Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий




 

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают повседневный опыт людей и доступны для понимания каждому. Но есть понятия, которые включают в своё содержание анализ сложнейших процессов, связанных с отношением человека к миру, к обществу, к самому себе. Нередко само осмысление этих понятий требует немалого напряжения интеллектуальных сил.

Понятия “человек” и “культура” неразрывно связаны друг с другом. В самом широком смысле под культурой нередко понимают все достижения человечества, все созданное человеком. Культура с этой точки зрения предстаёт “второй природой”, сотворённой самим человеком и образующей собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.

Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Если первая охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные связи и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду. то духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, мораль, философию, искусство, науку, политику и т.д.

Между материальной и духовной культурой существует глубинное единство, поскольку и та, и другая есть результат человеческой деятельности, основанием которой всегда выступают идеи, проекты, замыслы, которые, в свою очередь, воплощаются в материальные объекты. Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: к примеру, в художественном произведении главным выступает не материальная оболочка, а духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях весьма трудно обнаружить признаки духовности. Эти различия в конкретных социально-исторических условиях могут войти не только в противоречия, но и в глубокий конфликт друг с другом, приняв значительные масштабы. Подобный процесс мы наблюдаем в современной эпохе, когда материальная культура явно доминирует над духовной.

Знакомство с мировой культурой и ее изучение – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально-экономическое, политическое и индивидуально-личностное развитие человека в нашей стране. Именно поэтому люди, получающие высшее образование, должны обретать не только профессиональные знания, но иметь представления о сущности человека и общества, а значит понимать мировую и отечественную культуру. А этому также следует учиться. И процесс этого обучения включает в себя знания форм и типов культур, основных культурно-исторических центров и цивилизаций мира, этапов их развития и функционирования. Современный интеллектуально мыслящий человек просто обязан уметь аргументировать свою собственную позицию и оценку исторического прошлого, показать его значение для настоящего. В этой связи трудно переоценить роль, которую в современном высшем образовании должна играть такая дисциплина как культурология, которая сама по себе представляет теорию культуры.

Культурология ‑ относительно молодая наука. Первые попытки её создания относятся к концу ХIХ века. В частности, такие попытки имели место в Германии, где в рамках новой науки рассматривалась главным образом религия. Однако в полном смысле – и по названию, и по сути – культурология ‑ дитя ХХ столетия. Значительный вклад в её становление внес американский ученый Л.Уайт (1900-1975) своей книгой “Наука о культуре” (1949). Его заслуга состоит в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в круг её изучения.

Культурология еще пребывает на стадии становления; её категориальный аппарат требует своей дальнейшей разработки и уточнения, весьма открытым является и вопрос о концептуальном подходе к сути этой дисциплины. Самым главным, узловым понятием данной науки является понятие “культура”. Само слово “культура” впервые появилось в римской античности и на латыни означало “агрокультуру”, то есть возделывание, обработку, “культивирование” земли.

В ХVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, это понятие получило достаточно устойчивое употребление, которое, по сути, ограничивается одной лишь духовной культурой (просвещенность, образованность, воспитанность человека).

Позже культура рассматривается как: “степень человеческого в человеке” (Ф.Шиллер), “стиль жизни народа” (Ф.Ницше), “живая судьба народа” (Н.Бердяев), “предельное обобщение всего” (А.Лосев). Существуют точки зрения, обобщив которые можно сказать, что слово “культура” имеет значение образования и воспитания, производства и творчества, поклонения и почитания.

По сути своей культура не есть нечто внешнее для человека, детерминирующее формы его жизнедеятельности. Культура есть прежде всего способ реализации его творческих возможностей. Примечательным здесь является то, что культура представляется не простым линейным процессом, складывающимся из необратимой временной последовательности прошлого, настоящего и будущего, а как система, в которой эти меры времени сосуществуют и между которыми не только возможен диалог, но он всегда обнаруживает себя в той или иной форме в действительном человеке.

Культура в принципе невозможна без внутренней “переклички”, где “персонажи” прошлого не уходят со сцены, а ведут реальный диалог как со своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену. Осмысливая прошлое, мыслитель и художник, ученый и изобретатель, врач или экономист творят новые ценности, обогащают предметный и духовный мир культуры и тем самым ‑ мир человека.

Человек – культурная ценность, и самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных в творческий процесс природных задатков до самых утонченных и возвышенных идеалов, от научных абстракций до их реализации в сложнейших технических воплощениях, от эмоциональных переживаний до произведений в области искусства и литературы.

Адекватным способом реализации творческих возможностей человека во все времена выступала культура, которая при этом выполняла главную роль смыслонесущей и смыслопередающей субстанции, то есть первоосновы человеческого бытия.

Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей.

При этом следует отметить, что культура не только способствует развитию свободы человека, но и накладывает на человека и свои ограничения. Культурные запреты, теснейшим образом связанные с традициями, защищают общество от разрушительных сил, от деструктивных действий антисоциальных элементов, от поклонников животного эгоизма и грубой физической силы, от фашизма и расизма.

Не менее опасным является и отсутствие культурных ограничений в попытках управления силами природы. Экологический кризис, переживаемый ныне человечеством, в определённой мере – результат отсутствия общечеловеческих норм, предписывающих строгий порядок в отношении общества к природе. Вот почему сегодня необходимо в культурное сознание человека включать и понимание ценностей природы как среды обитания всех людей Земли.

Следует напомнить и о том, что современная эпоха принесла с собой новую угрозу со стороны политических и религиозных экстремистских организаций, осуществляющих теракты по всему миру и в конечном счете угрожающих гражданину любой страны. А эти вопросы непосредственно касаются проблем анализа процессов и тенденций социокультурной среды обитания современного человека и общества.

Словом, изучение культуры, раскрытие для себя смысла прошлых культур и обнаружение тенденций её будущего развития – жизненно необходимы любому, кто обучается и старается стать действительно образованным человеком.

Настоящий курс лекций по культурологии даст возможность студентам углубить свои знания в области истории и теории культуры, послужит дополнением к другим литературным, научным и методологическим источникам при подготовке к предмету.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.