромышленного производства. Во-первых, система государственного регулирования должна исходить из того, что товаропроизводители работают на самофинансировании и конк­ретные меры их поддержки являются дополнительными, на­правленными на обеспечение нормальных экономических усло­вий хозяйствования. Во-вторых, субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты должны ориенти­ровать товаропроизводителей на более эффективное хозяйство­вание и применяться дифференцированно. В целом система го­сударственного регулирования должна базироваться на целевом программном подходе.

Задачи государственного регулирования — стабилизация и повы­шение эффективности агропромышленного производства, обес­печение продовольственной безопасности, улучшение продоволь­ственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сбли­жение уровня дохода работников сельского хозяйства и промыш­ленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Все меры государственного регулирования и поддержки агро­промышленного производства по целевому признаку можно сгруппировать следующим образом:

поддержка доходов производителей. Сюда входят: компенсаци­онные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, пла­тежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства;

ценовое вмешательство, предлагающее ряд мер воздействия на рынок продовольствия: поддержка внутренних цен на сельскохо­зяйственную продукцию, установление квот, установление нало­гов на экспорт и импорт продовольствия;

компенсация издержек. Сюда входят меры по компенсации расходов по приобретению средств производства: удобрений, средств защиты растений, кормов и т. д.;

содействие развитию рынка. Эта мера предусматривает финан­сирование, разработку и осуществление рыночных программ;

содействие развитию производственной инфраструктуры. Предполагает выделение государственных средств на создание базы хранения продукции и материально-технического снабже­ния, развитие транспорта, связи, станций защиты растений и т.д.

Государственное регулирование агропромышленного произ­водства осуществляется по следующим основным направлениям:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйствен­ных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налого­обложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села;

иные направления, определенные законодательством Российс­кой Федерации.

В условиях рыночных отношений государственное регулирова­ние осуществляется с помощью экономических методов, которые воздействуют на экономические интересы товаропроизводителей.

Важнейшие экономические рычаги государственного регулиро­вания:

бюджет — ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансиро­вание некоторых мероприятий и др.;

цены — целевые, гарантированные (защитные), залоговые; налоги — льготные, дифференцированные; кредит — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;

интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия — закупочные и товарные;

страхование — частичная уплата страховых взносов; таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия; аграрное законодательство.

Дотация — это ассигнование из государственного бюджета, вы­деляемое предприятию за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых. За счет дотаций из федерального бюджета осуществляется санация убыточных предприятий.

Компенсация — возмещение государством понесенных хозяй­ствующим субъектом расходов. Методом компенсирования возме­щается, к примеру, часть затрат сельскохозяйственных производи­телей на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, затрат, связанных со строительством домов ЖСК.

Государственное финансирование хозяйственной деятельности может носить субсидиарный характер. Субсидия — это денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Государством, например, субсиди­руются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

Государственное финансирование может производиться и опосредованно, через бюджеты субъектов РФ. Таким видом централизованной финансовой помощи является выделение суб­венций.

Субвенция — это фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого фи­нансирования расходов бюджетов субъектов РФ.

Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на следующие цели:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных живот­ных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных ме­роприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельс­кохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию каран­тинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охра­не окружающей среды;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного про­изводства;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ре­сурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного жи­вотноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продук­ции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и переквалификации кадров в области агропромыш­ленного производства.

Конкретные направления и объемы финансирования устанав­ливает Правительство Российской Федерации.

Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при котором производство многих видов сельскохозяйственного сырья и про­довольствия убыточно, т. е. рыночная цена ниже себестоимости. Отсюда возникает необходимость государственного регулирова­ния ценообразования. В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Кроме того, в сельском хозяйстве порядок регулирования цен определен Феде­ральным законом «О государственном регулировании агропро­мышленного производства». При государственном регулировании ценообразования учитываются:

добросовестная конкуренция (взаимоотношения между пред­приятиями);


интересы отдельно взятых потребителей (взаимоотношения между предприятиями и потребителями);

интересы общества в целом (взаимоотношения между предпри­ятиями и обществом).

Воздействие государства на ценовую политику может осуще­ствляться как административными, так и экономическими мето­дами.

К методам государственного административного регулирова­ния цен относятся:

«замораживание» цен и другие способы их фиксации на опре­деленном уровне с целью недопущения их чрезмерного роста; контроль над ценами товаропроизводителей; соглашение между государством и товаропроизводителями; установление границ и диапазона изменения цен (предельно высоких, предельно низких, интервала колебания цен). К методам экономического регулирования цен относятся: мероприятия, направленные на обеспечение определенного уровня рентабельности продукции товаропроизводителей через различные формы субсидирования, кредитования, налоговой по­литики;

воздействие на издержки производства отдельных видов про­дукции через изменение цен на потребляемую в производстве продукцию (цен на машины, сырье, материалы);

воздействие на спрос и предложение отдельных видов продук­ции с целью формирования определенного соотношения между ними;

государственные закупки продукции по повышенным ценам. Государственное регулирование осуществляется также на осно­ве применения гарантированных цен, устанавливаемых органами государственной власти на уровне, обеспечивающем минимально допустимую рентабельность производства. Объемы реализации продукции по гарантированным ценам определяются на основе квот, устанавливаемых Правительством РФ.

Размеры квот не должны превышать в среднем 50 % объема то­варной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если кво­ты будут установлены на более высоком уровне, то во многом по­теряются рыночные стимулы, будет свернута рыночная актив­ность товаропроизводителей. В самом деле, изначальный смысл гарантированных цен в условиях рынка — оказать государствен­ную поддержку предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруднен. Гарантированные цены целе­сообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.

На основе целевой цены определяются не только гарантиро­ванные цены, но и так называемые залоговые ставки, которые яв­ляются фиксированными и устанавливаются государством.

Под залог продукции сельскохозяйственное предприятие мо­жет получить бюджетные ресурсы и кредиты. Предметом залога
может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продук­ция, так и продукция будущего урожая. Принятая в залог продук­ция оплачивается по залоговым ставкам в течение не более 10 дней с момента приема. По окончании срока залога залогодатель принимает одно из двух возможных решений. Во-первых, он мо­жет выкупить заложенную продукцию, т. е. возвратить кредиты с процентами, устанавливаемыми, как правило, по льготной став­ке. Во-вторых, известить залогодержателя о невозвращении по­лученного кредита. В этом случае в собственности залогодержа­теля остается заложенная продукция.

Использование гарантированных цен и залоговых операций позволяет сформировать государственные продовольственные ре­сурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам про­дукции (зерно, семена масличных культур, шерсть, продукция пе­реработки).

Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минималь­ного уровня или товаропроизводители не в состоянии реализовать товары из-за снижения спроса на них, то государство должно осу­ществлять закупочные интервенции.

Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций по гарантированным ценам. В результате предложение на рынке сокращается и рыноч­ная цена стабилизируется.

Товарные интервенции в форме распродажи из федерального и ре­гиональных продовольственных фондов осуществляются, если уро­вень рыночных (договорных) цен повышается в условиях дефицита продукции сверх максимального уровня их колебаний на рынке.

В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регули­рования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции. Если цены внутренние и мировые находятся на примерно одном уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный потребитель при прочих равных условиях всегда выберет отечественную же продукцию. Если внутренние цены выше тех цен, по которым продается импорт­ная продукция, а сбыт отечественного продовольствия затруд­нен, целесообразно установление так называемых пороговых (защитных) цен, используемых при установлении таможенных пошлин.

 

Ценовая политика — весьма тонкое дело и требует взвешенного научного подхода. Государственное регулирование цен на продук­цию АПК должно обеспечивать каждому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного про­изводства, доход, достаточный для ведения расширенного воспро­изводства, т. е. рентабельность (без учета инфляции) на уровне

15 И. А. Минаков
30—40%. Кроме того, государственное регулирование должно сти­мулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции, т. е. по мере стабилизации экономики удельный вес продукции, реализуемой по регулируемым ценам, должен неук­лонно сокращаться.

Налоги — важнейший инструмент регулирования рыночной экономики. Предприятия сельского хозяйства имеют ряд льгот при налогообложении. Они освобождены от уплаты налогов на прибыль, полученную от реализации произведенной продукции (включая ее переработку в хозяйствах), от взносов в дорожные фонды.

Действующим законодательством предусмотрено освобожде­ние от налога части прибыли, направляемой на капитальные вло­жения, на погашение ссуд на эту цель, на благотворительные цели, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и др. Однако действенность данных мер снижается в связи с тем, что общая сумма всех льгот по налогу на прибыль не может превы­шать 50 % этого налога, исчисленного без их учета. Поэтому для предприятий, особенно низкорентабельных, эти льготы не имеют заметного значения.

Кредитование как метод финансовой поддержки сельского хо­зяйства может быть эффективно только для устойчивых, плате­жеспособных хозяйств.

Уменьшение объемов централизованных кредитов с одновре­менным увеличением процентной ставки болезненно отражается на финансовом состоянии агропромышленного производства, так как сельское хозяйство является капиталоемким производством и из-за своей сезонности не может быстро погашать кредиторскую задолженность.

Переход к рыночной экономике требует выработки новых, адекватных подходов к кредитному обслуживанию агропромыш­ленного комплекса. Активное развитие должны получить все формы кредита (банковский, товарный, коммерческий, государ­ственный, кооперативный и т. д.). Вместе с другими экономичес­кими рычагами кредит призван занять ключевое положение в стимулировании производства. Отрасли АПК вследствие своих особенностей не могут функционировать без привлечения заем­ных средств.

К основным проблемам кредитования в настоящее время мож­но отнести:

недостаточно отработанный финансовый механизм;

недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок, недостаток их для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства;

убыточная деятельность предприятий, не позволяющая возвра­щать полученные заемные средства в срок;

некредитоспособность большинства товаропроизводителей.

Рыночным условиям хозяйствования лучше всего соответству­ет кредитование из специального фонда, означающее возврат к банковскому обеспечению заемными средствами с приемлемой процентной ставкой. Учитывая отсутствие стабильного финан­сирования в строго определенные периоды года, целесообразно развивать сезонное кредитование на основе залога сельскохозяй­ственной продукции.

В настоящее время на капитальные вложения и затраты по по­вышению плодородия почв направляется небольшой объем госу­дарственных финансовых ресурсов. Для подъема агропромышлен­ного производства необходимо расширить кредиты инвестицион­ного характера в целях реконструкции сельскохозяйственных объектов, внедрения новой технологии, модернизации основных фондов. Для этого следует шире использовать лизинг с участием государства.

Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, включая посевы и поголовье скота, — важный аспект государ­ственного регулирования. В настоящее время государственная поддержка ведется преимущественно путем оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, страхующим свое имущество. Предусмотрено, что при страховании урожая сельско­хозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств платят страховщикам 50 % страховых взносов, а остальные 50 % выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Учи­тывая бедственное финансовое положение большинства сельско­хозяйственных предприятий, эта мера, безусловно, должна спо­собствовать восстановлению сельскохозяйственного страхования. Однако опыт показывает, что ее, к сожалению, недостаточно. Кроме того, из бюджета не всегда выделяются необходимые сум­мы. Так, в 2002 г. урожай сельскохозяйственных культур с государ­ственной поддержкой застраховали 3,2 тыс. хозяйств. Общая сум­ма страховых взносов по договорам составила 959 млн руб., а из бюджета на уплату страховых взносов было выделено 284 млн руб., или 30 % вместо 50 %.

В государственной поддержке нуждаются не только сельскохо­зяйственные страхователи, но и страховщики. Дело в том, что, как уже отмечалось, сельскохозяйственное страхование, особенно страхование посевов, имеет свою специфику и связано с высокой степенью риска для страховщика. Это требует создания очень больших резервных и уставных фондов. С целью обеспечения ус­тойчивости сельскохозяйственного страхования образуется феде­ральный сельскохозяйственный страховой резерв, который форми­руется за счет отчислений в размере 5 % от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяй­ственных культур.


В США и странах Западной Европы созданы механизмы защи­ты внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продо­вольствия — таможенные пошлины и компенсационные платежи. Эти меры призваны выровнять разницу между высокими внутрен­ними и низкими мировыми ценами и увеличить доходность сельс­кого хозяйства. При этом размеры импортных тарифов довольно высокие. Так, в странах ЕС они составляют: на говядину 213%, пшеницу — 168 %. В США на ввоз сахара установлен тариф 224 %, на молоко — 83 %. В России тарифы на ввоз мяса крупного рога­того скота — 15 %, мяса птицы — 25, молока — 15, пшеницы — 5, сахара — 25 %.

В государственном регулировании агропромышленного про­изводства определенную роль играют федеральные целевые и региональные целевые программы, которые финансируются из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Например, разработаны федеральные программы «Плодородие», «Жилищное строительство», региональные про­граммы «Развитие птицеводства», «Развитие свиноводства» и т. д.

Следовательно, государственное регулирование способствует формированию отлаженного экономического механизма функци­онирования кооперативов и агропромышленных формирований.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие законодательные акты регулируют развитие кооперации?

2. Деятельность каких кооперативов регламентирует Федеральный закон «О производственных кооперативах»?

3. Каковы основные положения Федерального закона «О сельскохозяйствен­ной кооперации»?

4. На какие потребительские кооперативы распространяется Федеральный за­кон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и что он регламентирует?

5. Какие законодательные акты регулируют деятельность агрофирм, агрохол- дингов и финансово-промышленных групп?

6. В соответствии с какими федеральными законами осуществляют свою дея­тельность агропромышленные ассоциации (союзы)?

7. В каких законодательных актах предусмотрена государственная поддержка развития кооперации?

8. Что понимают под государственным регулированием агропромышленного производства?

9. Назовите задачи и направления государственного регулирования развития кооперации и агропромышленной интеграции.

10. Что представляют собой экономические рычаги государственного регули­рования?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.